Рефераты. Административная школа: Анри Файоль






·        правильный подбор административного аппарата;

·        точное определение функций;

·        согласование усилий для выполнения намеченной работы;

·        ясное, отчетливое и точное формулирование решений;

·        поощрение ответственности и инициативы;

·        справедливое вознаграждение за труд;

·        предупреждение ошибок и недоразумений;

·        обязательное соблюдение дисциплины;

·        подчинение личных интересов интересам предприятия;

·        единство распорядительства;

·        всеобщий контроль;

·        борьба со злоупотреблениями в регламентации, с бюрократическим  формализмом,  бумажной  волокитой и т.д.

Все указанные обязанности являются справедливыми, и для настоящего времени.

Построенный социальный организм требуется привести в действие. Эта задача выполняется с помощью функции распорядительства.

Распорядительство.  Целью распорядительства является  извлечение наибольшей  пользы и  выгоды  из подчиненных руководителю работников в интересах предпри­ятия в целом.

По Файолю, руководитель, исполняющий функцию распорядительства, должен придерживаться следующих правил:

·        знать в совершенстве подчиненных ему работников;

·        увольнять неспособных работников;

·        хорошо знать условия, связывающие предприятие и служащих;

·        подавать положительный пример;

·        производить  периодическое  инспектирование  социального организма предприятия;

·        проводить   совещания   с   ведущими   работниками предприятия с целью согласования единства направлений и усилий;

·        стремиться к тому, чтобы среди персонала предприятия господствовали активность и преданность;

·        не уделять мелочам много внимания в ущерб решению важнейших вопросов.

Координирование. Его главной целью является достижение соответствия и согласованности между различны­ми частями предприятия путем установления рациональ­ных связей в производстве. Эти связи носят самый раз­нообразный характер: по содержанию они могут быть техническими, экономическими, организационными; по иерархическому признаку — связи между различными ступенями управляемого объекта. Кроме того, сюда от­носятся связи между собственно производством, с одной стороны, и распределением, обменом и потребителем — с другой.

Управление предприятием через функцию координи­рования призвано рационально организовать все эти связи на основе их изучения и совершенствования.

Контроль.  Задачей  контроля является  проверка  ис­полнения в соответствии с принятой программой. Кон­троль должен осуществлять контролер, отвечающий сле­дующим  требованиям:   компетентность,   чувство  долга, , независимое положение в отношении к контролируемому объекту, рассудительность и такт. Он обязан  воздерживаться  от вмешательства в управление и исполнение дел.  Контроль должен осуществляться вовремя и иметь конкретные последствия.

Таким образом, главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управ­ление как универсальный процесс, состоящий из пяти функций управления (предвидение, организация, распо­рядительство, координирование и контроль).

Файоль отмечал, что никаких возражений не вызыва­ет включение в область управления таких функций, как предвидение, организация, координирование и контроль. Однако это не относится к функции «распорядительст­во», которую можно изучать и отдельно. Включение рас­порядительства в перечень основных функций управле­ния он объяснял следующими причинами:

С распорядительством непосредственно связано формирование персонала предприятия и аппарата его управления.

Тождественность принципов управления и принципов распорядительства. Управление и распорядительство тесно взаимосвязаны.

На основе выделения основных функций в 1923 г. Файоль дал определение понятию «управление».     Управлять   —   значит   предвидеть,   организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать; предвидеть — учитывать грядущее и вырабатывать программу действия; организовывать — строить двойной материальный и социальный организм предприятия; распоряжаться — заставлять персонал надлежаще работать; ко­ординировать — связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия; контролировать — заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным; правилам и отданным распоряжениям.

Файоль выделял еще шестую — административную функцию, которая отличается от пяти других функций управления. Административная функция оказывает воз­действие только на персонал предприятия. При этом Файоль предостерегал от возможности смешения административной функции с понятием «правления». Под правлением он понимал движение предприятия к поставленным целям на основе наилучшего использования всех его ресурсов. Правление предполагает использование всех шести сформулированных функций.

Управление Файоль рассматривал в качестве шестой функции, действие которой должно быть обеспечено правлением. Вместе с тем он не ставил знака равенства между административной функцией и правлением.

Фойоль рассматривал предприятие как замкнутую систему управления. Основное внимание он уделял внут­ренним возможностям (условиям) повышения эффективности деятельности предприятия за счет совершенст­вования процесса управления. Файоль сформулировал принципы (законы, правила), которые, по его мнению, применимы к любой административной деятельности. При этом Файоль отмечал, что принципы далеко не всегда требуют жесткого исполнения. Они гибки и под­вижны, и их применение зависит от меняющихся об­стоятельств, от состава работников и т. д.


Классификация принципов управления

в теории А.Файоля

 

Файоль сформулировал 14 принципов управления:

1.Разделение труда. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же затратах усилий. Разделение труда непосредственно связано со специализацией.

Этот принцип, может быть, применим как для сферы производственного, так и управленческого труда. Разделе­ние труда эффективно до определенных размеров, при дос­тижении которых оно не приносит желаемых результатов.

