Представляется, что в современных условиях было бы преждевременным освобождать сотрудников ОПГГПН от этих обязанностей. Поскольку речь идет о рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста уголовной ответственности, и сборе первоначальных документов для принятия соответствующего решения, трудно найти более подходящее подразделение для выполнения указанных функций, чем ОПППН. Другие службы ОВД работают с не меньшей нагрузкой и не лучше обеспечены кадрами с юридическим образованием. Приказ МВД вполне соответствует действующему уголовно-процессуальному законодательству. Законом предусмотрена не только возможность, но даже и обязанность осуществления подобных функций органами дознания (ст. 119 УПК РФ), но на практике это необоснованно игнорируется. К тому же в процессе сбора таких материалов сотрудники ОПППН не только не теряют связи с "обслуживаемым контингентом лиц", а, напротив, имеют возможность получить обширную информацию об их образе жизни и ближайшем окружении, что позволяет им более эффективно решать свои задачи.
Недостаточна роль в предупреждении преступности несовершеннолетних и участковых инспекторов милиции. Зоны обслуживания участковых и сотрудников ОПППН, как показало изучение в некоторых районах Ростовской области, подчас не совпадают, и они слабо взаимодействуют между собой.
Органы предварительного следствия далеко не по всем уголовным делам в отношении несовершеннолетних, а особенно молодежи, полно выясняют обстоятельства, способствующие совершению ими преступлений, условия жизни и воспитания подростков, наличие взрослых подстрекателей и попустителей. Содержание представлений следователей по конкретным уголовным делам и изложенные в них рекомендации в большинстве случаев носят формальный и шаблонный характер.
Слабо участвуют в предупреждении преступлений несовершеннолетних и молодежи патрульно-постовые службы, ГИБДД.
Требуется принять дополнительные меры по совершенствованию деятельности органов внутренних дел в этой области. Необходимо внести коррективы в соответствующие нормативные документы, регламентирующие работу различных служб ОВД по предупреждению преступности молодежи с тем, чтобы повысить ее эффективность.
Речь идет не только о подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, но и центрах временной изоляции для несовершеннолетних, подразделениях криминальной милиции, других подразделениях, осуществляющих меры по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.
Специально-криминологическую профилактику целесообразно осуществлять дифференцировано по отношению к различным криминогенным источникам преступности, сферам жизнедеятельности несовершеннолетних и молодежи, каждая из которых имеет свою специфику. Важнейшая задача специальной профилактики — целенаправленное выявление, устранение, ослабление, нейтрализация криминогенных факторов в ближайшем микросоциальном окружении молодежи и подростков, позитивное изменение личности молодых людей. Для ее выполнения требуется обеспечить в каждом случае предварительное изучение характеристик объекта воздействия, планомерность и последовательность осуществляемых профилактических мероприятий, их достаточность. В этом плане особую актуальность приобретают сегодня, как показало изучение, следующие направления специально-криминологической деятельности:
1. Профилактика криминогенных факторов семейного неблагополучия.
2. Нейтрализация криминогенных факторов в школе и в трудовых коллективах.
3. Профилактика неблагоприятного влияния на молодежь неформальных микрогрупп отрицательной направленности.
4. Улучшение состояния микросреды молодежи в местах лишения свободы.
Профилактическая деятельность по оздоровлению обстановки в семье может осуществляться в следующей последовательности:
1. Выявление неблагополучных семей.
2. Диагностика семейного неблагополучия.
3. Осуществление профилактических мероприятий по нормализациимикроклимата в семье.
4. Принятие административных и уголовно-правовых мер воздействия на родителей, злостно нарушающих обязанности по воспитанию детей. Выявление семей, где не обеспечивается должное воспитание детей или отсутствуют надлежащие условия жизни и развития несовершеннолетних и молодежи, представляет собой трудоемкий процесс сбора и анализа различной по содержанию информации из многочисленных источников. Среди них можно отметить следующие:
• письма, жалобы, заявления граждан, организаций и учреждений о правонарушающем поведении членов той или иной семьи;
• протоколы задержания сотрудниками милиции несовершеннолетних и молодых людей за различные правонарушения;
• административные материалы в отношении взрослых, имеющих семью и детей (доставленных и помещенных в медицинские вытрезвители, задержанных за мелкое хулиганство, мелкое хищение и т. д.);
• материалы проверки в отношении лиц, совершивших общественно опасные действия, предусмотренные уголовным законодательством, до достижения возраста уголовной ответственности;
• материалы уголовных дел в отношении несовершеннолетних; материалы уголовных дел в отношении взрослых, имеющих семью и детей, несовершеннолетних или молодых братьев и сестер;
• материалы медицинских учреждений о лицах, страдающих хроническим алкоголизмом, наркоманией, о несовершеннолетних и молодежи, состоящих на учете в вендиспансерах;
• материалы бракоразводных процессов в судах; данные паспортных столов, отделов ЗАГС, жилищно-коммунальных хозяйств, служб социальной защиты населения об одиноких матерях, вдовах и вдовцах, воспитывающих несовершеннолетних детей, о семьях, испытывающих сильные материальные затруднения;
• данные служб занятости населения о семьях, где оба родителя, имеющие детей, не имеют работы;
• специальные анкеты, заполненные конкретными подростками;
• оперативные данные.
