Рефераты. Автоматизированная система в здравоохранении






Автоматизированная система в здравоохранении

Размещено на http://www.allbest.ru/

АСУ в здравоохранении Ї это система управления медицинским учреждением, отраслью, основанная на регулярном применении современных математических методов и технических средств обработки данных в учете, анализе, планировании, организации.

Задачи АСУ в здравоохранении:

1. Повышения эффективности функционирования медицинской организации.

2. Повышение эффективности профилактических мероприятий.

3. Повышение качества лечебно-диагностического процесса, за счет снижения времени требуемого на процессы сбора, обработки и получения запрашиваемой информации медицинского характера.

4. Оптимизация ресурсной политики в здравоохранении.

5. Интенсификация научных исследований и разработка новых медицинских технологий.

Основные функции АСУ в здравоохранении:

1. Моделирование деятельности управления отраслью здравоохранения.

2. Выработка рекомендаций для принятия решений.

3. Контроль эффективности применения решений.

4. Анализ динамики показателей состояния здоровья.

5. Управление оказанием лечебно-профилактической помощи населению.

6. Прогнозирования тенденций развития здравоохранения отдельных регионов.

Цели АСУ в здравоохранении:

1. сбор, хранение, обработка и оперативная выдача информации о ходе лечебно-диагностического процесса;

2. повышение эффективности управления за счет оперативности принятия и повышения качества управленческих решений;

3. повышение эффективности деятельности структурных подразделений медицинского учреждения при использовании иерархической системы сбора, хранения, передачи и централизованной обработки информации, содержащейся в амбулаторной карте и истории болезни, с оперативным доступом к информации рабочих мест;

4. повышение эффективности труда медицинского персонала, всех сотрудников медицинского учреждения за счет автоматизации трудоемких, рутинных операций (подготовке многочисленных выписок, справок, отчетов, дублирования результатов анализов и т.д.),

5. повышение достоверности данных и оперативности информационного обслуживания;

6. организация информационного взаимодействия различных врачей-специалистов с возможностью более полного обеспечения преемственности в оказании медицинской помощи на всех этапах медицинского обслуживания (диспансерного, стационарного, реабилитационного);

7. повышение качества принятия решений в процессе диагностики, лечения, реабилитации за счет использования экспертной поддержки;

8. повышение эффективности диагностики и лечения за счет создания медицинской базы данных;

9. на основе полученной базы данных проведение сравнительной оценки эффективности различных методов, схем лечения и реабилитации;

10. анализ стоимости, контроль полноты и качества диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий;

11. рационализация использования медицинских ресурсов (персонала, аппаратуры, оснащения и т.д.);

12. предоставление сотрудникам необходимой справочной информации по основным видам медицинской помощи с использованием Internet.

Основные этапы создания АСУ:

1. Предпроектное обследование объекта автоматизации с целью определения объема работ.

2. Написание технико-экономического обоснования (целесообразность создания АСУ с учетом затрат и ожидаемой эффективности).

3. Разработка технического задания (определение целей, задач, расчет эффективности АСУ, построение моделей и методов управления).

4. Разработка технического проекта:

Ї разработка информационного обеспечения Ї структура баз данных: исходная информация (карта выбывшего из стационара, талон амбулаторного пациента и др.), справочная информация (международная классификация болезней и др.), выходная информация (макеты таблиц и т.д.);

Ї разработка программного и математического обеспечения;

Ї разработка организационного обеспечения;

Ї разработка технического обеспечения.

5. Ввод АСУ в действие (монтаж, наладка, обучение персонала, организация баз данных).

Основные проблемы внедрения АСУ в здравоохранении:

1. Технические проблемы (установление, наладка средств вычислительной техники, разработка программного обеспечения).

2. Организационные проблемы (организация процесса управления, создание службы по обеспечению функционирования автоматизированной системы).

3. Социально-психологические проблемы (адаптация сотрудников к новым условиям работы, их обучение и т.д.).

4. Проблемы обновления основных фондов (обновление технической базы программного обеспечения).

5. Финансовые проблемы.

Практическое применение АСУ:

1. Службы скорой помощи.

2. Поликлиники.

3. Стационары.

4. Клинико-диагностические лаборатории.

