Рефераты. Социально-правовая характеристика






p> При анализе типов поселения различаются: а) городские и сельские поселения; б) по численности населения города делятся на поселки городского типа
(до 10 тыс.-), малые (10—50 тыс.), средние (50—100 тыс.), крупные (100—500 тыс.), очень крупные (500 тыс.—1 млн.), особо крупные (свыше 1 млн.).
Сельские поселения — соответственно на малые, средние и большие; в) по административному критерию (столица, областной, районный центр и тому подобное); г) по времени и темпам развития (новый город, быстроразвивающийся старый город, постепенно развивающийся город), ибо там по-разному развиваются, например, процессы миграции, формирования семей и иные; д) по функциональному признаку (многофункциональные столичные города, многофункциональные центры субъектов Федерации, промышленные, транспортные центры, оздоровительные, научно-экспериментальные центры, портовые города, а также различаются те, которые характеризуются моно- или полиструктурой предприятий, организаций, смешанный тип). В поселениях с моноструктурой предприятий и организаций (шахтерские поселки и т. п.), принадлежащих одной компании, отрасли, более однороден состав населения и условия, в которых оно находится. Бывает более однородна и преступность. Она разнообразнее по своим формам в поселениях смешанного типа или с полиструктурой организаций, предприятий.

Сельские поселения тоже различаются по функциональным признакам.

В крупных и особо крупных городах бывают сосредоточены квалифицированные кадры педагогов, работников культуры и других специалистов, в то же. время там труднее поддаются выявлению лица, ведущие антиобщественный и преступный образ жизни, больше соблазнов, требующих значительных денежных расходов.

Имеет значение и размер территории, плотность населения, его размещение. Например, сосредоточение населения в основном лишь в небольшой части территории области, отдаленность и труднодоступностЬ иных поселений влияет на состояние в последних социального контроля, реагирование на факты преступлений. В таких поселениях бывает выше латентность хулиганских действий, преступлений против здоровья человека. В то же время в небольших поселениях, где люди практически все знают друг друга, почти не бывает грабежей и разбоев, не часты кражи личного имущества.

2.2. Социально-экономическая характеристика.

Выделяются следующие моменты при изучении преступности: а) соотношение предприятий и организаций разных форм собственности и организационно-правовых форм; б) соотношение предприятий и организаций разной специализации
(промышленность добывающая, перерабатывающая и т. п. — выделяются в основном те отрасли, которые отражены в уголовной статистике для сопоставления соответствующих данных); в) социально-профессиональный состав населения (работники промышленности, транспорта, здравоохранения, культуры, науки и т. п.); г) структура населения по доходам с учетом размера и источников доходов, а также по расходам с учетом их размеров и характера (на воспитание детей, инвалидов, инвестирование в предпринимательство, пьянство и т. п.); наличие бездомных лиц и лиц, не имеющих постоянных источников доходов; д) особенности формирования и использования трудовых ресурсов региона: собственное воспроизводство; сезонные подрядные бригады,
"маятниковая" миграция, когда на предприятиях города работают лица, проживающие в пригородах или других примыкающих к городу районах; иные миграционные потоки (за счет кого?); скрытая и явная безработица; е) обеспечение самых необходимых потребностей людей, важных для их выживания и воспроизводства населения; ж) обеспечение иных потребностей и интересов, соответствующих доходам, роду занятий, другим характеристикам населения.

Характер предприятий, расположенных в регионе, влияет на характер преступности. Например, понятно, что нарушение правил разработки недр и сдачи государству золота (ст. 167 УК РСФСР) возможно только там, где добывается золото, другие драгоценные металлы и драгоценные камни, что незаконное предпринимательство может иметь место преимущественно при наличии в регионе частнопредпринимательских структур, вообще деятельности частных предпринимателей.

Если среди населения высока доля бездомных, безработных и других лиц без постоянного источника дохода, то там значительно выше вероятность высокой преступности против собственности и ее рост.

2.3. Социально-политическая характеристика.

Здесь значим также ряд моментов. В том числе: а) существуют ли резкие различия в политических интересах разных групп населения, как они разрешаются (обострение противоречий особо богатых и неимущих может выражаться и в форме массовых беспорядков, и вымогательства имущества, и поджогов особняков); б) какие политические партии и движения функционируют в регионе, как они взаимодействуют друг с другом; в) как властные структуры обеспечивают удовлетворение разных политических интересов; г) как формируются властные структуры (не бывает ли преступных нарушений избирательных прав граждан и т. п.); д) как строятся отношения федеральных органов, органов субъектов
Федерации и органов местного самоуправления, а также ряд других.

Влияние этих обстоятельств очевидно. Они определяют не только совершение государственных преступлений, но акты терроризма, иные деяния.
При обострении межнациональных отношений, сопряженном с вооруженными конфликтами, наблюдаются гибель и увечье многих людей, надругательство над женщинами, разграбление домов, иные общественно опасные проявления.
Заслуживает внимания и то, что в таких случаях повышается латентность преступности, ибо регистрация преступлений носит более выборочный характер, чем в спокойной ситуации, когда они совершаются не в таких массовых масштабах: внимание сосредоточивается в основном на наиболее тяжких.

