19
Содержание
1. ЗАКАЛИВАНИЕ
1.1.Основные факторы закаливания.
1.1.1.Среда.
1.1.2.Ребёнок.
1.1.3.Врач.
1.1.4. Родители.
1.2.Основные принципы закаливания.
1. 3.Средства и методы закаливания
2. ЗАКАЛИВАНИЕ ВОДОЙ
2.1.Обливание водой.
2.2.Купания.
2.3. Дети и баня.
2.4. Интенсивный метод закаливания высокими температурами.
2.5.Организация закаливания
Литература.
1.ЗАКАЛИВАНИЕ
Наверное, нет ни одного человека, кто не хотел бы видеть своих детей крепкими, здоровыми, закаленными, не реаги-рующими ни на какие превратности погоды. Но очень мало кому удается «дойти до конца» по долгой дорожке терпения, постепенности, возврата к самому началу и продолжительных попыток укрепить здоровье.
Закаливание -- это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости генетически предопределенных механизмов защиты и приспособления организма ко многим факторам, с тем чтобы суточные и сезонные, периодические и внезапные изменения температуры, атмосферного давления, магнитных и электрических полей Земли и т. д. не вызывали резких изменений гомеостаза.
Вчитайтесь в это определение и попробуйте разложить его на несколько составных:
Закаливание -- это система мероприятий. Вернее, зака-ливание -- это образ жизни. Нельзя закалить ребенка раз и навсегда, нельзя придумать таблетку или заварить травку, которая решит все проблемы. Значит, закаливать детей можно только вместе -- дома, в детском саду, в школе.
Механизмы защиты и компенсации генетически предо-пределены. Это значит, что есть люди изначально более закаленные. Если мы будем ориентироваться только на них, то мы никогда не поможем ослабленным детям, мы просто сорвем адаптационные механизмы, тем более что в детский сад приходят, как правило, незакаленные и ранее не закаливаемые дети.
Если у ребенка в генеалогии есть диабет, ревматизм, сер-дечно-сосудистые заболевания, ему противопоказаны ин-тенсивные меры по закаливанию организма (необходим генеалогический анамнез).
* Есть механизмы защиты, а есть компенсации, т. е. кому-то нужно только поддерживать определенный уровеньздоровья, а кому-то повышать данный уровень. Поэтомузакаливание для каждого индивидуально, его нужнопроводить только в семье, а в детском учреждении можновыбирать только те методы и методики, которые абсолют-но безвредны для всех.
Закаленный человек -- это тот, кто довольно спокойно физиологично переносит все колебания внешней среды.
Гомеостаз -- это постоянство внутренней среды организ-ма (о постоянстве говорят пульс, дыхание, артериальное давление и другие показатели деятельности внутренних органов). У закаленного человека при резких изменениях внешней среды, в том числе температурных колебаниях, не происходит серьезных сдвигов в деятельности внут-ренних органов, т. е. он не болеет.
Закаливая часто болеющего ребенка, вы повышаете его стрессоустойчивость.
Современные экологические катастрофы постоянно напомина-ют нам о необходимости тренировки адаптационных механизмов, особенно у часто болеющих детей с нестабильным гомеостазом.
Принципиальная схема закаливания детей
Факторы закаливания
Тепло, холод; механические и другие раздражители
Средства закаливания
Воздух, вода, солнце
Механизмы закаливания (какие системы организ-ма участвуют)
Рецепторы кожи, желудочно-кишечного тракта, печени, щитовид-ной железы и др.
Корковые отделы центральной нервной системы. Подкорковые от-делы нервной системы. Нейроэндокринная система (щитовидная железа, надпочечники)
Внешнее проявление спе-циальной закаливающей процедуры
Сосудисто-двигательная реакция:
I фаза -- вазоконстрикция (сужение сосудов),
II фаза -- вазодилятация (расширение сосудов)
III фаза -- паретическая (нежелательная)
Результат закаливания
Поддержание температурного гомеостаза (теплопродукция при ох-лаждении, теплоотдача при перегревании)
Морфофункциональные проявления закаливания
Морфофункциональное созревание ЦНС. Улучшение подвижнос-ти нервных процессов. Повышение антистрессовой устойчивос-ти. Улучшение деятельности сердечно-сосудистой и дыхатель-ной систем
Положительная динамика клинических проявлений
Компенсация и нормализация функционального состояния орга-низма. Совершенствование обменных процессов. Нормализация поведенческих реакций. Снижение частоты острых заболеваний. Улучшение показателей физического развития. Повышение уров-ня физической подготовленности
Данная схема дает возможность сориентироваться при выбо-ре средства и метода закаливания, а также режима закаливающих нагрузок (как увеличить нагрузку) в соответствии с со-стоянием здоровья ребенка.
