- Теории субкультуры. Культура вообще это комплекс ценностных представлений, сложившихся в каком-то обществе, в границах известной территории и в рамках определенного периода истории. Ее синонимом можно считать “цивилизацию”, которая соответственно включает в себя стиль жизни, образ мыслей, чувствование и поведение, выражающееся в характере питания, одежды, в обычаях и нравах, в религии и языке. Культура усваивается и передается из поколения в поколение. Ее можно также представить как совокупность определенных форм поведения, но постоянно изменяющихся, смешивающимися с другими культурами, с другими формами поведения и ценностными представлениями. Под субкультурой понимают систему общественного поведения и ценностей, существующую отдельно от господствующей системы поведения и ценностей и являющуюся все же частью этой центральной системы. Субкультурные группы делят часть элементов с господствующей культурной традицией (цивилизацией), но при этом сохраняют и собственные нормы поведения, и ценности, отличающиеся от ведущей цивилизации.
В теориях субкультуры предпринимаются попытки объяснить подростковую преступность, и в особенности бандитизм.
Теории Альберта Коэна (1955) и Ричарда Клоуарда и Ллойда Олина (1960), рассматривающие причины этого явления, подчеркивают значение конфликта между ценностями и целями преобладающего в обществе среднего слоя, с одной стороны, и возможностями подростков из низших слоев, неспособных придерживаться этих ценностей и преследовать эти цели, - с другой. В тоже время Уолтер Миллер (1968) отмечал, что подростковая делинквентность строится на системе ценностей низших слоев, на собственной, насчитывающей столетия традиции, отличающейся своей особой целостностью. Эти теории субкультуры связаны с особенностями определенных общественных слоев.
По мнению Коэна, у делинквентного подростка существующая социальная структура вызывает реакцию отрицания и подростковая противоправность в отличие от преступности взрослых не имеет экономической направленности (кража вещей, которыми они не могут воспользоваться, отсутствие какого либо смысла в актах вандализма, ведение “бандитских воин”, применение насилия в отношении всех и всего). Подростки совершают деликты для того, чтобы добиться определенного статуса, социального положения и престижа. Они создают собственную культуру, свою, отделенную от господствующей цивилизации, независимую субкультуру с целью получить статус среди сверстников. Эта реакция проявляется уже в школе. Как считают взрослые - хороший ребенок в школе должен быть прилежным, послушным и смышленым. Эти теории называются: “случайных структур”, неравных шансов”, т.е. когда преграждается путь к легальным средствам (достижения своих потребностей) подростки обращаются (при наличии делинквентных задатков) к противоправным методам и средствам достижения этих целей.
Одни субкультуры (их типы) добиваются материального достатка и характеризуются имущественными преступлениями; конфликтные субкультуры ищут способа добиться статуса в обществе с помощью насильственных преступлений; субкультуры “ухода от мира” (отказа) предпочитают обычным ролям и целям уход в наркоманию и алкоголизм. Наиболее типичным “уходом от мира” является “кошачья субкультура”, сутью которой является постоянное стремление к “кику” (вызову), сенсации, удовольствию. “Кик” - это поиск экстатических переживаний, наслаждений, “улетов”, “запредельных эффектов”. Самым трудным делинквентным видом считается тот, в котором представлены подростки, не стремящиеся к статусу среднего слоя, но всеми средствами пытающиеся поправить свое экономическое (материальное) положение. Приведу Вам для наглядности схему, иллюстрирующую теорию субкультуры, предложенную Клоуардом и Олином:
Различные экономические условия существования среднего и низших слоев в западном индустриальном обществе.
Социальное расслоение общества.
Интернализация (усвоение) подростками из низшего слоя ценностей среднего слоя.
Блокирование доступа подросткам из низшего слоя к целям среднего слоя.
Развитие делинквентных альтернатив для достижения компенсирующего статуса.
С выше перечисленными теориями субкультур перекликается теория Уолтера Миллера (1968). Она также основана на расслоении общества, но в основу ее положено следующее положение, что системы ценностей и стиль жизни зависят от экономических факторов. То есть как человеку достаются деньги - получает он их откуда-то или (например, в наследство или по программе социальной помощи) либо зарабатывает их сам. С этим и связаны различные системы ценностей. Его теория представляется следующей схемой:
Собственный стиль жизни и однородная система ценностей низшего слоя, передаваемая из поколения в поколение.
