Наукой менеджмента не выработаны какие-либо универсальные правила, применяемые при формулировании миссии. Приведем лишь некоторые рекомендации:
- миссия не должна зависеть от текущего состояния организации, форм и методов ее работы, так как она устремлена в будущее;
- в миссии не принято указывать в качестве цели получение прибыли. Фокусирование на прибыли может существенно ограничить спектр рассматриваемых организацией путей и направлений развития, что в конечном счете приведет к негативным последствиям. На первое место предпочтительно ставить интересы, ожидания и ценности потребителей (сегодняшних и будущих);
- между миссией организации и более общей системой (обществом), частью которой она является, не должно быть противоречий.
Специалисты по менеджменту считают, что организации должны идентифицировать себя в миссии не по производимому продукту или услуге, а по ключевому назначению, т. е. по определению того, «кто мы и чем мы отличаемся от других». Другими словами, значение имеет не то, что организация производит, а то, за что она борется, что она будет делать в будущем.
Цель организации - это конечное состояние или желаемый результат, которого стремится достичь трудовой коллектив. Чем больше целей ставит перед собой организация, тем она более сложна по структуре и управляемости. Цели всегда формируются на основе прогнозов. Чем более отдаленный период времени рассматривается, тем менее точен прогноз, тем в более общей форме ставятся цели. Однако цели должны быть конкретными и преодолимыми, быть достижимыми, а также взаимно поддерживать друг друга (быть согласованными между собой). На рис. 3 представлена стратегия организации.
Рис. 3. Цели, задачи и стратегия
Цели являются исходным пунктом планирования, они лежат в основе построения организационных структур, на целях базируется система мотивации, наконец, цели - это точка отсчета в процессе контроля, оценки результатов труда. Достижение целей осуществляется через функции управления.
Миссия ООО «Мебель»: изготовление качественной недорогой мебели для населения со средним достатком. Глобальная цель организации: получение прибыли и удовлетворение потребителей предоставляемыми услугами.
В зависимости от временного интервала, необходимого для реализации цели, цели подразделяются на стратегические (перспективные) и оперативные (тактические, краткосрочные); по комплексности их постановки - на комплексные и частные; по уровню обоснования - на научно обоснованные и эмпирические (опытные); по степени определенности - на планируемые и прогнозируемые. Существенное значение имеет деление целей на промежуточные и конечные, что обусловлено необходимостью учета конкретных, специфических условий становления, развития и завершения деятельности организации.
Маркетинговая стратегия и ее реализация связана с деятельностью различных элементов компании, поэтому необходимо разработать процесс координации, который должен быть эффективным, последовательным, справедливым, прозрачным и простым. Организации координируют свою деятельность при помощи пяти координационных механизмов:
- взаимное согласование,
- прямой контроль,
- стандартизация рабочих процессов,
- стандартизация выпуска,
- стандартизация навыков и знаний (квалификации).
В таблице 6 представлено краткое содержание бизнес-плана развития на ближайшее время.
Таблица 6
Краткое содержание бизнес-плана
1. Основные направления бизнеса
удовлетворение рациональных потребностей (мебель по индивидуальным заказам)
2. Основной товар
корпусная и встроенная мебель для дома, офиса, кафе, школы
3. Рынок сбыта
г. Новосибирск, прямые каналы сбыта
4. Емкость рынка сбыта
емкость рынка порядка 7 % от общего числа производителей
5. Ожидаемая прибыль на ближайший год и последующие годы (до 5 лет)
870 тыс. руб. в месяц + 6 % за каждый следующий
Для оценки эффективности реализации проекта используется система показателей, основными из которых являются показатели рентабельности и срок окупаемости, формулы расчета которых и экономический смысл приведены в таблице 7.
