Рефераты. Организация экономических учреждений в системе обязательного медицинского страхования






б) стационарная помощь.

Подробный перечень контингентов населения, заболеваний, профилактических, лечеб-но-диагностических мероприятий, составляющих базовую программу, а также не входящих в него, разрабатывается и утверждается Министерством здравоохранения Российской Фе-дерации по согласованию с Министерством экономики и финансов Российской Федерации и с участием профсоюзных органов.

Объем и условия лекарственной помощи определяются территориальными программами обязательного медицинского страхования. Оплата необходимых медикаментов и изделий медицинского назначения в стационаре и при оказании скорой и неотложной медицинской помощи осуществляется за счет страховых взносов по обязательному медицинскому страхо-ванию, а в амбулаторно-поликлинических учреждениях -- за счет личных средств граждан. Льготы при оказании медицинской и лекарственной помощи отдельным контингентам населения определяются действующим законодательством.

Для обеспечения равных условий оказания населению медицинской помощи по обяза-тельному медицинскому страхованию используются фонды здравоохранения.

Средства фондов здравоохранения направляются также на:

финансирование целевых программ, утвержденных органами исполнительной власти, в первую очередь связанных с профилактикой и лечением социально-опасных заболеваний;

финансирование деятельности лепрозориев, трахоматозных диспансеров, центров по борьбе со СПИДом, домов ребенка, детских санаториев, молочных кухонь, бюро медицин-ской статистики, бюро судебно-медицинской и патологоанатомической экспертизы, центров экстренной медицинской помощи, станций, отделений, кабинетов переливания крови, баз и складов специального медицинского снабжения, оплату кардиохирургических операций по пересадке органов и тканей по утвержденному Министерством здравоохранения Российской Федерации перечню, оказание медицинской помощи при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий, катастроф и на другие цели в области охраны здоровья населения.

Место и роль медицинских страховых учреждений в организации здравоохранения определяются тем, что они смогут сыграть решающую роль в решении проблемы кардинального повышения социальной защи-щенности граждан в процессе их медицинского обслуживания, а также выступить гарантом доступности для широких слоев населения высокока-чественных медицинских услуг. Решение проблемы обеспечения соци-альной защищенности пациентов медучреждений требует создания и развития института посредника между гражданами, нуждающимися в медицинской помощи, и учреждениями здравоохранения.

В роли посредника и гаранта прав граждан могут выступить государст-венные, акционерные, кооперативные страховые фирмы, способные на конкурентных началах осуществлять посреднические функции между гражданами, нуждающимися в медицинской помощи, с одной стороны, и медицинскими учреждениями -- с другой. Система отношений: больной -- посредник (страховая фирма) -- медицинское учреждение -- врач способна более надежно защищать не только интересы больных, но и доходы медицинских учреждений.

Наиболее эффективной формой организации финансово-хозяйствен-ной деятельности страховых медицинских учреждений является акцио-нерная форма, так как она может обеспечить концентрацию крупных ресурсов, а также наиболее демократический режим контроля за деятель-ностью страховых организаций и медицинских учреждений.

Акционерными признаются общества, имеющие уставный фонд, разде-ленный на определенное число акций равной номинальной стоимости, и несущие ответственность по обязательствам только имуществом. Акционе-ры несут ответственность по обязательствам общества лишь в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерное общество может быть открытым или закрытым, что отражается в его уставе. Акции открытого АО могут переходить от одного лица к другому без согласия других акци-онеров, свободно продаваться на рынке ценных бумаг. Акции закрытого АО могут переходить от одного лица к другому только с согласия большин-ства акционеров данного общества, если иное не оговорено в уставе.

Органы управления здравоохранением и медицинские учреждения не имеют права быть учредителями медицинских акционерных обществ, но они вправе владеть акциями этих обществ. Суммарная доля акций, при-надлежащих органам управления здравоохранением и медицинским уч-реждениям, не должна превышать 10% общего пакета акций страховой организации.

Учредительная деятельность по созданию АО проходит в несколько этапов, на каждом из которых решаются определенные программой созда-ния АО задачи и проводятся соответствующие мероприятия. Важным источником увеличения финансовых ресурсов медицинских страховых организаций должны стать доходы, получаемые ими при ис-пользовании временно свободных средств страховых фондов для осущест-вления инвестиционной и кредитной деятельности.

Проверка финансово-хозяйственной деятельности общества осуществ-ляется финансовыми органами, аудиторскими службами, а в случае необходимости другими государственными органами.

Общество обязано проводить ревизию своей финансово-хозяйственной деятельности не реже одного раза в год, а внеочередные ревизии -- по требованию хотя бы одного из акционеров, которому принадлежит не менее 10% акций. Ревизии и проверки не должны нарушать нормальный режим работы общества.

Открытое акционерное общество, акции которого распространяются по открытой подписке, обязано не позднее первого квартала каждого года опубликовать отчет о своей финансово-хозяйственной деятельности. Порядок составления ежегодного отчета определяется в уставе АО. Пред-варительно до публикации отчета деятельность АО проверяется ревизи-онной комиссией. Акт или иной документ, составляемый по результатам проверки, является неотъемлемой частью отчета о деятельности АО. Ак-ционерное общество, а также его должностные лица несут установленную законодательством ответственность за достоверность содержащихся в пуб-ликации сведений.