Отсутствие сильной фигуры отца и женское начало в семьях низшего слоя.
Недостаточная возможность усвоения мужской роли в семьях низшего слоя.
усвоение мужской роли в группе сверстников
Получение компенсирующего статуса путем демонстрации своей грубости, мужественности, находчивости, способности обманом добиваться более выгодного для себя положения в конфликтных ситуациях и при совершении деликтов.
Даже на слух, эта схема имеет “сбои” (например, а как преступность несовершеннолетних женского пола?...), а проверка на практике методом самоотчета, показывает, что преступность среди подростков из низшего слоя (как зарегистрированная, так и латентная) не отличается по объему и тяжести от преступности подростков из среднего и верхнего слоев.
В 1980 году Теодор Фердинанд разработал теорию субкультуры, которая не связана ни с расслоением общества, ни с экономикой. Он проводит различие между молодежными субкультурами развитых и развивающихся стран. Например, субкультуру развитых западных стран Фердинанд характеризует следующим образом:
- молодежь отстаивает свои радости в духе нарциссизма и отказывается от традиционного предусмотрительного регулирования своих чувств и эмоций;
- молодые люди не желают брать на себя тяготы обычной профессиональной карьеры, рождения и воспитания детей, исполнения семейных обязанностей. Они бросают вызов авторитету взрослых в семье, школе, общине;
-молодежь вырабатывает свою особую лексику, одежду и музыкальные увлечения;
-возникновение молодежной субкультуры не служит выражением отчуждения и изоляции, скорее она складывается на основе осознания подростками своего собственного статуса в мире взрослых;
-свое взросление молодежь переживает как угрозу и ограничение своих возможностей. Подросток делает то, что ему нравится, и наслаждается досугом. Молодые люди в развитых странах, решившие делать какую-либо профессиональную карьеру, должны потратить на обучение от 16 и более лет. Это вызывает у многих из них чувство безнадежности. Подросток говорит себе: "Меня не ждет ничего, ради чего можно было бы затратить столько времени и сил”. Учиться скучно и трудно. И в конечном счете серьезная профессиональная карьера - это далеко не все, о чем мечтает человек;
-в конце концов, создание молодежной субкультуры - это реалистическое приспособление к изначально безнадежной ситуации.
И последняя теория субкультуры - насилия, выдвинутая Марвином Фольфгангом и Франко Ферракути (1967) основывается на том, что насилие можно постичь, и эти знания и навыки, будучи зафиксированы в субкультуре, передаются из поколения в поколение. В этой системе ценностей и поведения у людей вырабатываются свои стиль жизни и взгляды, ориентированные в основном на насилие. Представители этой субкультуры идентифицируют себя с насилием, и для них оно не является ни запретным, ни вызывающим ощущение вины. Субкультура насилия накладывает на людей особые черты.
- Следующие теории уголовно-социологической направленности, на которых мне бы хотелось остановиться - это теории конфликта. Понятие “конфликт” пришло из латинского языка и означает столкновение, борьбу или спор. Проблемами конфликтов занимаются психологи (психоанализ), социологи и юристы.
Первая теория конфликта (1938) была выдвинута Торстеном Селлином, которая называлась “конфликта культур”, где автор проводит различие между внешними и внутренними конфликтами ценностей. Например: противоречия между борющимися нормами поведения, присущими старой и новой культурами; разногласия между нормами поведения в сельской местности и в крупных городах; конфликты между нормами хорошо организованной общины и плохо организованным обществом. Примером конфликта культур является многолетний процесс иммиграции в Израиле, из-за которого происходит процесс постоянного пересмотра основных принципов и ценностей. Так, евреи - иммигранты из северной Африки имеют привычку решать споры с помощью насилия и в порядке самосуда. Евреи из Йемена не следуют запрету о многоженстве. Бедуины, для кого “городские законы” - это, прежде всего слухи, обращаются, как и прежде, к обычаю кровной мести, а уже о наших, “советских” иммигрантах и говорить не надо.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6