Рефераты. Репродуктивное поведение женщины






В последние годы, в связи с возросшим количеством выпуска различного рода информации (печатной и видео) по вопросам сексуальных отношений, резким ростом ее доступности, молодые люди стали скептически относится к вопросам полового просвещения, осуществляемым различными государственными структурами, интерес к проводимым мероприятиям был практически утрачен и последние 2-3 года циклы лекция в рамках программы прекратились и работа свелась практически к одной информационной встречи с молодоженами акушера-гинеколога, причем без разделения женихов и невест.

В рамках комплексного исследования, проводимого в разных организованных коллективах сотрудниками ИГМА и ИвНИИ МиД, изучено контрацептивное поведение школьников, отношение к добрачным связям, их информированность по сексуальным вопросам и вопросам профилактики непланируемой беременности. Важным и новым аспектом проводимой работы явилось определение информированности подростков о факторах, ограничивающих возможность деторождения, и её влияния на репродуктивное поведение молодежи.

Анализ репродуктивного и контрацептивного поведения молодежи, показывает, что формирование репродуктивного и контрацептивного поведения должно осуществляться непрерывно по мере перехода их из одного состояния в другое, для чего разрабатывается и внедряется организационная модель системы проспективного слежения за репродуктивным поведением молодежи, позволяющим определять репродуктивное здоровье создаваемых семей на различных этапах их формирования и управлять им.

При этом адекватное построение системы управления возможно лишь с позиции системного подхода, который позволяет рассматривать репродуктивное поведение как динамический процесс, являющийся результатом взаимодействия комплекса факторов. С этой точки зрения необходимо соблюдение двух принципов слежения: этапности и комплексности.

Соблюдение первого принципа предполагает выделение следующих этапов:

1. добрачных отношений;

2. вступление в первый брак;

3. межбрачный период;

4. вступление в повторный брак;

5. брачных отношений.

Соблюдение второго принципа требует выявления комплекса медико-социальных внутри- и внесемейных факторов, действующих на каждом этапе развития семьи.

Принципиальная схема организационной модели управления репродуктивным поведением различных групп населения представлена на рисунке.

Предлагаемая система проспективного слежения за состоянием репродуктивного поведения и здоровья, вступающих в первый и повторный брак супругов позволяет отслеживать их динамику на всех этапах наблюдения за молодыми мужчинами и женщинами, своевременно выявлять неблагоприятные факторы и вмешиваться в их развитие. Во-первых, оно проводится на этапе создания семьи, когда будущие супруги наиболее заинтересованы в вопросах укрепления своего здоровья и здоровья своего потомства.

Социальная сущность и функции семьи.

Классическое определение семьи гласит, что семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.

Однако задумываемся над таким вопросами:

Почему люди живут семьями?

Семья - это нужно только женщине?

Важно разобраться, что же происходит с женщиной в семьей сегодня? Каково ее будущее? Как изменяется репродуктивное поведение женщины в семье и без семьи?

Ведь сегодня по статистике Россия по количеству разводов стоит на первом месте (совсем недавно обогнав США). Но на место разрушенных браков вновь и вновь создаются новые. Ежегодно в нашей стране заключается около 2 млн. браков. Что это? Почему люди женятся и выходят замуж?

Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим семью как социальный институт, социальную общность и малую группу.

Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

Методологической основой понимания причин, побуждающих людей объединяться в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия, выступают потребности человека.

Структура потребностей человека, согласно модели американского психолога А. Маслоу, делится на: 1) физиологические и сексуальные потребности; 2) экзистенциальные потребности в безопасности своего существования; 3) социальные потребности в общении; 4} престижные потребности в признании; 5) духовные потребности в самореализации.

Где как не в семье женщина удовлетворит эти потребности в наибольшей мере.

Используя объяснительные возможности представленной структуры потребностей мужчины и женщины в семье, попробуем разобраться в природе и социальных функциях женщины в семье.

Рассмотрим репродуктивную функцию женщины в семье. Эта функция выполняет две задачи: общественную - биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную - удовлетворение потребности в детях. В ее основе - удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих женщину вступить в семейный союз. Противоположность полов, по мнению Э. Дюркгейма, - это не только базисное основание, на котором строится брачный союз, но и основная причина нравственной близости в семье. По мощности воздействия на стабильность семейно-брачных отношений она сильнее даже такого фактора, как кровное родство. “Мужчина и женщина страстно ищут друг друга именно потому, что они различаются”. Э. Дюркгейм анализирует отношения полов с позиций разделения труда. Ограниченное вначале только сексуальными функциями, оно постепенно распространилось на многие другие.

Функции женщины и функции мужчины настолько специализировались, что женщины стали вести существование совершенно отличное от мужчины. Мужчина олицетворял могущество, силу, интеллект, а женщина - женственность, слабость, мягкость, эмоциональность. Функциональные различия постепенно видоизменили и физиологические признаки: рост, вес, общие формы, строение черепа мужчины и женщины существенно различаются. Изолированные друг от друга мужчина и женщина суть только различные части одного и того же конкретного целого, которое они, соединяясь, восстанавливают.

Выдержка из конспекта лекции по программе Половое воспитание и подготовка к будущей семейной жизни в супружестве.

Зачем женщине нужен мужчина? Чтобы зачать и родить ребенка. А кормить, одевать, воспитывать, учить и…. самой? А если женщина молода и не опытна….

Если бы женщины не любили вас,

мужчин, за ваши недостатки, то,

что было бы с вами?

