Рефераты. Неврозы






НЕВРОЗ НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ.

Заболевание возникает у лиц с тревожно-мнительными чертами характера. В начале возникают навязчивые страхи (фобии). Страхи сопровождаются выраженными вегетативными расстройствами: сердцебиение, потливость, перебои в работе сердца и др. При длительном течении болезни могут возникнуть навязчивые сомнения. Больные обычно скрывают от окружающих свои навязчивые переживания, трудоспособность их сохраняется, когда болезненные явления становятся резко выраженными, больные обращаются за помощью. Навязчивые состояния усиливаются при утомлении.

ПАТОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ основой навязчивых состояний является инертный очаг возбуждения или ультрапарадоксальная фаза.

ЛЕЧЕНИЕ.

Используют медикаменты: бромиды, мепротан, хлордиазепоксид, левомепромазин. Антидепрессанты (амитриптилин, имизин), барбамил - кофеиновые растормаживания. Больные испытывают определенное облегчение после проведения психотерапевтической беседы; показана аутогенная тренировка.

ЯТРОГЕНИИ.

ЯТРОГЕНИИ - болезненные состояния, которые возникают в результате неправильного поведения медицинского работника в отношении больного. Беседуя с больным, надо всегда очень осторожно высказываться относительно его здоровья. Не рекомендуется употреблять специальные термины, которые больной может неправильно истолковать. Так, у одной больной заболевание развилось после неосторожного высказывания медицинского работника санатория.

У неё диагностировали заболевание сердца. В санатории больная предпочитала проводить время в парке. Во время беседы врач сказал, что в связи с болезнью сердца она может без отдыха проходить только от скамейки к скамейке. В тот же день больная, пройдя несколько десятков шагов, почувствовала боль в области сердца и вынуждена была сесть, а затем совершенно уже не могла ходить. Состояние её улучшилось только после лечения в психиатрической клинике. Надо постоянно помнить о том, что многие больные очень внимательно прислушиваются к высказываниям медицинских работников относительно диагноза, прогноза болезни и из услышанного делают выводы, которые травмируют их психику.

ЭТИ МНОГОЛИКИЕ НЕВРОЗЫ.

НА НЕРВНОЙ ПОЧВЕ.

Итак, мы уже перешли к расстройствам, лежащим на границе нормы и патологии. Многие из проблем пограничной психиатрии столь переплетены друг с другом, что отделить их бывает весьма очень трудно, но сделать это необходимо. Поэтому следует подчеркнуть некоторую условность разграничения многих пограничных нарушений.

Самым частым среди них является невроз. Это всегда следствие межличностных конфликтов и психологического напряжения в отличие от неврозоподобных расстройств, внешне похожих на неврозы, но имеющих не психогенное происхождение. К факторам, способствующим возникновению неврозов, относятся специфические особенности личности, включая инфантилизм, невропатию, психопатические черты характера, крайние варианты нормальных характеров, о которых речь пойдёт позже, психофизическая ослабленность вследствие болезней, истощений, интоксикаций и пр.

Несмотря на то что термин «невроз» предложен английским врачом КУЛЛЕНОМ ещё в 1776 году, только в ХХ веке началось последовательное и глубокое изучение этого расстройства. В 1913 году выдающийся немецкий психиатр Карл Ясперс (1883-1969) подчеркивал, что невроз для своего определения должен отвечать трём основным критериям психогенных заболеваний: Он вызывается психической травмой;

1. Содержание травмы отражается в клинической картине болезни;

2. Невроз появляется, как правило, вслед за психической травмой и чаще всего уменьшается или вообще прекращается после исчезновения или дезактуализации психотравмирующих моментов. При неврозе имеет место сознание своей болезни и стремление избавиться от страдания. По форме проявления невроз может быть невротической реакцией (кратковременное и быстро обратимое психогенное нервнопсихическое расстройство), невротическим состоянием (более продолжительное и медленно обратимое) и невротическим формированием характера, когда факторы, вызывающие невроз уже не просто «звучат» в картине болезни, а вызывают выраженные характерологические изменения.

СРЕДИ НЕВРОЗОВ ВЫДЕЛЕНЫ:

1.астенический невроз (неврастения), вызванный психическими травмами, переутомлением, нарушением режима и суточного ритма;

2.невроз навязчивых состояний, проявляющийся болезненной склонностью к образованию навязчивостей в двигательной, эмоциональной и интеллектуальной сферах.

3. Истерический невроз и некоторые другие.

У детей и подростков чаще, чем у взрослых, встречаются системные неврозы, при которых, помимо свойственных тому или иному виду невроза симптомов, имеются преимущественные поражения функции отдельных систем, следствием чего является, например, заикание, недержание мочи, исчезновение речи. (мутизм). Имевшая хождение долгие годы точка зрения, согласно которой прогноз неврозов всегда благоприятный, в последнее время серьёзно пересмотрена. Прогноз невроза зависит как от непосредственных причин болезни, так и от факторов и условий, способствующих появлению болезни. Нередко внешние причины являются лишь пусковым механизмом невроза, болезнь не исчезает в таких случаях после устранения этих внешних причин. Описываются остаточные невротические состояния как следствие длительно протекающих неврозов. В более лёгких случаях, когда в происхождении невроза психотравмирующие факторы играли большую роль, чем внутренние условия, прогноз значительно улучшается.

ШКОЛЬНЫЕ НЕВРОЗЫ.

