Рефераты. Управление пассажирскими перевозками






p> - билетно-кассовые операции, связанные с оформлением и учетом проездных документов во внутригосударственном, пригородном, межгосударственном и международном сообщениях;

- справочно-информационное обслуживание пассажиров; управление багажными и грузобагажными перевозками;

- эксплуатация и ремонт парка пассажирских вагонов;

- сервисное обслуживание пассажиров, включая поездки на других видах транспорта в смешанных поездках (автобусное, морское, речное, воздушное);

- экономика и финансовый учет по пассажирским перевозкам, включая взаиморасчеты между дорогами, контроль доходов и расходов;

1. управление пассажирскими перевозками в целом по сети и отдельно по дорогам с помощью автоматизированных центров управления.

2.

Основные этапы разработки системы “Экспресс-3”:

На первом этапе технические средства будут заменены новыми с использованием действующих программ “Экспресс-2”.

На втором этапе будет переведен накапливаемый архив системы в новую систему управления базой данных.

На третьем этапе будет осуществлен перевод прикладных программ в операционную систему ОС-390.

Переход от системы “Экспресс-2” к “Экспресс-3” будет поэтапным и потребуется длительное время эксплуатировать совместно эти системы.
Длительность этого периода будет зависеть от способности дорого приобретать новую технику не только в РЖД, но и на дорогах СНГ и Балтии.

Внедрение системы “Экспресс-3” на дорогах будет производиться поэтапно с таким расчетом, чтобы не нарушить непрерывное обслуживание пассажиров через “Экспресс-2”. На первом этапе предусматривается заменить старые ЭВМ “Экспресс-2”, выработавшие свой 12 летний ресурс, на новые ИБМ-
9672. Горьковская является первой дорогой, которая уже вышла на этот этап.
Вторым этапом будет создание переходной базы данных от “Экспресс-2” к
“Экспресс-3”. На третьем этапе будут заменены прикладные программы обслуживания заказов “Экспресс-2” на “Экспресс-3”. Все работы по внедрению на дорогах сети АСУ “Экспресс-3”, согласно программе информатизации, должны быть завершены к 2005 году. К этому году произойдет полная замена “Экспресс-
2” на “Экспресс-3” на всех дорогах. Однако будет существовать период времени до 2005 года, когда на сети будут совместно работать “Экспресс-2” и
“Экспресс-3” в различных стадиях своего развития, что будет зависеть от готовности дорог к замене оборудования систем и перехода к работе по новым информационным технологиям.

Если система “Экспресс-2” позволила решить на дорогах сети проблему автоматизации технологических процессов в области продажи билетов и их учета, то разработка системы “Экспресс-3” должна решить проблему автоматизации всех основных технологических процессов пассажирского хозяйства и создать в конечном итоге на дорогах механизм управления пассажирскими перевозками, что позволит: оперативно управлять пассажирским подвижным составом, подняв населенность на 10-15%.
5. Технические показатели АСУ “Экспресс-3”

Общие технические показатели АСУ “Экспресс-3”, которые относятся ко всем системам, устанавливаемым на дорогах СНГ и Балтии, приведены в таблице
1.
Таблица 1.
|№ п/п|Показатель |Величина |
| |Надежность работы ВК |99,98 - 99,99 % |
| |Протоколы обмена: | |
| |- для связи с терминалами |IBM-3270 (BSC-3)Х-25, SDLC |
| |- для связи с системами |IBM-2780 (BSC-1)Х-25, SDLC, |
| | |Х-75 |
| |Время реакции системы |Не более 5 сек. в 95 % случаев |
| |Продолжительность работы |Круглосуточно, безостановочно |
| |Электропитание |Бесперебойное по нескольким |
| | |фидерам |
| |Период резервирования мест |63 дня по МСЖД-918. Возможно до |
| | |года |
| |Операционная система ВК |OS/390 |
| |ЭВМ ВК |IBM-9672, R2, R3, R4, R5 |
| |СУБД |DB-2 |
| |Архитектура ВК |Многопроцессорная платформа |

6. Технические средства системы “Экспресс –3”
Все микропроцессоры АСУ “Экспресс-3” представляют единый вычислительный комплекс системы, управляемый с одной консоли (пульта).
Терминальное оборудование АСУ “Экспресс-3” будет включать в себя как старые терминалы АСУ “Экспресс-2”, работающие по протоколу BSC-3, так и новые, которые смогут работать по двум протоколам: старому BSC-3 и новому Х-25.
Количество терминалов существенно расширится за счет установки их в пригородных кассах, а также подключения ПЭВМ, которые будут выполнять разнообразные функции, не связанные непосредственно с продажей проездных документов.

