Рефераты. Жизнь и творчество Гиппократа






Говоря о необходимости профессиональной подготовки хирурга и вреде невежд в этой области, великий ученый писал: «А стыдно через операцию не достигнуть того, чего желаешь». В подготовке хирурга он основное внимание уделял не технической стороне проведения операции, а диагностическому процессу в деятельности врача. «Только тот кто будет иметь знания признаков правильно приступит к хирургии».

В работе «О благоприличном поведении» Гиппократ говорит не только о правилах поведения врача в обществе, но и о положении медицины в системе других наук и связи медицины с философией. «Ведь врач философ равен богу. Да и немного в самом деле различия между мудростью и медициной и всё, что ищется для мудрости всё это есть и в медицине, а именно: презрение к деньгам, совестливость, скромность, простота в одежде, уважение, суждение, решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение к пороку, отрицание суеверного страха перед богами, божественное превосходство. То, что они имеют, они имеют против невоздержанности, против корыстолюбивой и грязной профессии, против непомерной жажды приобретения, против алчности, против хищения, против бесстыдства...»

Долгое время идёт полемика (продолжается она и сейчас): к чему относится врачевание, к науке или искусству? Со всей определенностью уже тогда отметил, что врачевание может стать действительно искусством после длительной, целенаправленной, постоянной учебы и кропотливой работы. «Поэтому должно вообще стоять на том, что действительно происходит, и заниматься этими делами немалое время, если кто хочет приобрести себе эту легкую и безошибочную способность, которую мы зовём врачебным искусством. Ведь она принесёт величайшую пользу, как больным, так и тем, которые занимаются с ними. И не нужно стесняться разузнавать от простых людей, если что покажется полезным для удобства лечения, ибо я думаю, что всё искусство в целом так было обнаружено, что наблюдался конец в каждом отдельном случае и всё было сведено к одному и тому же выводу. Поэтому должно обращать внимание на случайные обстоятельства, которые встречаются на каждом шагу, и делать дело с пользою и тактом, а не с предвозвещанием и аналогиями во время самого действия».

В наставлениях для врачей Гиппократ высказался и за необходимость коллегиальных решений вопросов диагноза и лечения затруднительных случаев. Он писал, что нет ничего постыдного в том, что врач испытывающий затруднение в диагностике и лечении просит созвать консилиум. Словно к грядущим поколениям обращены его слова: «Я с клятвою заверяю, что никогда осуждение врача, должно возбуждать зависти другого, это значило бы показать свою слабость...».

Важное место в сочинениях Гиппократа отводится научной работе врача. Он начисто отвергает дилетантский подход к возможности научных открытий и утверждает значение исторического изучения того или иного вопроса. «А мне кажется, что стремление и задача знания состоит в том, чтобы находить нечто ещё не найденное, то именно, что будучи открытым, много лучше неоткрытого, а также точно доводить, до конца сделанное наполовину». И далее: «...в медицине уже с давнего времени всё имеется в наличии, в ней найдены и начало, и метод при посредстве которых в продолжении долгого времени многое и прекрасное открыто, и остальное вслед за этими будет открыто, если кто-нибудь, будучи основательно подготовленным и зная уже открытое, устремится, исходя из этого к исследованию. Напротив, тот, кто, отвергший и презревший всё это, приступает к новому пути или способу искания и утверждает, что он открыл нечто, как сам обманывается, так и других обманывает, да и в самом деле это невозможно».

Большое внимание великий врач уделял просветительской деятельности, которую он считал, неотъемлемой частью работы зрелого в профессиональном и гражданском понимании этого слова врача. Так, в наследии Гиппократа особое место занимает его книги: «О природе человека», «О здоровом образе жизни», «О страданиях», «О священной болезни» и др., написанные в популярной форме, доступные неспециалисту в медицине. Гиппократ был высокообразованным человеком. Он поддерживал связь с выдающимися людьми того времени и находился в определённой степени под их влиянием. Сохранилось письмо выдающегося философа Демокрита к Гиппократу, в котором в частности он писал: «Необходимо всем людям знать медицинское искусство, Гиппократ, и особенно, тем, что получил образование и искусен в речах, ибо это в одно и тоже время прекрасная и полезная вещь для жизни, поскольку, как я думаю, знание философии является сестрой медицины и живёт с ней под одной и той же кровлей...». И далее: «Действительно философия освобождает душу от страстей, а медицина избавляет тело от болезней. Ум возрастает, пока имеет здоровье, забота о котором, прекрасное дело здравомыслящих, но когда телесное состояние повреждено, ум не имеет даже охоты заботиться о добродетели, ибо наступившая боль ужасным образом омрачает душу, вовлекая в страдание разум».