Еще одной стороной в системе медицинского страхования выступают лечебно-профилактические учреждения, специалисты индивидуальной практики и их объединения. Как уже отмечалось выше, необходимым условием перевода отрасли на принцип медицинского страхования явля-ется внедрение экономических методов хозяйствования, так как экономи-ческие методы управления позволяют оптимизировать систему взаимных расчетов и финансово-хозяйственных связей учреждений здравоохране-ния и их подразделений, повысить их материальную заинтересованность и ответственность за повышение качества работы, привлечь внебюджет-ные средства на развитие материально-технической базы.

Следовательно, лечебно-профилактические учреждения должны вы-ступать как экономически самостоятельные субъекты хозяйствования, функционирующие на принципах самофинансирования, пользующиеся правами, вытекающими из законов о предприятии и предприниматель-ской деятельности, и несущими в полном объеме риск и ответственность.

Главным принципом организации здравоохранения являются договор-ные отношения, которые последовательно внедряются на всех уровнях. Это связано с тем, что специфические черты здравоохранения, как отме-чалось выше, ограничивают, но отнюдь не подавляют экономические на-чала в развитии отрасли. Кроме того, основная часть медицинских услуг имеет прежде всего товарную природу.

Требует особого внимания такой участник медицинского страхования, как предприятие, и соответственно экономические учреждения в этой системе.

По действующему законодательству предприятие, выступающее в сис-теме страховой медицины в качестве страхователя, имеет право на:

участие во всех видах страхования;

свободный выбор страховой организации;

осуществление контроля за выполнением условий договора медицин-ского страхования.

Размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование для предприятий устанавливается Правительством и утверждается Вер-ховным Советом Российской Федерации.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование для бюд-жетных организаций, а также временно нерентабельных государственных предприятий осуществляются за счет средств соответствующих бюджетов.

Размеры страховых взносов на добровольное медицинское страхование устанавливаются по соглашению сторон. Величина страхового тарифа зависит, с одной стороны, от стоимости и состава предлагаемых страховы-ми организациями медицинских услуг, а с другой -- от финансовых воз-можностей страхователя. Последнее обстоятельство часто оказывается решающим в принятии предприятием решения об участии также и в добровольном медицинском страховании.

Тут можно заметить, что страховой тариф в складывающейся современной экономической ситу-ации для предприятий является серьезным дополнительным налоговым бременем, и чрезмерно высокий их уровень может принести к серьезному ущемлению интересов предприятий --- страхователей. Однако не следует забывать, что, согласно Закону, при заключении договора предприятие может принимать активное участие в согласовании размера страхового тарифа и критериев его диф-ференциации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как известно, медицинское страхование может выступать в форме обязательного и добровольного. Также доказано, что обе формы имеют свои достоинства и недостатки. Но обя-зательное медицинское страхование имеет одно неоспоримое преиму-щество -- оно обеспечивает определенную надежность и регулярность поступления денежных средств, создавая тем самым возможность плани-рования медицинской помощи, включая меры профилактики.

Как показывает опыт, в странах с развитыми системами общественного здравоохранения преобладает, как правило, форма обязательного медицинского страхо-вания, а в странах, где больше распространены частные (коммерческие и некоммерческие) страховые программы, используется принцип добро-вольного страхования здоровья. Так, например, в Израиле добровольное медицинское страхование почти полностью построено на коммерческой основе, т.е. организуется обществами взаимопомощи, благотворительными и религиозными и другими некоммерческими организациями.

Добровольным также является дополнительное страхование здоровья в странах, где действует обязательное медицинское страхование населения. Например, дополнительное частное страхование очень широко распространено в Японии, где обязательное государственное страхование не обеспечивает общедоступности медицинской помощи.

Относительно России можно сделать вывод, что в этот сложный как для экономики, так и для системы здравоохранения период, когда реформирование только начато и проходит в сложнейших условиях перехода на рыночные условия, самофинансирование и самообеспечение, как никогда важным стал вопрос организации экономических учреждений в системе обязательного медицинского страхования, ответственных за материальную, экономическую и финансово-организационную стороны функционирования системы страховых учреждений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Печатные издания

Когаловская Э.Т., Левант Н.А. Справочное пособие по медицинскому страхованию в России. -М.:Науч.-информ. фирма «ЮКИС», 1993. -63 с.

Комплект официальных материалов по медицинскому страхованию. М., 1993 (Заоч. школа повышения квалификации врачей).

Лисицын Ю.П. и др. Медицинское страхование. М.:Медицина, 1995. -143 с.

Миронов А.А. и др. Медицинское страхование. М.:Наука, 1994. -311 с.

Организация обязательного медицинского страхования на территориальном уровне. М. -152 с.

Семенков А.В. Медицинское страхование. М.:Финстатинформ, 1993. -139 с.

Периодические издания

Ж. Вестник обязательного медицинского страхования. 2001. №2. С.3-8.

Ж. Вестник обязательного медицинского страхования. 1999. №2. С.36-40.

Ж. Здравоохранение РФ. 1998. №1. С.25-28.

Медицинская газета. 2001. 9 нояб. С.4-5.

Г. Медицинский вестник. №5-6 (1-15 марта). С.15-18.

Ж. Медицинская помощь. 2001. №3. С.3-9.

Ж. Медицина труда и промышленная экология. 2000. №9. С.1-8, 12-20.

Ж. Проблемы социальной гигиены и история медицины. 1997. №2. С.33-36, 40-45.

Ж. Экономика здравоохранения. 2000. №11. С.5-9.

Ж. Экономика здравоохранения. 2000. №5/6. С.30-31.

Ж. Экономика здравоохранения. 2001. №4/5. С.10-13.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.