Рефераты. Акмеологические особенности оптимизации управленческих решений






Сам объект такого типа, все взаимодействия и связи между его подсистемами и элементами подчинены специфичным для данного объекта законам, определяющим особенности его существования и изменения. Между подсистемами данной системы могут быть различные отношения, связи и взаимодействия.

Сходные, однотипные, устойчивые отношения и взаимодействия составляют структуру. Поскольку внутри одной и той же системы, особенно большой и сложной, может быть множество различных связей и отношений, то в ней можно выделить ряд структур. Такие системы называют многоструктурными, многоуровневыми.

Системные объекты обладают целостностью, устойчивой структурой. Для них характерны "системные эффекты" - появление новых свойств, возникающих в результате взаимодействия элементов в рамках целого. Для системных объектов характерна также иерархичность строения - последовательное включение систем более низкого уровня в систему более высокого уровня.

В конце XX столетия культура управления стала рассматриваться как многознание, использование данных многих наук, передовых достижений, как перевод интегральных данных на язык выработки и принятия управленческих решений. В обучении и постоянном наполнений знаний руководителей наряду с экономикой, правом, технологиями приоритетными стали поведение человека в организации, в обществе, законы раскрытия творческого потенциала как организаторов-управляющих, так и каждого члена организации. Произошел закономерный переход от понятия "убавление" к понятию "менеджмент", которое связывается с организационно-гибким, мотивационным управлением, осуществляющимся на профессиональной основе, на понимании возможностей поведения человека в социальной организации.

Различные типы современного менеджмента (американские, западноевропейские) исповедуют "человеко-центрированный"" подход, ставящий в центр внимания управленца любого уровней соответственно, направленный на поиск механизма активизации возможностей человека.

Одним из примеров разработки подобного подхода является известная классификация представителя проблем управления Дугласа Макгрегора, получившая название теории "X" и теории "Y", отражающих соответственно предпосылки авторитарного и демократического стилей управления. Посыл теорий "X" и "Y" по вопросу о поведении человека можно представить так:

Теория "Х":

1. Человек изначально не любит работать и будет избегать работы.

2. Поскольку человек не любит работать, его следует принуждать, контролировать, угрожать наказанием, чтобы заставить работать для достижения щелей организации.

3. Средний человек предпочитает избегать, чтобы им руководили: он предпочитает избегать ответственности, у него мало честолюбия, ему нужна безопасность.

Теория "Y":

1. Работа для человека так же естественна, как и игра.

2. Внешний контроль - не единственное средство объединения усилий для достижения целей организации. Человек может осуществлять самоуправление и самоконтроль, служа целям, которым он привержен: приверженность формируется как результат наград, связанных с достижением целей.

3. Средний человек стремится к ответственности, его желание избежать ответственности, как правило, - результат прошлого разочарования и вызвано плохим руководителем сверху.

Средний человек наделён высоким уровнем воображения и изобретательности, которые редко используются в современной жизни. Обычно это ведёт к разочарованию и превращает человека в противника организации.

Своеобразный подход к классификации стилей управления можно найти у Р. Лайкерта, который всех менеджеров разделил на "сосредоточенных на работе" и "сосредоточенных на человеке". Учёный, оценивая стили управленческой деятельности, отдаёт предпочтение второму стилю (сосредоточенности на человеке), поскольку он даёт рост производительности труда. (11)

В акмеологии существует особый подход к управленческой деятельности.

Управленческая деятельность характеризуется двойственным подходом к раскрытию ее определения. Первоначально это характеристика деятельности конкретного руководителя, действующего в какой-либо конкретной обстановке, но в то же время - это персонифицированная совместная деятельность.

Так как "предметом" деятельности руководителя и основной формой взаимодействия с социальным окружением является общение, поскольку руководитель взаимодействует с другим субъектом и воздействует на него.

Управленческая деятельность представляет собой большое число действий со стороны руководителя, частые вмешательства извне, поддержка и развитие социальных контактов, преобладание вербального общения с персоналом.