Можно полагать, что книга «О страданиях» написана в определённой степени под влиянием подобных убеждений, рассчитанная на широкую публику, она сообщает такие сведения о болезнях их лечении, которые нужно знать малосведущему в медицине человеку, чтобы при определённых обстоятельствах оказать себе помощь. Знаменательно начало книги: «Всякий здравомыслящий человек, сознавая, что для людей здоровье дороже всего, должен учиться помогать себе в болезнях собственным суждением, распознавать также, что говорят ему врачи и предписывают для его тела, знать всё это в той мере, которая подобает частному человеку». Разбирая причины заболеваний, ученый указывает на пищу и питьё, усталость и раны, обоняние, слух, зрение, половые сношения, тепло и холод. Развивая положение о необходимости распространения медицинских знаний среди населения, Гиппократ отмечает: «...важно также, чтобы простой человек способствовал собственным своим суждениям тому, что говорит и делает врач».

В книге «О страданиях» особенно ценны разделы, посвящённые применению диеты при лечении, а также описание применения тепла, холода, компрессов при различных заболеваниях.

Просветительская деятельность и отсутствие страха перед осуждением корпорации врачей относительно разглашения «тайн врачевания» принесли Гиппократу широкую известность. Эти мысли великого ученого о медицинском просвещении населения не устарели и сейчас и получили дальнейшее развитие. В настоящее время ликвидация медицинской безграмотности играет важную роль в утверждении здорового образа жизни, профилактике травматизма и многих заболеваний.

Гиппократ прославился и как врач-практик. При лечении больных он пользовался следующими средствами: 1) диетотерапия; 2) лекарственными препаратами; 3) бальнеотерапией; 4) лечебной физкультурой, 5) внушением, 6) скальпелем. Созданная им лечебница состояла из гимнастического зала, водолечебницы с бассейном, операционной. Что касается диетотерапии, то о значении, которое он ей придавал, можно судить даже по названиям его работ: «О диете при острых заболеваниях», «О диете». Книга «О здоровом образе жизни» посвящена диете для здоровых людей в различные времена года с учётом конституции и желанием похудеть или, наоборот, пополнеть. Он широко использовал лекарственные препараты растительного происхождения.

Как видно из приведённого не так уж мало было в расположении у Гиппократа средств, способствующих сохранению здоровья пациентов, и они были направлены в первую очередь на усиление защитных сил организма при различных страданиях, на его укрепление. А разве не это линия является стратегической в современной медицине?

Указанная направленность практической деятельности снискала Гиппократу славу выдающегося врача современности и всех последующих веков. Наука интернациональна с этим сейчас никто не спорит. Но ученый как представитель своей нации может добиться интернациональной известности только будучи патриотом своего народа, своей родины. Гиппократ был патриотом греческого народа. Когда его пригласил к себе на службу персидский царь Артаксеркс, суля ему несметные богатства он категорически отказался. Поэтому поводу он писал своему народу: «Я имел бы позор от богатства царя и от изобилия враждебного моему отечеству, я обладал бы ими подобно тому, кто стал бы опустошителем городом Греции. Богатство не есть приобретение денег отовсюду ибо великие святыни добродетели, которых справедливость не закрывает но делает видимыми». И далее: «Счастливы народы, которые знают, что превосходные люди служат им защитой - не башни и не стены, но мудрые советы мудрых людей».

Ещё совсем недавно в период переломных моментов развития медицины, когда собственный фактический материал не мог быть объяснён господствующими теориями медицины, а передовые достижения не осваивались по субъективным или объективным причинам, пессимисты от медицины провозгласили лозунг: «Назад к Гиппократу». Нельзя признать и лозунг оптимистов: «Вперёд с Гиппократом». Не ценить интеллект, не признавать и не использовать достижения отдельных личностей - ошибка, дорого обходящаяся обществу, но обожествлять какую-либо личность в любой отрасли человеческих знаний не менее вредно, ибо это задерживает поступательное развитие общества, обязывает его на застой. Поэтому мы с полным основанием можем сказать, что достижения прошлых поколений могут и должны быть лучом, направленным в грядущее.

Подводя итоги всем исканиям подлинного Гиппократа почти за 22 столетия, можно сделать заключение: в 60-ти сочинениях Гиппократова сборника по крайней мере 6 являются его подлинными сочинениями. Книги эти больше всего гармонируют с личностью гиппократа, как она сохранилась в придании.