2.Полномочия и ответственность. Полномочия — это право распоряжаться ресурсами предприятия (организации), а также право направлять усилия сотрудников на выполнение порученных заданий. Ответственность представляет собой обязательство выполнять задания и обеспечивать их удовлетворительное завершение.

Полномочия являются инструментом власти. Под властью понималось право отдавать приказы. Власть непосредственно связана с ответственностью. Различают должностную (официальную) власть и личную власть, вытекающую из индивидуальных качеств работника.

В современных условиях этот принцип звучит так: полномочия (права) должны соответствовать ответственности.

3.Дисциплина. Дисциплина предполагает достижение выполнения соглашений, заключенных между предпри­ятием и его работниками, в том числе и повиновение. В случае нарушения дисциплины к работникам могут при­меняться санкции.

Файоль считал обязательным соблюдение дисциплины, как для руководителей всех рангов, так и для рабо­чих. Он указывал на то, что дисциплина такова, каков руководитель.

4.Единоначалие (единство распорядительства). Работ­ник должен получать распоряжения и указания от своего непосредственного руководителя. Кроме того, он должен уважать авторитет руководителя.

Сформулировав этот принцип, Файоль вошел в про­тиворечие с рекомендациями Тейлора, который считал, что рабочие могут подчиняться разным функциональным руководителям.

5.Единство направления (дирекции). Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна иметь план и одного руководителя.  При  наличии  нескольких  групп для координации   их деятельности  необходим  единый план, утвержденный вышестоящим руководством. Файоль подчеркивал:  «Один руководитель и единый  план для совокупности операций, имеющих общую цель».

6.Подчиненность личных (индивидуальных) интересов — общим. Интересы одного работника или группы работников должны быть направлены на выполнение интересов всего предприятия и не должны превалировать над ними. В случае возникновения противоречий в интересах — задачей руководителя является их примирение.

7.Вознаграждение персонала, т. е. цена оказываемых услуг. Работники должны получать справедливую зарплату за свой труд. Это в одинаковой степени относится и к рабочим, и к управляющим.

8.Централизация. На предприятии должно быть достигнуто определенное соответствие между централизаци­ей и децентрализацией, которое зависит от его размеров и конкретных условий деятельности.

Небольшие предприятия имеют высокую степень, централизации, а крупные — меньшую. Выбор правиль­ного соотношения между централизацией и децентрализацией позволяет достичь наилучших результатов.

9.Склярная цепь (иерархия). Склярная цепь — это ряд руководящих работников, находящихся на разных уровнях иерархии (от высших руководителей до руково­дителей   низового   звена).   Склярная   цепь   определяет подчинение работников. Иерархическая система управления является необходимой, но если она наносит ущерб интересам предприятия, то ее необходимо усовершенствовать.

Рациональная структура управления организацией тре­бует наличия наряду с иерархией горизонтальных связей.

10.Порядок. Файоль подразделял порядок на «материальный» и «социальный».  Каждый работник должен иметь свое рабочее место, обеспеченное всем необходи­мым. Для этого руководитель должен хорошо знать своих подчиненных и их потребности. Коротко этот принцип можно сформулировать так: «место — для всего и все на своем месте».      

11.Справедливость. Справедливость — это сочетание доброты и правосудия. Работник, чувствующий справед­ливое к себе отношение, испытывает преданность к фирме и старается трудиться с полной отдачей.        

12.Стабильность рабочего места дня персонала. Для предприятия наиболее предпочтительными являются работники, которые держатся за свое место. Высокая текучесть кадров характеризует плохую работу управленче­ского персонала, снижает эффективность работы предприятия. Кроме того, этот принцип говорит о том, что работнику необходимо определенное время для овладения требуемыми навыками на должном профессиональном уровне. В процветающей компании управленческий персонал является стабильным.

13.Инициатива.   Проявление   предприимчивости и инициативы не только руководителями, но и всеми работниками предприятия. Претворение в жизнь данного принципа часто требует от администрации «поступиться личным тщеславием».

14.Корпоративный дух. Сила предприятия в гармонии («единении») всех работников предприятия, Файоль ука­зывал на недопустимость использования в управлении принципа «разделяй и властвуй». Напротив, считал он, руководители должны поощрять коллективизм во всех его формах и проявлениях.

Предложенная  Файолем  классификация  принципов управления  способствовала  упорядочению  управленческого  процесса.   Файоль  подчеркивал  универсальность принципов управления, не ограничивая их применение только сферой производства. Файоль считал, что предложенная им система принципов не может быть окончательно сформулирована. Она должна оставаться открытой для дополнений и изменений, основанных на новом опыте, его анализе и обобщении. Файоль отмечал, что применение принципов на практике — это «трудное искусство, требующее вдумчивости, опыта, решительности и чувства меры». Многие из приведенных выше признаков не утратили своей актуальности и в настоящее время, несмотря на произошедшие за последние десятилет­ия изменения.

Файоль рассматривал теорию управления (в его терминологии — администрирование) как совокупность правил, приемов, принципов, направленных на осуществление предпринимательской деятельности наиболее эффективно, оптимально используя ресурсы и возможности предприятия.