Управленческая функция реализуется в управленческой деятельности, если необходимость в реализации воспроизводится при смене заказа на конечный продукт и заменяемость условий воспроизводства самой базовой части комплекса - функционирования деятельности с наличием фиксированных исполнителей. (11)


Глава 2. Управленческая деятельность в акмеологии

2.1 Управленческая компетентность


Герасимов Б.Н., занимавшийся исследование управленческой компетентности руководителей, отмечал, что в любом виде деятельности существуют стандартные технологии управления, которыми необходимо уметь пользоваться, чтобы эффективно решать профессиональные задачи. Освоение технологий менеджмента повышает требования к профессиональному отбору и подготовке управленческого персонала. Таким образом, необходим определенный набор технологий менеджмента, т.е. средств, с помощью которых можно успешно решать функциональные задачи управления. (5)

В результате анализа различных технологий, применяющихся в управленческой деятельности, были определены основные технологии менеджмента (всего 53) и разделены на следующие группы: власти, принятия управленческих решений, мотивации, стиля управления, конфликтологии, групповой динамики, коммуникации, организационной культуры, социальной ответственности и отношения к инновациям.

Профессиональная управленческая деятельность предъявляет к работнику, входящему в эту деятельность, определенный набор требований. Если деятель соответствует этим требованиям, мы называем его профессионалом. Тогда качественно определенные степени соответствия работника требованиям профессиональной управленческой деятельности называются уровнями профессионализма.

Первый уровень профессионализма называется информационный, второй - процедурный (операционный), третий - тактический, четвертый - оперативный, пятый - проектный, шестой - ситуационный.

Содержание:

1) Способность собирать информацию, осуществлять ее первичную обработку, передачу и хранение. На этом уровне обычно происходит применение различных предписаний, а также освоение основных средств мышления и деятельности, необходимых для осуществления управленческой деятельности.

2) Способность выстраивал, конкретные действия (процедуры и операции) в необходимой последовательности для решения определенных задач

3) Способность применять совокупность методов и средств, для решения задач в краткосрочный период. Необходимо уметь пользоваться основными средствами мышления и деятельности для достижения согласованных целей.

4) Способность управлять деятельностью нескольких специалистов или их групп. На этом уровне происходит выработка предписаний для управленческой деятельности. Необходимо обладать способностью в познании других людей Способность разрабатывать и управлять различными проектами, периодически возникающими в организации.

На этом уровне происходит видоизменение предписаний в управленческой деятельности. Необходимо обладать способностью к продуктивной деятельности и способностью решать проблемы, поставленные другими.

5) Способность управлять деятельностью людей с учетом ситуационных параметров. Необходимо уметь корректировать выбранный метод управления и принятия решений с учетом конкретных условий данной ситуации.

6) Способность придавать управленческой деятельности, системность, т.е. рассматривать как совокупность Системный взаимосвязанных ситуаций и явлений, а также превращать сложное в простое, восходить от абстрактного к конкретному. Необходимо обладать способностью ставить проблемы. (5)

Способность вырабатывать миссию, цели организации. Приобретение способности разрабатывать программы Программно деятельности коллектива для достижения целей организации, - целевой. На данном уровне применяется комплексный подход, при котором учитываются различные аспекты менеджмента и их взаимосвязи.

Каждый из представленных уровней имеет такую степень качественной определенности, которая позволяет отличать один уровень от другого. Характеристики уровня является универсальной для любой деятельности управленческого типа.

Данная классификация значима на практике, так как помогает распределять функции менеджмента исходя из того, на каком управленческом уровне находится специалист. (5)

2.2 Признаки управленческой деятельности


А.А. Деркач выделяет наиболее существенные признаки управленческой деятельности:

1. Поддержание в оптимальном рабочем режиме систем управления, сложных по составляющим их элементам и разнородных по функциям объектов (цель).

2. Объектом управленческой деятельности является организация, подсистемы которой имеют определенную этажность, что влияет на отношения между ними и отражается на содержании управленческой деятельности.

3. Люди, которые являются важнейшими компонентами системы управления, занимают определенные профессионально-должностные позиции в структуре организации, определяют функциональные связи внутри системы и функциональную зависимость между профессионально-должностными позициями.

4. Социально-психологические отношения между субъектами деятельности в системе управления, на которые влияют качественные характеристики выполнения функций, соответствующих профессионально-должностной позиции и отражающих весь спектр решаемых профессиональных задач: администраторских, стратегических, экспертно-консультативных, представительских, воспитательных, психотерапевтических, коммуникативных, инновационных и дисциплинарных.

5. Направленность на оптимизацию управленческой деятельности при помощи экономических, административных, психологических и педагогических воздействий.

6. Прием, переработка информации и генерация новой информации в виде управленческих решений, где прием информации как деятельность проходит в двух аспектах - внешнем и внутреннем плане деятельности. Первый - внешний план деятельности. Второй - составляет деятельность психическая, связанная непосредственно с механизмом формирования образа объекта управления. Внешний план деятельности по приему информации составляют действия поиска и сбора. Внутренний план включает обнаружение, опознание и декодирование информации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.