Заключение

Здесь были изложены главнейшие результаты многовековых исследований о жизни и творчестве Гиппократа, насколько это возможно было сделать в кратном очерке. Результаты, в общем, таковы, что дают обильный материал для скептицизма. Но можно взглянуть на вопрос и с другой точки зрения, которую выдвинул в XX веке историк медицины Нейбургер. Он пишет:

«Этот скудный результат обозначает зияющий пробел, который хотя и чрезвычайно заметен в истории литературы, однако, для исторического рассмотрения, которые обращёно больше на факты, идеи, общее научное развитие, чем на личности, имеет мало значения». И Дальше жирным шрифтом: « Ведь это Гиппократов сборник в своём целом послужил источником знания для бесчисленного количества врачей, оказывал влияние на теорию и практику в течение двух тысячелетий, и эта громадная духовная сумма идей и знаний, независимо от вопроса о подлинности, лежит ясно перед нами». Достаточно указать, что основное ядро современной медицинской номенклатуры болезней ведёт начало от Гиппократа: плеврит, пневмония, нефрит, диарея, дизентерия, офтальмия, экзантема, фликтена, тетанус, опистотоеус, параплегия, эпилепсия, и т.д.

Когда Гиппократ и его непосредственные ученики сошли со сцены, последователи его учения получили название догматиков, причём характерной особенностью догматической школы считалось гуморальная патология, учение о 4 основных жидкостях организма, т.е. чисто теоретическая установка, взятая из Сборника в целом. Школа догматиков, насчитывающая в своём списке ряд выдающихся врачей, в конце концов не выделялись из прочих школ, и только авторитет Галена поднял учение Гиппократа на должную высоту.

Во все средние времена авторитет Галена заслонял собой Гиппократа, и он продолжал действовать, поскольку его учения вошли в эклектическую систему Галена. Возрождение Гиппократа начинается со времени напечатания его латинских переводов в XVI в., Гиппократ был признан парижским медицинским факультетом в качестве высшего авторитета, и получивший степень доктора медицины должен был произносить факультетские обещания перед бюстом Гиппократа. Его «Афоризмы», считавшиеся верхом врачебной мудрости, издавались и комментировались бесчисленно число раз. И каждый раз, после вторжения в медицину новых смелых и часто опасных для больных теорий средств, медицина должна была возвращаться к Гиппократу и его основному завету: «Прежде всего - не вредить».

Дело в том, что медицина кроет в себе внутренние противоречия, к которым она периодически возвращается в своём диалектическом развитии, каждый раз обогащаясь новым содержанием. Это, с одной стороны, стремление создать рациональные основы врачевания, основанные на определённых теоретических предпосылках и неизбежно связанные с эксперименти-рованием над больными объектами; с другой - практическая медицина с детальным клиническим изучением больного и осторожным применением испытанных - иногда веками - врачебных средств и врачебного режима.

Это - борьба теории и эмпирии, медицины как науки и медицины как искусства. И каждый раз как научное теоретизирование брало верх к более спокойному и верному пути, указанному издавна Гиппократом.

Может ли Гиппократ и его Сборник представлять какой-нибудь интерес в наше время? Это - последний вопрос, который мы должны рассмотреть.

Время деятельности Гиппократ и возглавляемой им косской школы - это время культурного и идейного расцвета Греции на почве их экономического подъема после греко-персидских войн. Оно повлекло за собой повышение ценности человеческой жизни и, как результат, возникновение клинической медицины, в центре которой стоит больной со всеми его индивидуальными особенностями. А это в свою очередь повысило требования, предъявляемые к врачу, и поставило врачебную этику на ту высокую степень, которую мы встречаем в Гиппократовом сборнике.

«Врач - философ - богу подобен»,- провозглашала косская школа, и «где любовь к человеку, там также любовь к искусству!» У Гиппократа современный врач не может почерпнуть новых «патологических» доктрин, или специальных методов лечения и режима. Сущность гиппократизма лежит в его понимании врачебного призвания. Лучше всего сказал об этом Литтре - врач, посвятивший более 2 десятилетий изучению Гиппократова сборника: «Туда не надо идти для того, чтобы изучать медицину, но, вооружившись, прочным и солидным образованием, нам следует искать дополнения, которые возвышают ум, укрепляют суждения, и показывают в научной традиции работу последовательных поколений, их ошибки и их успехи, их слабость и их силу».

Литература

1. Большая Советская Энциклопедия, 2-ое издание, том 11, 1952 года.

2. “История Медицины”, Т. С. Сорокина, 1992 год.

3. Журнал “Клиническая медицина”, № 7 за 1986 год.

4. Врачи - философы”, С. Я. Чикин, 1990 год.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.