   Файоль   выделил   важнейшие   принципы:   единство командования и руководства. По мнению Файоля, для достижения определенной цели должны быть соответствующая программа и единый руководитель. Наруше­ние этого принципа приводит к неправильному разгра­ничению функций внутри организации. В отличие от Тейлора,   Файоль   отрицает  необходимость   наделения функциональных работников административными пра­вами  и  впервые указывает на необходимость создания штабов, которые не должны обладать правом руководства, а только осуществлять подготовку к будущему, выявлять возможные способы совершенствования организации.

Особое внимание Файоль уделил составлению про­гноза и плана. Он указал на необходимость краткосроч­ного и долгосрочного планирования в каждой организа­ции, а также на необходимость планирования в нацио­нальном масштабе, исходя из потребностей общества в целом и в особенности производства.

Заслугой Файоля является утверждение о том, что каждый член общества нуждается в большей или мень­шей степени в знании принципов административной деятельности.

Таковы основные положения административной школы Файоля. Главным в ней Файоль считал сам метод анализа и расчленения процесса администрирования. Особое внимание он уделял вопросу подготовки руково­дящих кадров, решительно выступая против существую­щей системы, опирающейся на инженерные дисципли­ны. Основным для рабочих Файоль считал достижение ими технического мастерства. Мастерство же управлен­ческих работников может быть достигнуто по мере про­движения их по служебной лестнице.

Файоль ставил задачу — научить промышленных ад­министраторов такому управлению занятыми на пред­приятии рабочими, которое обеспечивало бы наиболь­шую индивидуальную и коллективную производитель­ность труда путем концентрации их «воли» в одном, строго определенном направлении, указанном предпри­нимателем. Последнее требует создания науки об управ­лении людьми, опирающейся на «тщательное изучение и научное экспериментирование».

Особое внимание школа Файоля уделяла разработке основных индивидуальных, психологических качеств, которыми должен обладать администратор. Был составлен перечень качеств, в число которых вошли следую­щие:

·        здоровье и физические качества;

·        ум и интеллектуальные способности;       

·        моральные качества (сдержанность, воля, настойчивость, решительность в принятии ответственных решений, чувство долга и т.д.);

·        хорошее общее образование;

·        способность управлять людьми (предвидение, уме­ние  разработать  план  действий,   организаторские способности, умение воздействовать на людей для выполнения поставленных целей, искусство обще­ния, коммуникабельность, умение контролировать действия подчиненных);

·        знание всех наиболее важных функций и направлений деятельности предприятия;

·        подлинная   компетентность   в  деятельности   кон­кретного предприятия.


Советы А.Файоля моло­дым управляющим

(менеджерам) [1]

 

Особого внимания заслуживают советы Файоля моло­дым управляющим (менеджерам). Наиболее интересными среди них являются следующие:

1.     дополняйте  свои  технические  знания   «умением распоряжаться, предвидеть, организовывать и кон­тролировать». «Вас будут судить не по вашим зна­ниям, а по вашим действиям»;

2.     получайте  «необходимые  ценные  дополнения   к вашему образованию» общением с руководителя­ми;

3.     при общении с рабочими тщательно взвешивайте свои слова и не делайте незаслуженных замечаний. Всесторонне изучайте поведение, характер, сноровку и даже личную жизнь рабочих;

4.     при благоприятных отношениях с руководителями не злоупотребляйте их доверием;

5.     при оценке окружающих вас людей соблюдайте должную сдержанность и меру, не допускайте не­ обоснованной и недоброжелательной критики;

6.     постоянно пополняйте свои знания и не отставайте от достижений современного общества.

Обращаясь к молодым менеджерам, Файоль писал: «Вы принадлежите к... интеллигенции, поэтому не долж­ны отставать от передовых идей во всех областях».




Различия во взглядах А.Файоля и Тейлора


Взгляды Файоля и Тейлора имеют принципиальное отличие. У Тейлора рабочий является одним из элемен­тов производства наряду с предметами труда и орудиями производства. Файоль же рассматривает рабочего как «социально-психологического индивида». Файоль выдвигал на первый план «социально-организационную задачу», у Тейлора она растворяется в задаче общеорганизационной.

Файоль во многом пошел дальше Тейлора. В частно­сти, он предпринял попытку с теоретических позиций исследовать «социальный организм» предприятия, в то время как Тейлор практически все свои усилия направлял на рационализацию «материального» организма.

Следует отметить, что позднее в американской практике, а за нею и в других странах, тейлоризм и файолизм слились в единую концепцию, известную как школа «научного менеджеризма».

Список литературы




1.     Коротков Э.М. Концепция менеджмента   /Москва 1996г.

2.     Чудновская С.Н. История менеджмента    /Санкт-Петербург 2004г.

3.     Коротова Н.В. История мирового менеджмента     /Москва 2002г.

4.     Менеджмент в России и зарубежом          /выпуск№1 1997г.

5.     Басовский Л.Е. Менеджмент    /учеб.пособие Москва  2003г

6.     Классики менеджмента   /энциклопедия под редакцией Малькольма Уонера Санкт-Петербург 2001г.



[1] Файоль А. Общее и промышленное управление. М.,1924 – С. 131-134


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.