5. Санитарно-эпидемиологические учреждения.

6. Специализированные диспансеры.

7. Учреждения охраны материнства и детства.

8. Санаторно-оздоровительные учреждения.

9. Патолого-анатомические бюро.

10. Службы медицинских экспертиз.

Госпитальная информационная система (ГИС), как пример АСУ.

В Беларуси компания БелСофт проводит разработку и внедрение госпитальных информационных систем (ГИС) для медицинских учреждений.

ГИС представляет собой не отдельные, разрозненные рабочие места, а единую взаимосвязанную вычислительную сеть на базе компьютерного оборудования, функционирующую в реальном масштабе времени.

Концепция построения ГИС

ГИС представляет собой программно аппаратную и организационно-административную систему сбора и обработки информации связанной с лечебным процессом.

В ГИС реализован комплексный подход к организации компьютерного учета лечебного процесса. Весь документооборот лечебно-диагностического процесса переводится в электронный вид.

В качестве программного обеспечения управления базой данных была выбрана среда 4-th Dimension, разработанная компанией 4D, которая, в свою очередь, базируясь на использовании всех преимуществ клиент-серверной архитектуры, позволяет создавать программы любого уровня сложности. Выбор конкретной конфигурации компьютерного оборудования и сервера, аппаратных средств архивации и резервирования осуществляется по завершении предпроектного обследования, а при необходимости корректируются на этапах разработки и внедрения ГИС, т.к. стремительно развивающийся рынок этого направления позволяет предложить значительное удешевление оборудования при одновременном улучшении его технических характеристик.

В соответствии с принятой идеологией вся информация находится на сервере. Места сбора и потребления информационных услуг физически располагаются в различных точках сети, оборудованных оконечными устройствами (клиентскими компьютерами, печатающими устройствами, компьютерными системами с подключенным медицинским оборудованием и т.д.).

Работа ГИС базируются на применении Автоматизируемых Рабочих Мест (АРМ). Каждое рабочее место обладает индивидуальным графическим интерфейсом и выполняет обработку данных в соответствии с заложенным в него алгоритмом функционирования.

При определении подходов к решению вопросов санкционированного доступа к системе и ее элементам был применен комплексный подход, который предусматривает как защиту в целом базы данных от несанкционированного использования путем физического разнесения сегментов базы данных на защищенные носители, так и наделение определенными полномочиями пользователей с присвоением им индивидуальных кодов.

Процедуры обеспечения целостности, достоверности, безопасности данных и вычислений разработаны и применяются как на системном, так и на прикладном уровне.

Автоматизированные рабочие места ГИС

В состав автоматизированной информационной системы входят АРМ и подсистемы:

Ї профосмотра;

Ї временной нетрудоспособности;

Ї диспансерного учета;

Ї статистических талонов;

Ї резерва родов;

Ї документооборота;

Ї ввода и хранения видеоизображений.

АРМ «Регистратура» (рис. 2):

Исходя из задач, решаемых на рабочем месте проводится:

Ї учет пациентов;

Ї организуется запись на прием;

Ї выдача талонов;

Ї формирование необходимых отчетов по перечню различных параметров;

Ї получение различного рода печатных документов.

АРМ «Терапевт» (рис. 3):

Ї электронная амбулаторная карта пациента;

Ї анамнез жизни и аллергоанамнез;

Ї данные индивидуального листа;

Ї подсистема резерва родов;

Ї подсистема профосмотра;

Ї подсистема диспансерного учета;

Ї подсистема статталонов;

Ї подсистема временной нетрудоспособности;

Ї назначение процедур, выдача направлений, назначение в физиопроцедурный кабинет, лабораторию, врачам узкого профиля и др. в электронном виде;

Ї оперативное получение результатов работы коллег, анализов и процедур;

Ї получение списков пациентов и данных по ним за любые периоды;

Ї получение печатных копий необходимых данных;

Ї собственная электронная записная книжка; ежедневник; вечный календарь; калькулятор; электронный справочник лекарственных препаратов (Видаль*);

Ї выписка различных справок и направлений;

Ї необходимые учетные журналы.

Принципы, заложенные в АРМ «Терапевт», являются основой для построения рабочих мест узких специалистов.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.