Рефераты. Закаливание и физическая культура ребенка первого года жизни






Закаливание и физическая культура ребенка первого года жизни

2

Министерство Высшего образования РФ

Новосибирский Государственный университет

Реферат

по физвоспитанию

Тема: Закаливание и физическая культура ребенка первого года жизни.

Новосибирск

2003

Содержание.

1. Физическая культура первого года жизни ребенка:

a. Гимнастика.

b. Специальные виды гимнастики для малышей:

i. динамическая гимнастика,

ii. фитбол,

iii. аквадинамическая гимнастика.

c. Основные приемы массажа

2. Основные приемы закаливания детей первого года жизни

a. Закаливание воздухом

b. Закаливание солнечными лучами

c. Водные процедуры

d. Младенец и сауна

Гимнастика ребенка первого года жизни.

Маленький ребенок -- вовсе не уменьшенная копия взрослого человека. Дело не только и даже не столько в разных пропорциях телосложения -- различия между младенцем и взрослым куда глубже, они касаются строения и особенностей функционирования внутренних органов, центральной и периферической нервной системы, костной и мышечной систем, кожи, обменных процессов. Несравненно большая, в сопоставлении с взрослым, потребность ребенка в движении -- одна из важнейших биологических особенностей растущего организма, обязательное условие его нормального формирования и развития, причем как физического, так и интеллектуального: эти два аспекта у грудных детей не просто взаимосвязаны, а составляют единое целое.

Доказано, что оптимальная двигательная активность ребенка обеспечивает:

увеличение притока крови к мышцам, а значит -- совершенствование процесса транспортировки питательных веществ и кислорода к тканям;

улучшение обмена веществ;

совершенствование функции коры надпочечников;

более прочное соединение мышц с костями, так как постоянные сокращения мышечных сухожилий стимулируют рост надкостницы (т.е. движение можно считать биологическим стимулятором роста).
      Напрашивается вопрос: что же следует понимать под «оптимальной двигательной активностью» грудного ребенка? Ведь такому малышу не предложишь побегать, попрыгать или сделать утреннюю зарядку. Конечно, природой в нем изначально «запрограммирована» мощная потребность в движении. Понаблюдайте за новорожденным младенцем, когда он не спит и не «скручен» пеленками, -- вам не удастся даже на мгновение «застать» его в полной неподвижности. Однако в современных условиях мы -- из самых добрых (и не всегда таких уж неразумных) побуждений -- в той или иной степени навязываем своему малышу собственный ритм и стиль жизни, так или иначе, ограничивая и корректируя движения, предусмотренные для него природой. 
      Дабы помочь ребенку восполнить дефицит движения и стимулировать его психофизическое развитие, врачи рекомендуют гимнастические упражнения (дозированные в зависимости от возраста, состояния здоровья и самочувствия ребенка), массаж и закаливающие процедуры.

Прежде всего, речь пойдет о гимнастике.

Все гимнастические комплексы для младенцев должны отвечать одним и тем же требованиям:
      1. Прежде всего, все комплексы должны быть дифференцированы по возрасту, то есть упражнения должны соответствовать возрастным особенностям ребенка.
      2. Занятия проводятся регулярно: ежедневно, систематически (несколько раз в день), в течение длительного периода (желательно на протяжении всего первого года жизни). 
      3. Гимнастикой следует заниматься за 30 минут до кормления или через 45-50 минут после него.
      4. Помещение должно быть хорошо проветрено, оптимальная температура воздуха + 20-22°С.
      5. Все упражнения и приемы повторяются по 2-4 раза. В первые дни занятий делают 3-5 упражнений, а через 3-5 дней -- все упражнения комплекса.
      6. Продолжительность процедур 10-15 минут. 
      7. Все упражнения следует сопровождать ласковыми словами, стараясь вызвать у ребенка положительную реакцию.
      8. Ни в коем случае нельзя ни сажать, ни ставить ребенка, прежде чем он научится движениям в горизонтальном положении (повороты на спину, на живот, ползание на животе и на четвереньках)!
      9. Начинать и заканчивать процедуры следует легким поглаживанием (легкими, скользящими движениями ладоней и пальцев по коже ребенка, при которых кожа не собирается в складки).
      10. Поглаживание рук ребенка проводится от кисти к плечу и к подмышечным впадинам, ног -- от стоп к паху, живота -- по направлению от боков к пупку и по часовой стрелке вокруг пупка.
      Гимнастические упражнения, проводимые с грудными детьми, призваны не только закреплять и совершенствовать возникающие у них навыки, но и предвосхищать появление этих навыков. 
      В первом полугодии жизни ребенка, особенно в первые три месяца, делаются упражнения, основанные главным образом на безусловных (врожденных) рефлексах, связанных с разгибанием туловища и конечностей. Это снижает повышенный тонус в мышцах-сгибателях, уравновешивая тонус сгибательной и разгибательной мускулатуры ребенка. Последнее очень важно, так как способствует развитию движений, направленных на сохранение позы и изменение положения тела в пространстве, развитию ручной умелости.
      После 3-4 месяцев выполняются активные упражнения, в основе которых лежат главным образом врожденные рефлексы положения (так называемые постуральные рефлексы), вводятся пассивные упражнения.

