Рефераты. Психологические особенности отношений доктор-пациент: эмпатия в медицине






Я признаю и утверждаю, что глубоко и искренне верю: любое, даже самое необычное, самое чудесное исцеление, самый впечатляющий духовный рост, - все это полностью в вашей власти. Настоящий агент влияния всегда один - это вы сами. И вам по силам любые изменения и перевоплощения вашей личности.

5) Ятрогении

Ятрогениями называют заболевания, обусловленные неосторожными высказываниями или поступками врача, неблагоприятно воздействующими на психику больного.

Такие высказывания могут касаться диагноза, прогноза, методов лечения, связанного с ними риска, возможных вариантов медицинского вмешательства, их последствий и т.д.

Ст. 31 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» гласит, что каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья.

Подобный подход отражен и в официальных декларациях Всемирной медицинской ассоциации, соответствующих этических документах других международных медицинских организаций (например, в «Декларации о политике в области обеспечения прав пациента в Европе», ВОЗ, 1994). Но ведь известно, что встречаются ситуации, когда врачу и медсестре, чтобы не навредить больному, надо решать вопрос о необходимости его информирования и дозировании информации.
В самых гуманных целях врач иногда вынужден скрывать правду. «Святая ложь», как указывал С.П.Боткин, помогает больному сохранять душевное равновесие, которое играет не последнюю роль в исходе заболевания. Если же человек обречен, то и тут важно не омрачать ему последние дни жизни.


Нередко известие о надвигающейся катастрофе человек воспринимает с должным мужеством и, следовательно, становится добровольным участником своего лечения, помощником медиков. Но бывает и по-другому: в силу каких-либо причин у него в душе разыгрывается эмоциональная буря, прорывающая барьер первоначального спокойствия. Страх от предстоящей встречи со смертью вытесняет все остальные мысли, сковывает жизнедеятельность, больной полностью уходит в мир своих настроений и переживаний, теряет способность к критическому, логически ясному мышлению. Разумные люди начинают вести себя нелепо, с трудом поддаются убеждениям, обрекают себя на лишние муки.

В молодости великий французский писатель Г.Флобер страдал эпилепсией. Близкий его друг знал об этом и однажды решил пооткровенничать с читающей публикой, попытавшись на страницах газет проанализировать связь между художественной натурой писателя и заболеванием. Флобер очень переживал случившееся, и в результате у него развился сильнейший страх смерти, хотя припадки его больше не беспокоили. Вот цена эмоционального стресса!

Н.Н.Петров (хирург, основоположник онкологии в СССР) в книге «Вопросы хирургической деонтологии» отметил: «Умелому и доброжелательному объяснению верят, им утешаются и с ним легче умирают не только так называемые непосвященные люди, но и хирурги с громкими именами, когда они сами заболевают и превращаются в подавленных пациентов».

Узнав незадолго перед смертью о неизлечимости своей болезни, Н.А.Некрасов сказал: «Не страшно умереть, а страшно умирать».
Клиницисты знают, что до отчаяния измученный невыносимыми болями, крайне изнуренный хроническим заболеванием человек, которому уже не помогают никакие болеутоляющие средства, может видеть в смерти избавление от страданий. Но даже такой пациент вряд ли спокойно воспримет сообщение о близком смертельном исходе. Медицинский работник должен с уважением относиться к праву умирающего на гуманное обращение и достойную смерть, уметь облегчить страдания, связанные с умиранием, оказать умирающему и его семье психологическую поддержку.

"Медикам порой трудно предугадать, какую реакцию вызовет то или иное их слово, - говорит Николай Папач, психолог клиники психосоматических заболеваний городской больницы №8 г. Киева. - Понятно, что врач вряд ли преследует цель напугать пациента, довести его до невроза. Наоборот, часто доктор пытается оградить человека от ненужной информации, дабы не травмировать его психику. А пациент, видя, что врач не расположен к обстоятельной беседе, пугается еще больше: "Раз от меня что-то скрывают, значит, дела совсем плохи". Получается замкнутый круг: с одной стороны, чем больше информации, тем больше поводов для расстройства, а с другой - тактика умолчания и уклонения тоже ведет к ятрогении".

"Слова о том, что врач должен быть внимательным, тонким, чутким психологом, слышат на протяжении учебы все студенты медицинских вузов, но не всегда и не у всех, получается, быть такими, - рассуждает Николай Папач. - Что поделать, врачи - тоже люди, со своими проблемами, болячками и перепадами настроения, а часто и с маленькой зарплатой.

Человек в белом халате априори вызывает симпатию и доверие. Психологами давно доказано: даже самые здравомыслящие люди, войдя в кабинет врача, резко теряют критичность и становятся внушаемыми. Что уж говорить о людях, от природы мнительных и боязливых? Доктор со сверкающими инструментами в руках воспринимается как божество, наделенное особыми знаниями и умениями. Безграничное доверие врачу - это палка о двух концах. С одной стороны, сверхценность человека в белом халате помогает пациенту вылечиться, так как это усиливает его веру в исцеление. Человек свято верит в правильность действий врача, выполняет все его предписания, лечится, если можно так выразиться, с вдохновением, и болезнь отступает. Темная же сторона этого явления заключается в том, что, услышав от врача: "Что-то вы сегодня бледноваты" или "Не нравится мне ваше сердце", человек подчиняется "диагнозу" и его состояние послушно ухудшается. Опускаются руки, пропадает желание лечиться, наступает апатия. Особенно это касается тех, кто страдает хроническими заболеваниями. У людей, долгие годы пытающихся вылечить свою болячку, меняется характер: они становятся мнительными, издерганными, плаксивыми. Любой намек на то, что их трудно или невозможно вылечить, может вызвать бурную невротическую реакцию".