Проведенное авторами в 1999 г. исследование показало, что в отличии от данных прошлых лет, большинство правонарушающих несовершеннолетних проживают в полных семьях.
Диагностика семейного неблагополучия осуществляется путем изучения документов, обследования неблагополучной семьи с составлением акта обследования, в котором отражаются количественно-качественные характеристики неблагополучной семьи (число членов семьи, ее материальное положение, жилищные условия, моральный климат в семье, взаимоотношения родителей между собой и с детьми, данные о поведении членов семьи и т. д.) и намечаются пути нормализации обстановки в ней, формы общественно-государственного контроля. Комиссионные обследования проводятся сотрудниками милиции совместно с работниками учебных заведений, представителями местной администрации, комиссий по делам несовершеннолетних, депутатами.
Профилактические мероприятия по нормализации обстановки в неблагополучных семьях осуществляются в двух формах:
1. Воспитательно-предупредительное воздействие.
2. Принудительно-правовое воздействие.
Воспитательно-предупредительные мероприятия осуществляются в двух уровнях:
1. В отношении определенных групп семей (общие меры).
2. В отношении конкретной семьи (индивидуальные меры).
Субъектам профилактики можно рекомендовать такие апробированные общие мероприятия, как:
• организация педагогического всеобуча родителей в учебных заведениях;
• выступление перед родителями представителей правоохранительных органов с лекциями и беседами на правовые темы;
• создание при кинотеатрах, клубах, Дворцах культуры кинолектория для родителей с тематикой "Дети и закон", "Когда в ответе родители", "Половое воспитание девушек и юношей", "Молодежь и наркомания", "Ответственность несовершеннолетних за административные и уголовные правонарушения" и др.;
• выездные открытые заседания судов, комиссий по делам несовершеннолетних с рассмотрением уголовных дел по преступлениям подростков и молодых людей, материалов о лишении родительских прав, с обсуждением в присутствии родителей из семей риска актуальных проблем правонарушений несовершеннолетних и молодежи в микрорайоне, населенном пункте;
• организация в микрорайонах, в общественных местах родительского патруля;
• организация учебы шефов, оказывающих методическую помощь неблагополучным семьям и осуществляющих контроль над ними.
Общие воспитательно-профилактические мероприятия довольно разнообразны и не ограничиваются предложенным выше перечнем. Потому необходимо постоянно изучать практику, искать новые формы работы, распространять положительный опыт.
Столь же многообразны индивидуально-профилактические меры. Однако последние должны выбираться с учетом конкретной характеристики той или иной неблагополучной семьи, с учетом диагностики степени семейного неблагополучия. При этом на каждую отдельную неблагополучную семью субъектом профилактики разрабатывается план индивидуальных мероприятий, краткий перечень которых может быть таким:
• изучение родителей по месту работы и жительства, возможностей влияния на них коллектива;
• подбор и закрепление шефа из числа авторитетных лиц (депутатов, учителей, работников правоохранительных органов, молодежных организаций и других);
• посещение семьи на дому;
• приглашение родителей (в зависимости от обстоятельств и с несовершеннолетними, и взрослыми детьми) для индивидуальной беседы в подразделениях органа внутренних дел;
• обращение с ходатайством в соответствующие учреждения об оказании конкретным семьям материальной, финансовой помощи, помощи в трудоустройстве, обеспечении жильем и т. д.
Когда воспитательно-профилактическая работа, несмотря на принятые исчерпывающие меры, не дает положительного результата или когда деградация семьи достигла непосредственно угрожающей физическому и психическому здоровью детей степени и требуется безотлагательная их защита, а также в предусмотренных законом случаях применяются принудительно-правовые меры воздействия на родителей и лиц, их заменяющих. Субъекты профилактики располагают достаточно широким арсеналом таких мер. Законодательством предусмотрена правовая ответственность нерадивых родителей (вплоть до уголовной) за преступное или просто безответственное их отношение к воспитанию детей.
Изучение практики нейтрализации криминогенных факторов в школе и в трудовых коллективах показывает, что указанное направление деятельности субъектов профилактики значительно актуализировалось. Характеристика микросреды в учебных и трудовых коллективах за последние годы значительно ухудшилась. У учащейся и работающей молодежи теряется интерес к школе, к массовым профессиям людей труда. В школьных и трудовых коллективах обостряются межличностные отношения. Растет взаимное непонимание между учителями и учениками, преподавателями и студентами, руководителями и рабочей молодежью. Часто возникающие конфликтные ситуации подростки и молодежь пытаются разрешить силовыми методами, а потребность в общении компенсируется установлением связей в педагогически запущенных неконтролируемых группах.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10