В общественно-политической, а также порой и в психологической и педагогической литературе используют термин «школьный невроз», понимая под ним как бы особый невроз, якобы вызванный посещением школы и проявляющийся в массе симптомов, среди которых доминирует нежелание ребёнка идти в школу. Этот термин был особенно популярен в 1960-е годы, потом его стали применять всё реже. Почему? Дело в том, что практически все неврозы у школьников сопровождаются нежеланием посещать школу. Это касается и всех других психических расстройств у школьников. Ясно, что всякие психические отклонения приводят к выраженной в той или иной степени социальной дезадаптации. В природе ещё не описано болезней, благодаря которым человек был бы способен работать дольше и продуктивнее здоровых. У школьника социальная жизнь сводится главным образом к учебе. Если он серьёзно заболел, то неминуемо нарушается школьная адаптация и в некоторых случаях ученик перестаёт посещать школу. Это бывает и при многих неврозах, и при других психогенных расстройствах, о которых мы ёщё много будем говорить. Бывает и иное: само посещение школы неприятно ребенку, действует на него угнетающе, он избегает посещать школу. Или оттого, что там его обидели, или учителя слишком строги (с его точки зрения), либо он не выучил урок и боится показать свою несостоятельность, или, быть может, школьнику хочется идти по пути наименьшего сопротивления и он любой ценой не идёт в школу? Вариантов человеческого поведения тут бесконечное множество и в этой книге речь идёт только об их патологических проявлениях. Итак, у школьников практически не бывает выраженных неврозов, которые не проявлялись в школе или не были связаны с её посещением.

ДЕПРЕССИЯ В МАСКЕ И БЕЗ.

Почти все психические расстройства, кроме протекающих с интеллектуальной недостаточностью, окрашены в печальные, грустные тона. Конечно, далеко не все печальные люди психически больны, но почти все душевнобольные печальны. Впрочем, сеть одна болезнь (в наши дни довольно редкая), которая иногда проявляется в болезненно повышенном настроении. Речь идет о маниакально-депрессивном психозе. При этой болезни чередуются депрессия (тоска, скорбь, скованность) и мания (безоблачно веселое настроение с чрезмерной говорливостью, подвижностью и пр.). Маниакально- депрессивный психоз у детей не бывает, он регистрируется у подростков и в более старшем возрасте. По не совсем понятным науке причинам маниакально- депрессивный психоз в наши дни переменил свои проявления: маниакальная фаза стала встречаться редко, в основном болезнь исчерпывается депрессивной фазой, да и депрессия сейчас чаще всего не такая, как прежде. Она сглаженная, смягченная, не так бросающаяся в глаза. Зато обычно более длительная, растянутая во времени. Слово « депрессия » употребляют в разных смыслах - в научном, общежитейском и литературном, в последних двух случаях депрессией чаще всего именуют то, что на самом деле депрессией не является.

ДЕПРЕССИЯ.

Сильная тоска, сопровождающаяся чувством отчаяния и тревоги. Помимо депрессии бывает гипотимия (снижение настроения, знакомое едва ли не каждому человеку, но носящее кратковременный и невыраженный характер; ГИПОТИМИЯ сопровождает почти все психические болезни и бывает также и у совершенно здоровых людей). У детей и подростков часто регистрируют ДИСТИМИЮ - такое кратковременное нарушение настроения, которое является раздражительностью, плаксивостью, капризностью, вегето-сосудистыми расстройствами. Если человек встал утром « с левой ноги», т.е. злобен, раздражен, всем делает замечания, всем недоволен, ищет на ком бы сорвать злобу, то в таких случаях говорят о ДИСФОРИЯХ, которые бывают у больных эпилепсией и у лиц с органическими повреждениями головного мозга.

Истинные же депрессии, конечно, существуют, и не так редко. Они бывают не только при маниакально-депрессивном психозе, но и практически при всех душевных расстройствах.

НАПРИМЕР:

Нет и не может быть ни одного выраженного невроза, который бы не протекал с пониженным настроением, в некоторых случаях депрессивным. Нередко депрессивное настроение как бы прикрывается другими расстройствами, например СОМАТИЧЕСКИМИ. Начинают давать такому больному, который долгое время маялся по терапевтическим кабинетам, препараты, снимающие депрессию (антидепрессанты), как его соматическое состояние резко улучшается. Вот и говорят о депрессиях в маске соматического заболевания.

Чаще всего в практике детского и подросткового психиатра встречаются: НЕВРОТИЧЕСКИЕ ДЕПРЕССИИ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ДЕПРЕССИИ у подростков. В чем смысл невротических депрессий? Человек испытывает неблагоприятное психическое воздействие (оно неблагоприятно лишь для данного индивида, 99% других людей это воздействие не воспринимают как неблагоприятное), у него ухудшается настроение, он испытывает чувство своей неполноценности, ущербности, ругает себя, ищет у себя всевозможные недостатки и т.д. Все это сочетается с невротическими нарушениями сна, аппетита и пр. Но в любом случае на первый план выходит стойкое понижение настроения, зависящее от ситуации. Вот это расстройство ученый из ФРГ Х. ФЕЛЬКЕЛЬ и назвал «невротической депрессией». В нашей стране оно было подробно описано НАДЕЖДОЙ ДМИТРИЕВНОЙ ЛАКОСИНОЙ В 1970 году. У детей невротическая депрессия - это не столько гипотимия и дистимия. Протекает она медленно, успешно излечивается. Помимо лекарств, тут помогает чувство юмора как у педагога, так и школьника, максимальная занятость (труд - лучший лекарь всех психических заболеваний у детей и подростков), оптимистическое воздействие класса и семьи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.