Таблица 7
Показатели эффективности бизнес - проекта
Методика расчета
Экономический смысл
Рентабельность активов (RОА)
RОА = ЧП/А*100, где ЧП - чистая прибыль; А - средняя величина активов RОА = 345,8 / 58,7*100 = 203
Показывает, сколько денежных единиц потребовалось фирме для получения одной денежной единицы прибыли, независимо от источника привлечения средств
Рентабельность собственного капитала (RОЕ)
RОЕ = ЧП/СК*100, где СК - собственный капитал RОЕ = 345,8/180*100 = 192,1
Позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками
Рентабельность инвестиций (ROI)
ROI=Пдо упл. нал./Вбал.-КО* 100, где Пдо упл. нал.- прибыль до уплаты налогов; Вбал. - валюта баланса: КО - величина краткосрочных обязательств
Характеризует прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в предприятие в виде инвестиций
Рентабельность продаж (ROS)
ROS = Рр / N * 100, где Рр - прибыль от реализации; N - объем товарной продукции
Характеризует эффективность продаж предприятия
Срок окупаемости (РВР)
РВР = IC / Рк где IC - начальные инвестиции; Рк - доход РВР = 1000/870 = 1,14
Срок, в течение которого инвестор сможет вернуть первоначальные затраты
Учитывая все показатели, которые были использованы в составлении бизнес-плана, можно сделать вывод, что данный проект является достаточно привлекательным и в ближайшие годы должен принести значительную прибыль.
В связи с тем, что ООО «Мебель» расширяет производство, требуется дополнительный набор столяров - мебельщиков.
На производстве мебели должны работать квалифицированные специалисты, имеющие достаточный опыт работы в данной области. Это связано с тем, что наше производство рассчитано на выпуск различных моделей мебели и предусматривает быстрое освоение производства нового вида мебели. Для оперативного изготовления мебели требуются квалифицированные специалисты, способные быстро и качественно наладить технологический процесс нового вида мебели. Кроме этого в состав оборудования входят современные машины, которые также требуют высокопрофессиональный персонал.
Количество решений, принимаемых менеджерами, огромно, и они связаны с необходимостью воздействия на объект управления с тем, чтобы перевести его в желаемое состояние.
При осуществлении функций управления менеджер принимает решения о целях деятельности, необходимых ресурсах, способах достижения поставленных задач; о структуре производства и управления, создании новых или упразднении существующих подразделений, об организации производственного процесса, труда рабочих и специалистов; об организации и проведении контроля, деятельности исполнителей оценке финансового состояния предприятия, оценке исполнения стратегической концепции предприятия и др.
Маркетинговая стратегия и ее реализация связана с деятельностью различных элементов компании, поэтому необходимо разработать процесс координации, который должен быть эффективным, последовательным, справедливым, прозрачным и простым.
Управление предприятием включает такие функции, как определение целей, координация, регламентация, стимулирование, контроль и оценка результатов деятельности отдельных работников и трудового коллектива в целом. Центральным звеном организации любого дела является, как известно, планирование.
Только бизнес-план, подготовленный на основе потребности в информации, необходимой для предполагаемых источников финансирования проекта, безусловно, произведет впечатление на владельцев капитала с точки зрения оценки умения планировать. Также инвесторы оценят общую компетенцию руководителя данного предприятия.
При прочих равных условиях хорошо подготовленный бизнес-план всегда повысит шансы на получение финансовой поддержки из различных источников.
1. Бизнес-планы. Полное справочное руководство. / Под ред. И.М. Степнова. - М.: ИНФРА-М, 2001.
2. Воропаев В.И. Управление проектами в России. - М.: Алан-с, 2003.
3. Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговые исследования. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2005.
4. Комаров А.Г., Кудашев А.Р., Брандукова А.А., Муфтиев Г.Г. Современный менеджмент: теория и практика. - СПб.: Питер, 2004.
5. Менеджмент. / Сост. Басаков М.И. - М.: Дашков и К, 2005.
6. Шкардун В.Д. Методика исследования конкуренции на рынке // Маркетинг в России и за рубежом. - 2000. - №4.
Страницы: 1, 2, 3