Терминалы, устанавливаемые в пригородных зонах, должны иметь специальное печатающее устройство и позволять по аналогии с перевозками в дальнем сообщении автоматизировать весь финансовый и статистический учет, включая учет почасового пригородного пассажиропотока. Кроме этого будет создано гибкое централизованное оперативное управление из АСУ “Экспресс-3” пригородными тарифами по дням недели и месяца.

Переход от АСУ “Экспресс-2” к АСУ “Экспресс-3” может осуществляться поэтапно по мере приобретения дорогами новых технических средств.
Необходимо приобретать оборудование IBM-9672 и работать на нем на первом этапе со старой операционной системой TKS. На последующих этапах ОС TKS будет заменяться на ОС/390.
Совершенствование информационных технологий данных подсистем АСУ “Экспресс-
3” должно строиться на новой базе технических средств ЭВМ типа ИБМ-9672 и новой операционной системы программных средств ОС-390 с использованием систем управления базами данных (СУБД) типа DB-2, ORACL, ADABAS. При этом должны быть существенно расширены объемы памяти ЭВМ по сравнению с действующими системами “Экспресс-2”


7. Информационное обеспечение системы
“Экспресс –3”
Концепция информатизации железнодорожного транспорта, утвержденная
Коллегией МПС РФ в феврале 1996 года, предусматривает формирование информационной Среды для обеспечения функционирования новых информационных технологий.

Основой информационной Среды будет система баз данных управления перевозочным процессом и ее составная часть - база данных для управления пассажирскими перевозками. Ядром базы данных управления пассажирскими перевозками является база данных, необходимая для функционирования системы управления резервирования мест и продажей железнодорожных билетов “Экспресс-
3”.
Проектируемая система предъявляет к базе данных взаимоисключающие требования:

- высокая производительность при оперативном выполнении множества заявок в режиме реального времени;

- универсальная структура данных (реляционная модель), пригодная для справочно-аналитической работы;

- постоянно обновляющиеся данные, отражающие текущее состояние управления пассажирскими перевозками;

- возможность выполнения ряда аналитических запросов над одним и тем же зафиксированным состоянием данных для последующего сопоставления результатов.

Из общей теории обработки данных известно решение, позволяющее удовлетворить всем вышеперечисленным требованиям. Необходимо организовать две базы данных различной технологической и информационной специализации:
OLTP (Online Transaction Processing) - база данных для оперативной обработки информации и поддержания состояния, максимально приближенного к текущему;
OLAP (Online Analazer Processing) - база данных для справочно- аналитического обслуживания данными определенного фиксированного состояния.

Кроме двух перечисленных основных баз данных может быть организована, например, Архив-база - база данных для исторического хранения поколений состояний данных и организации их извлечения для последующей обработки.

При использовании в системе двух (более) технологически специализированных баз данных возникает дополнительная проблема обновления состояния OLAP-базы данными изменений, выполненных в OLTP-базе за определенный период - миграция данных. В ходе миграции структура данных должна быть преобразована из специальной в реляционную. Хорошо развитая система интерфейсов делает возможной миграцию данных даже между базами, поддерживаемыми различными СУБД.

Основными информационными объектами системы резервирования мест и продажи билетов являются:
- поезд (маршрут, расписание, норма мест, подлежащая продаже);
- рейс (реализация поезда на конкретную дату отправления, в которой отмечается состояние мест, предлагаемых к продаже);
- проездной документ;
- заявка на перевозку;
- станция, осуществляющая посадку, высадку пассажиров и продажу билетов;
- терминал (кассир), осуществляющий продажу билетов.

8. Технологическое обеспечение системы
“Экспресс –3”

Наиболее существенными технологическими отличиями системы “Экспресс-
3” от существующей будет реализация продажи билетов по ходу следования поезда с нумерацией мест и хранение в базе данных, доступной в оперативном режиме, всех проездных документов, оформленных в течение последних 6-ти месяцев.

Технологический процесс обработки информации в системе включает: подготовку исходной информации и ввод ее в вычислительный комплекс; автоматическую обработку заказов, поступающих от потребителей; выдачу документа “Отчет кассира”; статистических отчетов и аналитических данных.