Так, при слабости со стороны центральной нервной систе-мы не всегда можно рекомендовать интенсивное закаливание или резко контрастные процедуры и т. п.
Своеобразный метод проверки такой: если ребенок летом не болеет, а болеет зимой, можно предполагать, что это оттого, что его плохо закаливают зимой, так как все системы закаливания работают исправно: ребенок летом часто бывает обнаженным, ходит босиком и т. д., его кожные рецепторы действуют, а все системы терморегуляции тренируются. Если же ребенок болеет и летом, и зимой, в данном случае нужно проявить гораздо боль-ше внимания и терпения и не надеяться на то, что все проблемы можно разрешить сразу, одним ведром ледяной воды.
Порозовение кожи, свидетельствующее о II фазе сосудисто-двигательной реакции, и физиологическая реакция со стороны сердечно-сосудистой системы позволяют дать назначение об усилении закаливающей нагрузки (снизить температуру или увеличить продолжение действия закаливающего фактора).
Структура схемы закаливания в настоящий момент состоит из четырех основных факторов:
среда, окружающая ребенка;
сам ребенок;
врач, дающий рекомендации;
родители и воспитатели -- исполнители всех назначений. Рассмотрим отдельно каждый фактор.
частая смена метеоусловий;
изменение климата;
монотонность температурных условий, плохой микро-климат помещений;
постоянное ухудшение экологической ситуации -- все это требует тренировки адаптационных механизмов;
рост требований к социальной адаптации. (Тренировка механизмов закаливания улучшает социальную адап-тацию.)
Общие особенности терморегуляции в детском возрасте:
Поверхность кожи на 1 кг веса тела
Взрослый
Ребенок
0,025 м2
0,069 м2
На основании этих данных очевидно, что ребенок имеет больше оснований для переохлаждения:
-- незрелость всех систем, отсюда боязнь « перегнуть палку», т. е. специальное закаливание требует осторожности;
«гусиная» кожа, помогающая уменьшить поверхность теплоотдачи, имеет место только с 2--2,5 лет, поэтому ребенок быстро переохлаждается;
потоотделение у детей раннего возраста бывает даже при
охлаждении;
бурая жировая ткань, обладающая теплопроводимостью, содержится между лопатками, поэтому при любом дефиците массы (у недоношенных, морфологически незрелых) нарушена теплопродукция;
до 6 мес. ребенок легко принимает температуру окружающей среды;
невнимание к движениям, закутывание, утяжеление одежды ведут к невозможности «съежиться» или расслабиться, т.е. включить мышечную систему (у многих детей снижена мышечная масса);
до 2,5 лет ребенок термолабилен.
Ряд патологических состояний, затрудняющих формирование нормальной терморегуляции у часто болеющих детей:
аллергические заболевания и связанные с ними особенности реагирования сосудистой системы;
заболевания носоглотки, сопровождающиеся гипертрофией лимфоидной ткани, аденоиды, синуситы, атопические состояния;
-- наличие в анамнезе факторов риска дефицита катехоламиновых ресурсов. Катехоламины -- это гормоны коры надпочечника, участвующие в стрессовой реакции мобилизации сил организма. В эксперименте вывод катехоламинов из организма резко снижает адаптивную устойчивость к холоду. Часто болеющие дети с минимальной церебральной дисфункцией -- это дети с дефицитом катехоламинов.
У многих детей с перинатальными поражениями центральной нервной системы формируется вегетососудистая дистония! (синдром ВСД), следовательно, не всегда можно ожидать четкой стадийности сосудистой реакции, значит, нужна большая! Осторожность.
К сожалению, педиатры редко дают конкретные индивидуальные рекомендации по закаливанию. В лучшем случае -- это беседа о закаливании, щадящем закаливании или уже приведенные ранее рекомендации. В детском учреждении это иногда обязательная процедура, отпускаемая всем детям, независимо от состояния здоровья и условий.
Страницы: 1, 2