      Конечно, в идеале гимнастический комплекс должен индивидуально разрабатываться для каждого ребенка. Перед началом проведения сеансов гимнастики с вашим малышом желательно посоветоваться с лечащим педиатром. Однако существуют упражнения, полезные для подавляющего большинства детей одного возраста -- с одной-единственной оговоркой: не следует заниматься общеоздоровительной гимнастикой с ребенком, которому врачи на тех или иных основаниях (проблемы с кожей, какие-либо заболевания и особенности развития) предписывают специальные массажно-гимнастические комплексы или рекомендуют некоторое время вовсе повременить с гимнастикой. 

Примерные комплексы гимнастики для детей первого полугодия жизни

Первый месяц

1. Исходное положение ребенка (дальше -- и.п.) -- лежа на животе и на спине. Легкое массирующее поглаживание груди, живота, спины, ягодиц, конечностей.
     2. И.п. -- на спине. Слегка надавите большим пальцем своей руки на средину ладони ребенка. При этом ребенок открывает рот, слегка вытягивает губы вперед, приподнимает голову и напрягает мышцы плечевого пояса и рук.
     3. И.п. -- на спине. Вложите указательные пальцы своих рук в ладони ребенка. Он должен хорошо захватить их и прочно удерживать, а затем приподнять голову и верхнюю часть туловища.

     4. И.п. -- на спине. Слегка надавите большими пальцами на ступни ребенка у основания второго и третьего пальцев ног. Пальчики ребенка согнутся к подошве.
     5. И.п. -- на животе. Подставьте под подошву ребенка свою ладонь. Малыш начнет активно двигать руками и отталкиваться ножками от препятствия (совершать «ползательные» движения).
     6. И.п. -- на боку. Легко проведите указательным и средним пальцами своей руки около позвоночника ребенка в направлении от шеи к ягодицам. При этом ребенок дугой выгибается назад. Упражнение выполняют поочередно на правом и левом боку.
     7. И.п. -- на спине и на животе. Легкое массирующее поглаживание груди, живота, спины, ягодиц, конечностей. 
     8. И.п. -- на спине. Дыхательные упражнения. Расположите свои руки по бокам грудной клетки ребенка и в такт его дыханию слегка надавливайте на грудную клетку ребенка. 

Второй-третий месяц

     1. И.п. -- на спине. Вызывание «комплекса оживления». В ответ на обращенную к нему ласковую речь и улыбку взрослого у ребенка возникают положительные эмоции, выражающиеся в целом комплексе звуков и движений: малыш гулит, улыбается, двигает руками и ногами, как бы «смеется» всем телом.
     2. И.п. -- на спине и на животе. Легкое массирующее поглаживание груди, живота, спины, ягодиц, конечностей.
     3. И.п. -- на спине. Разведите руки ребенка в стороны, а затем скрестите их у него на груди таким образом, чтобы обхватить ими его туловище.
     4. И.п. -- на спине. Возьмите ручки ребенка в области предплечий, ближе к кистям, и имитируйте «боксирующие» движения.
     5. И.п. -- на руках взрослого. Ритмично надавливайте ладонью на спину ребенка, в такт его дыханию постепенно передвигая ладонь от шеи к пояснице.
     6. И.п. -- на животе. Рефлекторное ползание. Одной рукой поддерживайте ребенка под грудь, а другую положите так, чтобы полусогнутые ноги ребенка упирались в нее. Поместите перед ребенком яркую игрушку. Малыш будет отталкиваться ножками от вашей руки -- «ползти».
     7. И.п. -- на спине. Рефлекторное ползание. Одной рукой поддерживайте ребенка под спину, а другую подставьте ему под ножки. Отталкиваясь ножками от вашей руки, ребенок «поползет».
     8. И.п. -- на спине. Дыхательное упражнение. Ритмично надавливайте на переднюю и боковые поверхности грудной клетки ребенка, обходя грудинную кость.
     9. И.п. -- на боку. Легко проведите указательным и средним пальцами своей руки около позвоночника ребенка в направлении от шеи к ягодицам. При этом ребенок дугой выгибается назад. Упражнение выполняют поочередно на правом и левом боку .
     10. И.п. -- на спине. Своей левой рукой обхватите голени ребенка, а правой -- его левое предплечье. С вашей минимальной помощью ребенок поворачивается на бок. В направлении движения поместите яркую игрушку, чтобы привлечь внимание ребенка. Упражнение выполняйте попеременно -- то вправо, то влево.
     11. И.п. -- на боку (поочередно на левом и правом). Ритмично надавливайте ладонью на боковую и заднюю поверхности грудной клетки ребенка.
     12. И.п. -- на спине. Вложите указательные пальцы своих рук в ладошки ребенка. Он цепко захватит их и будет прочно удерживать. Слегка потяните ребенка к себе (но только в том случае, если малыш сам немного подтягивается), а затем осторожно опустите в исходное положение.
     13. И.п. -- на спине, на животе. Поместите прямо перед ребенком яркую звучащую игрушку, дождитесь, когда его взгляд устойчиво сосредоточится на ней. Затем перемещайте игрушку то вправо-влево, то вверх-вниз -- ребенок будет следить за движущимся объектом. Упражнение следует выполнять поочередно на спине и на животе.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.