Количество ятрогении растет на 2% в год. При этом 60% ятрогений вообще не распознается, а 25% этого невроза не подлежит излечению даже с помощью психотерапии.

Классификация ятрогений.

1. Медикаментозная ятрогения--особенно, при введении нескольких препаратов, что зачастую связанно с основным страданием и индивидуальными обменными характеристиками, непредсказуемыми при самом глубоком их изучении.

2. Манипуляционная ятрогения -- обусловлена обилием диагностических и лечебных воздействий с возможным присоединением микроорганизмов с исходом в сепсис и т.д.

3. Наркозно-реанимационная ятрогения -- возникает намного чаще, чем регистрируется, ибо тяжесть состояния больного не всегда допускает достоверную оценку генеза симптомов. Необходимо проявлять особую осторожность при оценке секционных находок, зачастую связанных с проведением реанимационных мероприятий. Всегда необходимо учитывать тяжесть состояния и характер основного заболевания (особенно терминальные состояния, течения постреанимационной болезни). Течение терминальных состояний у детей, в отличие от взрослых, имеет свои особенности.

4. Хирургическая ятрогения -- часто возникает в связи с необычным расположением органов, изменением топографии тканей в связи с патологическим процессом и т.д.

5. Алиментарная ятрогения -- воздействие токов низкой и высокой частоты, лазер, рентген, радиоизотопное сканирование, электрохирургическая диатермия и т.д. в том числе и солнечная радиация. Несчастья часто возникают вследствие неподготовленности персонала, нарушений техники безопасности и применения.

6. Ятрогения общения -- составная часть деонтологии, особенно в педиатрии. “Говори лишь о том, что должен знать твой собеседник” - главное правило общения с пациентом.

6) Эмпатия

«Неважно, глубоко или поверхностно то, о чем говорит человек, - я слушаю его с тем вниманием, старанием, на какое только способен» (К. Роджерс, «PSIHOLOGIES», 2006 г.)

Величайшая человеческая заслуга Карла Роджерса в том, что он открыл людям «лабораторию гуманизма», через которую проходит каждый, кто стремится утвердить во взаимоотношениях других людей гуманный мир.

«Очень редко мы позволяем себе понять, что значат слова, чувства, убеждения другого человека для него самого» (К. Роджерс, «PSIHOLOGIES», 2006 г.)

В клиент-центрированной терапии Карла Роджерса эмпатии принадлежит ключевая роль. Роджерс считал эмпатию основополагающей установкой терапевта в терапевтических отношениях и ключевым условием изменения личности клиента. Эмпатия была признана большинством терапевтических школ в качестве основополагающего навыка терапевта, необходимого для создания терапевтического климата.

Карл Роджерс нашел пять ключей к пониманию («PSIHOLOGIES», 2006 г.):

1. У каждого есть свой потенциал

2. Слушать, чтобы слышать

3. Понимать другого человека

4. Открытость - непременное условие отношений

5. Помогать другим и двигаться к лучшему

На мой взгляд, эти пять ключей к пониманию необходимы не только консультативному психологу, но и доктору, лечащему соматические заболевания. Так как очень важно расположить к себе пациента и узнать наиболее полноценную информацию о его заболевании.

Эмпатия - это сложное явление, которое с трудом поддается определению.

Следует отметить, что первый из указанных отличительных признаков эмпатии (так называемое условие «как если бы») появляется в работах К. Роджерса уже в 50-е гг.: «Ощущать личный мир клиента, как если бы он был вашим собственным, но без какой-либо утраты этого качества «как если бы» -- вот что такое эмпатия... Ощущать гнев, страх или смущение клиента, как если бы они были вашими собственными и, однако же, без привнесения вашего собственного гнева, страха или смущения -- вот то условие (терапевтического процесса), которое мы пытаемся описать»

К. Роджерс пишет: «Она (эмпатия) означает вхождение в личный перцептивный мир другого и основательное его обживание. Она подразумевает сензитивность к постоянно изменяющимся в этом другом человеке чувственным смыслам, которые плавно переходят друг в друга,-- к страху, или гневу, или нежности, или смущению, или чему бы то ни было еще, что переживает он или она. Эмпатия означает временное проживание в жизни другого человека, осторожное перемещение в ней без того, чтобы делать какие-либо оценки; эмпатия означает ощущение смыслов, которые он или она едва ли осознают, но без стремления раскрыть неосознаваемые чувства, поскольку это могло бы быть слишком угрожающим... Эмпатия означает частую сверку с человеком в отношении точности ваших ощущений и руководствование теми реакциями, которые вы получаете от него. Вы являетесь надежным спутником человека в его или ее внутреннем мире».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.