Таблица 8 Динамика показателей движения рабочих кадров
Показатели
2007г.
2008г.
2009г.
1. Среднесписочная численность рабочих, чел.
34
38
37
2. Принято рабочих - всего
42
14
17
3. Выбыло рабочих - всего
8
10
18
4. в том числе: в связи с сокращением численности
0
5. по собственному желанию
6
9
6. уволено за прогул и др. нарушения труд. дисциплины
2
1
4
Коэффициенты: оборота по приему
1,23
0,36
0,45
оборота по выбытию
0,23
0,26
0,48
Общего оборота
1,47
0,63
0,94
сменяемости кадров min
текучести кадров
График 1 Динамика показателей движения кадров
Сравнивая периоды 2007-2008гг. выяснилось, что среднесписочная численность работников увеличилась на 4 человека, несмотря на то, что в 2008г. принято на 28 человек меньше, чем в предыдущем, а уволено на 2 человека больше. По собственному желанию уволилось в полтора раза больше рабочих, а за прогулы уволено вдвое меньше. Темп роста числа выбывших работников выше темпа роста числа прибывших на 1%. Коэффициент оборота по приему рабочих снизился на 0,87, а коэффициент оборота по выбытию вырос на 0,03. В 2009г. число уволенных работников заметно увеличилось по сравнению с предыдущими периодами. Увеличились коэффициенты и по приему и по прибытию работников. А коэффициент текучести кадров увеличился по сравнению с 2008г. в 1,8 раза. Такая текучесть кадров влечет за собой снижение производительности труда.
3.3 Анализ использования рабочего времени
Показатели обеспеченности предприятия кадрами ещё не характеризуют степень их использования и, естественно, не могут являться факторами, непосредственно влияющими на объём предоставленных услуг. Объём услуг зависит не только от численности работающих, сколько от количества потраченного на производство труда, определяемого количеством рабочего времени, от эффективности общественного труда, его производительности.
Возможно, что рабочее время согласно установленному трудовому режиму используется полностью: нет ни простоев, ни прогулов. Но возможны и потери рабочего времени как результат прогулов и простоев оборудования от неэффективного использования рабочего времени.
Различают понятия явочные дни, целодневные и внутрисменные простои, неявки и прогулы. Рабочий может явиться на работу и не работать в течение всей смены или части смены. Отсюда понятие целодневных и внутрисменных простоев. Прогул - это неявка на работу по неуважительным причинам, то есть без законных к тому оснований.
При анализе важно установить, какие из причин, вызвавшие потери рабочего времени, зависят от трудового коллектива (прогулы, простои оборудования по вине рабочих и т.д.) и какие не обусловлены его деятельностью (отпуска, например). Устранение потерь рабочего времени по причинам, зависящим от трудового коллектива, является резервом, не требующим капитальных вложений, но позволяющим быстро получить отдачу.
Таблица 9 Баланс рабочего времени на одного среднесписочного рабочего
Отклонение
2007г к 2008г
2008г к 2009г
Календарное время, дн.
365
-
Выходные и праздничные дни
114
116
118
Номинальное время, дн.
251
249
247
-2
Невыход на работу, дн. в т.ч.
8,6
35,5
33,1
26,9
-2,4
а) очередные и дополнительные отпуска
4,4
28
27,5
23,6
-0,5
б) выполнение государственных обязанностей
в) по болезни, беременности и родам
7,40
5,2
3,40
-2,2
г) прогулы
0,2
0,06
0,4
-0,14
0,34
Явочное время, дн.
242,4
213,5
213,9
-28,9
Средняя продолжительность рабочего дня, ч.
8,00
8,01
8,3
0,01
0,29
Среднее число работы одного рабочего, ч.
1939
1710
1775
-229
65
Календарное время составляет 365 дней. Болеть рабочие стали меньше на 2,2 дня, а количество прогулов увеличилось на 0,34 дня. Из всего вышеизложенного видно, что уменьшение количества ежегодных отпусков и неявок по болезни, приходящихся на одного рабочего в 2009 г привело к увеличению отработанного времени на 0,4 дня по сравнению с предыдущим периодом. Анализ использования рабочего времени показал, что на предприятии имеется резерв повышения производительности труда рабочих за счет ликвидации потерь рабочего времени, т.е. возможно увеличение выработки на одного рабочего.
Одним из важнейших условий выполнения плана по доходам от основной деятельности, увеличения выработки на каждого члена трудового коллектива, а также рационального использования трудовых ресурсов является экономное и эффективное использование рабочего времени. От того, насколько полно и рационально используется рабочее время, зависят эффективность работы, выполнение всех технико-экономических показателей. Поэтому анализ использования рабочего времени является важной составной частью аналитической работы на предприятии.
При изучении использования рабочего времени анализируется организация работы предприятия ЖКХ с целью расширения зон обслуживания на основании совмещения профессий и работ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8