Исходная информация поступает в систему после печати проездного документа и содержит следующие показатели: дату и время отправления поезда, станцию отправления и станцию назначения, номер поезда, номер и тип вагона, номер места, дату и время выдачи проездного документа, номер кассы и терминала, выдавшей проездной документ, цену билета (руб. коп.), количество человек, вид документа, паспортные данные пассажира.

Для обслуживания заказчика кассир обеспечивает связь через терминальное оборудование по мультиплексору передачи данных (МПД) с программой управления сообщениями. Запрос принимается программой формирования очереди и записи заявок. Заявку записывают на магнитный диск и формируют в пакет заявок. По программе связи осуществляется контроль сообщения и обработка пакета заявок. Изменения в результате выполнения запроса (заявки) заносят в основную базу данных и дубль базы данных , что позволяет поддерживать одинаковое состояние баз данных и избежать ошибок в работе. Схема обработки заказов приведена на рисунке 2. При сбое в работе оператор через консоль обращается к оперативной связи с оператором системы для исправления неполадок.

В оперативном режиме система позволяет получить информацию о динамике изменения населенности составов на маршруте следования в прямом и обратном направлениях, а также степень использования вместимости вагонов различных типов.

Функционирование системы “населенность” предусматривает решение задач четырех групп:
1. Накопление, обработка, формирование итоговых результатов об использовании вместимости вагонов и их хранение в ВК “Экспресс”;
2. Передача информации о населенности вагонов в ПЭВМ;
3. Реализация человека - машинного диалога;
4. Создание банка данных (летописи) о работе подвижного состава на сетевом и дорожном уровнях.

Человеко-машинный диалог обеспечивает: ввод с экрана указания режима работы; печать при необходимости выходных результатов на печатающем устройстве в виде таблиц установленной формы; обращение к летописи; корректировку информационных полей “летописи”.

Рис. 2. Схема обработки заказов в системе “Экспресс-2”

Запрос

Ответ

В системе “Экспресс-2” информация о проездных документах хранится только в общем архиве системы и недоступна в оперативном режиме.

Генеральной стратегией в области информатизации пассажирского хозяйства является развитие функций действующих систем “Экспресс-2” от уровня продажи билетов до уровня управления пассажирскими перевозками в целом по сети с поэтапным переводом дорог на новые современные технические средства системы “Экспресс-3”.

-----------------------

АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ МПС и дорог

Э л е к т р о н н ы й

д о к у м е н т о о б о р о т

г р у з о в ы х

п е р е в о з о к

Э л е к т р о н н а я

б а з а

д а н н ы х

г р у з о в ы х

п е р е в о з о к

Э л е к т р о н н а я

б а з а

д а н н ы х

п а с с а ж и р с к и х

п е р е в о з о к

Продажа билетов во всех видах сообщений

Э л е к т р о н н ы й

д о к у м е н т о о б о р о т

п а с с а ж и р с к и х

п е р е в о з о к

Экономика

Справочно-информационное обслуживание пассажиров ЭКАСИС

СФТО

К л и е н т у р а

г р у з о в ы х

п е р е в о з о к

К л и е н т у р а

п а с с а ж и р с к и х

п е р е в о з о к

Финансы

ДИСПАРК

Багажные и грузобагажные перевозки ЭСУБР

Материальные ресурсы

Эксплуатация и ремонт парка пассажирских вагонов АСУ-ПВ

ЕДЦУ

Поездная работа

Местная работа

Эксплуатация локомотивов АСУ-ЛОК

Капстроитель-ство

Финансовый и статистический учет пасс. перевозок система ЭФИС

Кадры

Соц. сфера

Система

РАСПИСАНИЕ

АСУ линейных предприятий

АСУ ТП

Инфраструкту-ра

Другие общеотраслевые системы

АСУ линейных предприятий

Сервисное обслуживание пассажиров

Планирование и управление перевозками АДЦУ

Терминалы

МПД

Фонды изменений оперативной памяти

Программа управления сообщениями

Программа связи

Консоль оператора

Очередь заявок

Файлы изменений основной базы данных

Дубль базы данных

Основная база данных

Связь оператора с “Экспрессом”

Программа формирования очереди

Технологические задачи

Поддержание состояния баз данных


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.