Рефераты. Лекарственные растения






Лекарственные растения

2

МЗО УКРАИНЫ

Луганский государственный медицинский университет

Кафедра медицинской биологии, паразитологии и генетики

ДНЕВНИК ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ

по ботанике

студентки 11 курса, 60 группы

фармацевтического факультета

Новохацкой Екатерины Юрьевны

Луганск-2004 г.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

1. Знакомство с разнообразием и многообразием видов растений, распространенных на территории в изучаемом районе- лекарственными, кормовыми, техническими, сорняками и, особенно, ядовитыми.

2. Работа с определителями непосредственно в природе или в лаборатории- для выявления диагностических признаков семейства, рода или вида для овладения элементами систематизации растений.

3. Изучая и наблюдая растения в естественных условиях, т.е. изучая экологические свойства отдельных видов, студенты особое внимание обращают:

- на его местообитание и приуроченность видов к определенным условиям среды;

- на степень зависимости от внешних условий среды, различные приспособления к ним и реакции на изменение условий привычной среды обитания.

4. Изучение детального эволюционно-морфологического строения растения.

5. Изучение разнообразных жизненных форм как динамической системы, т.е. изменяющегося принципа строения в течение сезона.

6. Развитие наблюдательности, ориентации в природе, умение сочетать теорию с практикой. Закрепить умение по конкретным приемам морфологического анализа высших растений, их определению и выявлению диагностических признаков.

7. Обучить студентов практическим флористическим навыкам по уходу за культивируемыми растениями.

8. Формирование профессиональной ответственности, трудовой дисциплины и бережного и рационального отношения к природе.

9. Овладение специальными практическими навыками по гербаризации, сушке, сбору лекарственных растений и основами заготовки лекарственного сырья.

10. Практика дает возможность расширить и углубить знания по эволюционной морфологии, систематике и закономерностям сложения растительных сообществ.

БАЗЫ ПРАКТИКИ

Ботанические сады, опытные поля, опытные участки Вуза, лесные массивы, луга, колхозные поля, учебные лаборатории ЛГМУ, загородные базы , заказники и др.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Наименование выполняемой работы. Темы экскурсий

Кол-во дней

1.

Подготовка к учебно-полевой практике. Ознакомление студентов с задачами и целями практики. Инструктаж по методике сбора и гербаризации растений. Обзорная экскурсия для ознакомления с разнообразием и многообразием растительных сообществ и жизненных форм. Знакомство с приемами эколого-морфологических и геоботанических описаний.

1-й день

2.

Экскурсия в лес. Структура и состав лесных фитоценозов. Изучение лекарственных растений лесов. Геоботанические и эколого-морфологические описания растений. Определение представителей разных семейств цветковых растений.

2-3й день

3.

Экскурсия на болото. Ботанический состав растений болот и их приспособление к среде обитания. Лекарственные растения. Геоботанические и эколого-морфологические описания растений. Сбор гербария.

4-5й день

4.

Экскурсия на луг. Типы лугов. Ботанический состав растений лугов и их приспособление к среде обитания. Лекарственные растения. Геоботанические и эколого-морфологические описания растений. Сбор гербария.

6й день

5.

Сорные растения, их биологические особенности и классификация по морфолого-экологическим признакам. Придорожные сорняки. Описание и определение видов.

7й день

6.

Экскурсия в ботанический сад. Систематический обзор растений. Знакомство с методами филогенетических исследований. Основы классификации лекарственного растительного сырья. Растительность Украины.

8-9й день

7.

Зачет по учебно-полевой практике.

1. Сдача теоретического минимума по основам экологии, геоботаники, морфолого-биологической и эколого-географической характеристике лекарственных растений, произрастающих на базах практики.

2. Сдача гербарного материала и морфологических тематических коллекций.

3. Сдача оформленного информационного дневника по учебно-производственной практике

10й день

Полевая практика обычно включает следующие формы работы: экскурсии студентов под руководством преподавателя, камеральную обработку собранных материалов, ведение дневников ,самостоятельные наблюдения и исследования по индивидуальным заданиям, составление ботанических коллекций.

1 ДЕНЬ.

Вводная беседа по полевой практике.

Послушали лекцию, на которой были определены цели и задачи учебно-полевой практики. Были распределены тематические коллекции по морфологии и систематике растений. Были определены формы работ: экскурсии под руководством преподавателя, обработка собранных растений, ведение дневников и написание флористических отчетов, самостоятельные наблюдения и исследования по индивидуальным заданиям, составление ботанических коллекций. Базы практики: ботанические сады, заказники, опытные поля, лесные массивы, луга и т.д.

Прослушали инструктаж по методики сбора и гербаризации растений, по технике безопасности при проведении полевых работ по сбору гербарного материала и морфологических коллекций. Знакомство с примами эколого-морфологических и геоботанических описаний.

Нам предоставили план на период полевой практики, согласно которому мы должны будем побывать в Юницком ботаническом заказнике, в Донецком ботаническом саду, в урочище острая могила.

В ходе практики мы должны овладеть методами сбора и сушки гербарного материала.

2-3 ДЕНЬ.

Экскурсия в лес.

1. Определите неизвестные представители различной жизненной формы семейств цветковых (3-5 экземпляров). Запишите код определения.

v Травянистое растение мочковатой корневой системой. Листья собраны широкояйцевидные. Жилкование - дуговое. Листья собраны в прикорневую розетку. Цветоносные стрелки до 40 см, заканчиваются соцветием - колос. Цветы мелкие, неприглядные, пленчатые беловато-буроватые, венчик сухой.

Формула цветка: * Ca(4) Co(4) A(4) G(2)

Определение:

1- 22- 28 29- 45- 49 50- 121- 122- 123- 127- 128- 139- 145- 146- 147- 150 153. Подорожниковые (Plantaginaceae), род Подорожник (Plantago L.) 1- 2- 3- 6- 10 Подорожник большой (P. major L.)

v Травянистое растение. Стебли прямостоячие или стелющиеся, Листья - супротивные короткочерешковые, почти сидячие, продолговато-элиптические по краям мелкореснитчатые, тоненькие. Доли чашечки линейно-ланцетные. Лепестки заострены (5 шт.), сине-фиолетовые. Корневище небольшое, Цветы размещаются на длинных цветоножках по одному в пазухах листьев. Растет на лугах, степных склонах.

Формула цветка: * Ca(5) Co(5) A5 G(2)

Определение:

1- 22- 28 29- 45- 49 50- 121- 122- 123- 127- 128- 139- 145- 146- 147- 150- 151- 152 153- 134. - Кутровые (барвінкові) (Apocynaceae).

1- 2 - 1 род Барвинок (Vinca L.)

1- 2 Б. малый (V. minor L.)

v Небольшое растение с ребристым, чуть опушенным стеблем. Листья на коротких черенках, большие перистороздельные с большой верхушечной долей прилистников. Цветки зигоморфные, одиночные, на удлиненных цветоножках. Чашечка - 5 несросшихся чашелистиков. Лепестков 5 - желтые. Тычинок 5 на коротких тычиночных нитях. Пестик образован тремя плодолистиками.

Формула цветка: Ca5 Co5 A5 G(3)

Определение:

1- 22- 28 29- 45- 49 50 51 52- 56- 107- 108- 109- 110- 111- 112 - 64. Семейство Фиалковые (Violaceae)

1 2 3- 4- 6 7- 2 - 8. Фиалка утренняя (V. matutina Klor)

2. Занесите в таблицу данные по травянистым лекарственным растениям, произрастающим на лесной территории области.

Таблица №1.

ТРАВЯНИСТЫЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ ЛУГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.