Важны и процессы суверенизации, их последствия. Например, после 1990 года Чечня не представляла данные о преступности, и в общие данные по
России они не входили несколько лет.

2.4. Социально-культурная характеристика.

Социально-культурная характеристика включает прежде всего следующие данные: а) о числе, структуре культурных и спортивных учреждений, характере их деятельности и степени охвата ими населения; б) об учреждениях, обеспечивающих общеобразовательную и профессиональную подготовку; в) об особенностях потребностей и интересов населения; г) об обычаях, традициях, стереотипах поведения, устоявшихся способах разрешения проблемных и конфликтных ситуаций (кровная месть и т. п.);

Деятельность культурных, спортивных учреждений, например, влияет на характер проведения досуга, особенно в поселениях с преимущественно молодежных контингентом, что отражается на преступности и в сфере досуга
(кражах с целью приобретения средств на казино, игральные автоматы и т. п.). Образовательный уровень, как будет показано далее, определяет не столько сам преступный характер поведения, сколько его формы. Для преступников с высоким уровнем образования более характерны не откровенно уголовные формы поведения (кражи, грабежи), а совершение экономических или должностных преступлений, подстрекательство - иных лиц к совершению общеуголовных преступлений в отношении обидчиков, конкурентов и т. п.

2.5. Социально-правовая характеристика.

С указанными выше характеристиками тесно взаимосвязана и даже вплетена в них социально-правовая характеристика. Но ввиду ее особой важности для криминолога выделим ее для удобства отдельно. Речь идет о следующем:

1. Численности и структуре государственных органов и общественных и других негосударственных организаций, призванных бороться с преступностью
(в том числе частных охранных и детективных служб, ведомственных служб безопасности).

Здесь важна "пропускная способность" правоохранительных органов — то, какой объем информации о преступности они в состоянии "переработать" в установленном законом порядке. Например, при значительном увеличении числа оперативных сотрудников уголовного розыска и следователей могут резко увеличиться цифры зарегистрированных общеуголовных преступлений. Уголовная статистика — это не статистика заявлений и сигналов о преступлениях, она отражает результаты их проверки и подтверждения факта преступления, наличие состава преступления в постановлении о возбуждении уголовного дела либо в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, либо в постановлении о прекращении уголовного дела по тем же основаниям. Иногда почти одинаковые цифры зарегистрированных преступлений определенного вида связаны с одинаковой (из года в год) возможностью правоохранительных органов выявлять соответствующие преступления, раскрывать их и проводить предварительное расследование.

2. Об особенностях правового регулирования борьбы с преступностью, применения соответствующих норм права.

На статистическую картину преступности значительное влияние оказывают изменения уголовного законодательства, и всегда следует выяснять, не связан ли прирост числа зарегистрированных преступлений с криминализацией ряда деяний, а снижение — с декриминализацией.

Важно также обращать внимание на политику применения норм закона.
Например, был период, когда Уголовный кодекс действовал в полном объеме, но в средствах массовой информации была поднята шумная кампания вокруг привлечения к уголовной ответственности ряда экономических преступников, крупных спекулянтов. Они оценивались рядом журналистов, публицистов, политиков как "золотые" головы, предприимчивые и инициативные люди, которые
"спасут" Россию. Однако, как уже отмечалось, одна из отличительных социальных сущностных характеристик преступности — это проявление крайнего эгоизма. И с этой точки зрения такие утверждения можно оценивать либо как чрезмерно наивные, либо как лоббировавшие определенный интерес. Практика показала, что спасителей Отечества из указанных преступников действительно не получилось.

3. Сведения о правонарушениях непреступного характера, а также об иных отрицательных социальных отклонениях. Например, развитие пьянства, нарушения законодательства о торговле спиртными напитками могут быть связаны с алкогольным криминальным бизнесом, как и в случаях с наркотиками.

4. Данные о состоянии правовой культуры населения и общественного мнения, касающегося преступности и борьбы с ней, в том числе практике реагирования населения на борьбу с преступностью.

Если население не желает сотрудничать с правоохранительными органами, то оно будет сообщать им об известных фактах преступлений только в особых случаях. Латентность преступности в такой ситуации бывает очень высокой. На характере преступности сказываются и изменения общественного мнения об отдельных преступлениях, результативности борьбы с ними, и состояние защищенности потерпевших и свидетелей от мести преступников, иные обстоятельства.

Список используемой литературы.

1. Экономические и социальные перемены. Информ.бюллетень ВЦИОМ. 1994.

№ 6.

2. Солопанов Ю.В. Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью. М., 1983

3. Криминология. Под ред.А.И.Долговой. М., Издательская группа ИНФРА-

НОРМА, 1997



Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.