Московский психолого-социальный институт
Курсовая работа
Тема: “Ранний детский аутизм”
Выполнила:
Студентка 5 курса
Группы 97ОКЛ-5/01
Обакомова С.Е.
Научный руководитель:
к.п.н. Зверева Н.В.
МОСКВА 2002
Понятие “синдром раннего детского аутизма” ввел в обиход американец Л. Каннер, который в 1943 году в собственной клинике наблюдал 11 сходных между собой случаев. Благодаря его последователям -- австрийцу Г.Аспергеру и нашему соотечественнику С.Мнухину -- сегодня мы располагаем обширными знаниями об этой болезни.
Клиническая, патологическая единица РДА признается специалистами большинства стран. Несмотря на это во взглядах на генез и прогноз РДА нет устоявшихся мнений. Подходы к определению РДА претерпевают изменения, практически, на протяжении всех 50 лет, прошедших со времени его описания.
По данным психиатров Германии, США, Японии частота встречаемости РДА исчисляется от 4 до 26 случаев на 10000 детского населения. Соотношение мальчиков и девочек 4-5: 1. У детей с РДА коэффициент интеллигентности более чем в двух третях случаев ниже 70.
Вариант Аспергера обычно более легкий, при нем не страдает “ядро личности”. Этот вариант многие авторы относят к аутистической психопатии.
Качественные нарушения социального взаимодействия, необычно интенсивные или ограниченные, стереотипные поведение, интересы и активность (аналогичные проявлениям РДА) выделяются в качестве диагностических критериев синдрома Аспергера, для которого типично отсутствие клинически значимой общей задержки экспрессивной или рецептивной речи или когнитивного развития.
В литературе представлены описания различных клинических проявлений при этих двух вариантах аномального психического развития. Так, например, РДА Каннера обычно рано выявляется -- в первые месяцы жизни, или на протяжении первого года. При синдроме Аспергера особенности развития и странности поведения, как правило, начинают проявляться на 2--3 году и более четко -- к младшему школьному возрасту. При синдроме Каннера ребенок начинает ходить раньше, чем говорить, при синдроме Аспергера речь появляется раньше ходьбы. Синдром Каннера встречается как у мальчиков, так и у девочек, а синдром Аспергера считается “крайним выражением мужского характера”. При синдроме Каннера имеет место познавательный дефект и более тяжелый социальный прогноз, речь, как правило, не несет коммуникативной функции. При синдроме Аспергера интеллект более сохранен, социальный прогноз значительно лучше и ребенок обычно использует речь как средство общения. Зрительный контакт также лучше при синдроме Аспергера, хотя ребенок и избегает чужого взгляда; общие и специальные способности также лучше при этом синдроме.
Аутизм также может возникать как своеобразная аномалия развития генетического генеза, а также наблюдаться в виде осложняющего синдрома при различных неврологических заболеваниях, в том числе и при метаболических дефектах. Клиническая дифференциация РДА имеет важное значение для определения специфики лечебно-педагогической работы, а также для школьного и социального прогноза.
В связи с принятием в нашей стране Международной классификации болезней 10-го пересмотра, ранний детский аутизм выведен из рубрики психозов, специфичных для детского возраста, и введен в рубрику так называемых первазивных общих расстройств развития.
КЛАССИФИКАЦИЯ РДА /РАМН, 1987 г./
.РАЗНОВИДНОСТИ РДА:
1.1 синдром раннего инфантильного аутизма Каннера / классический вариант / РДА/;
1.2 аутистическая психопатия Аспергера1.3. эндогенный, постприступный /вследствие приступов шизофрении аутизм/;
1.4 резидуально-органический вариант аутизма;1.5. аутизм при хромосомных аберрациях;
1.6 аутизм при синдроме Ретта;1.7. аутизм неясного генеза.
ЭТИОЛОГИЯ(РДА):2.1. эндогенно-наследственная (конституциональная, процессуальная), шизоидная, шизофреническая,2.2. экзогенно-органическая,2.3. в связи с хромосомным аберрациями,2.4. психогенная,2.5. неясная.
3.ПАТОГЕНЕЗ(РДА):3.1. наследственно-конституциональный дизонтогенез,3.2. наследственно-процессуальный дизонтогенез,3.3. приобретенный-постнатальный дизонтогенез.
Основное ядро аутизма по нашим данным представлено состояниями шизофренического спектра, что составляет около 79%.
Как видим, в классификации, представленной нами, рассмотрены все виды раннего детского аутизма -- конституционального, процессуального и органического, в связи с хромосомными аберрациями, психогениями и неуточненного генеза.
Патогенетические механизмы раннего детского аутизма остаются недостаточно ясными, сохраняются предположения о поломке биологических механизмов аффективности, -- о первичной слабости инстинктов, -- об информационной блокаде, связанной с расстройством восприятия, -- о недоразвитии внутренней речи, -- о центральном нарушении слуховых впечатлении, которое ведет к блокаде потребности в контактах, -- о нарушении активирующих влияний ретикулярной формации, и многие др.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА:
Согласно международной классификации болезней (МКБ-10), выделяются следующие диагностические критерии аутизма:
1. Качественные .нарушения реципрокного взаимодействия, проявляющиеся минимум в одной из следующих областей: а) неспособность адекватно использовать для регулирования социального взаимодействия контакт взора, мимическое выражение, жестикуляцию; б) неспособность к установлению взаимосвязей со сверстниками; в) отсутствие социо-эмоциональной зависимости, что проявляется нарушенной реакцией на других людей, отсутствие модуляции поведения в соответствии с социальной ситуацией; г) отсутствие общих интересов или достижений с другими людьми.
2. Качественные аномалии в общении, проявляющиеся минимум в одной из следующих областей: а) задержка или полное отсутствие спонтанной речи, без попыток компенсировать этот недостаток жестикуляцией и мимикой (часто предшествует отсутствие коммуникативного гуления); б) относительная неспособность начинать или поддерживать беседу (при любом уровне речевого развития); в) повторяющаяся и стереотипная речь; г) отсутствие разнообразных спонтанных ролевых игр или (в более младшем возрасте) подражательных игр.
3. Ограниченные, повторяющиеся и стереотипные поведение, интересы и активность, что проявляется минимум в одной из следующих областей: а) поглощенность стереотипными и ограниченными интересами; б) внешне навязчивая привязанность к специфическим, нефункциональным поступкам или ритуалам; в) стереотипные и повторяющиеся моторные манеризмы; г) повышенное внимание к частям предметов или нефункциональным элементам игрушек (к их запаху, осязанию поверхности, издаваемому ими шуму или вибрации).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7