Оскар Уайльд

Вот вопрос, который в разное время приобретает для женщины различный смысл. В самом юном возрасте это, конечно, любовь, то есть взаимное влечение, "резонанс душ" - как хорошо найти того, кто тебя понимает! И немножко секса - совсем чуть-чуть, просто ради удовольствия. И есть чем занять время - не все же просиживать с подружками в подъездах, играя в надоевшего "подкидного" или во что там теперь играют. (Подружки - это все-таки не совсем то.)

Чуть попозже - это прекрасная возможность уйти из-под опеки родителей. "Того нельзя, этого нельзя". А тут - все можно. Да еще если мужчина женщине попался решительный, и вам с ним есть, где жить - совсем хорошо.

После этого у женщины действительно начнется новая жизнь, можете мне поверить. Кроме того, умный мужчина может и курсовую за вас написать, и лабораторные сделать, а потом и диплом. Или, если к академическим наукам вы с детства питаете здоровое отвращение, то просто помочь - сделать то, се, подвезти, куда надо, что-то починить, да хотя бы составить компанию. И самое главное: при этом он будет смотреть на вас влюбленными глазами, а это, уверяю вас, тоже кое-что значит. И потом, у него отличные друзья - веселый, юморной народ, умеют провести время. В поход так в поход, и песни под гитару, на Сахалин так на Сахалин, а если деньги есть - то и в Париж. Монпарнас там, Лувр, отель "Георг Пятый". Но, как известно, не в деньгах счастье, и самые лучшие часы своей жизни вполне можно пережить на какой-нибудь речке Драновке в трехстах верстах от цивилизации.

Став еще постарше, женщина вспомнит, что есть на свете такие классические вещи, как семья и дети. И тут уже настоящим Евиным ребром встанет вопрос о браке. И вот вы начали совместно жить. Брак, не брак - в наше время это дело десятое.

Потом женщина понимает, что мужчина нужен ей как моральная поддержка, как плечо, на которое можно опереться. Если есть дети, то - как отец детям. Душа требует, чтобы рядом было родное существо, близкий человек, которое тебя понимает хоть немного. Особенно если других близких уже не осталось. Мужчины придают огромное значение детям. Женщине трудно представить себе, насколько мужчина бывает, предан как мысли о продолжении своего рода в принципе, так и своим уже имеющимся детям в частности, потому что они гарантируют ему "жизнь вечную", незабвение, бессмертие. При этом он может утверждать все, что угодно, строить самые глубокомысленные теории и даже искренне в них верить, но факт остается фактом: ребенок для него - залог "продолжения" его самого в будущем, то есть, если хотите, бессмертия. Сам мужчина обычно этого не осознает.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Анализ репродуктивного и контрацептивного поведения молодежи в рамках комплексного исследования, проводимого в разных организованных коллективах сотрудниками ИГМА Ивановская государственная медицинская академия. и ИвНИИ МиД, проведенного у трех переходящих друг в друга возрастных контингентов (подростки до вступления в брак средний возраст 16,0+1,9 лет), лица, вступившие в первый брак (средний возраст - 21,4+2,1года), и лица вступившие в повторный брак (средний возраст 37,6+2,4 года), показывает, что формирование репродуктивного и контрацептивного поведения должно осуществляться непрерывно по мере перехода их из одного состояния в другое, для чего разрабатывается и внедряется организационная модель системы проспективного слежения за репродуктивным поведением молодежи, позволяющим определять репродуктивное здоровье создаваемых семей на различных этапах их формирования и управлять им.

Репродуктивное поведение женщин (всего населения в целом) - важнейший фактор для формирования концепции политики в области планирования семьи и практической её реализации в каждой стране. В связи, с чем необходимо совершенствовать систему мониторинга контрацептивного поведения женщин (всего населения в целом).

Структура используемых средств контрацепции студентами, женщинами и мужчинами активного репродуктивного возраста свидетельствует о необходимости расширения федеральных и региональных информационных программ средств массовой информации по сексуальной культуре и планированию семьи. При этом необходимо создать надежную, доступную для населения информационную базу о всех современных методах контрацепции.

Повышение роли медицинских и социальных работников, специалистов негосударственных структур в области планирования семьи, совершенствование системы их подготовки будет способствовать снижению числа абортов и летальности от них.

В настоящее время более 50% врачей не считают свою подготовку в этой области достаточной.

На основании особенностей репродуктивного поведения населения в современных условиях России предложена структура службы планирования семьи, которая должна совершенствоваться и дополняться с учетом развития системы охраны репродуктивного здоровья и соответствующих служб.

Использованная литература

1. Анохин Л.В. Коновалов О.Е. Бесплодие в браке (медико-социальные аспекты.) - Рязань, 1995.

2. Армстронг С. // Здоровье мира. -1999.- №11.- С.3-5

3. Баранец Л.А. Социально-гигиеническая характеристика детей, рожденных вне брака, по материалам крупного промышленного центра (г. Ростов-на-Дону): Автореф. дис. … канд. мед. наук. - М., 1997.

4. Бедный М.С. Демографические факторы здоровья. - М., 1998.

5. Беременность и аборт у подростков: Доклады совещания ВОЗ. - М., 1997.

6. Вишневский А.Г. Демографическая революция. - М., 1999.

7. Игнатьева Р. К. и др. // Вопросы охраны материнства . - 2000.-№7. - С.61-65.

8. Шевелева А.А. Медико-социальные основы подготовки молодежи к семейной жизни на этапе создания семьи: Автореф. дис. …канд. мед. наук. - М., 1999. - С.19 .

9. Малеина М.Н. Человек и медицина в современном праве. - М., 1995.- С. 92-103.

10. Медведев А.С. и др.// Вестник Ивановской медицинской академии. Организационная модель управления репродуктивным поведением супругов на этапе создания семьи в первом и повторном браке. -1996. -№1. - С.14-17.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.