Рефераты. Профессиональная преступность






Профессиональная преступность

Министерство общего и специального образования РФ

 

 

Новгородский Государственный Университет

имени Ярослава Мудрого

 

 

Юридический факультет

 

Кафедра уголовно-правовых дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: Профессиональная преступность

по дисциплине: Криминология

 

 

 

 

 

Выполнил студент: гр.5285

Голохвастов Д.В.

 

 

 

Проверил преподаватель:

Молокоедов В.В.

 

 

 

 

 

 

 

г.Новгород,

1998 г.
План:



Введение...........................................................................................................................................

1.1      Понятие профессиональной преступности...............................................

1.2      Зарубежная криминология о профессиональной преступности.....................................................................................................................................

1.2.1   Понятие организованной преступности и ее характерные черты..........................................................................................................................

1.3      Изучение профессиональной преступности в отечественной криминологии........................................................................

2.         Особенности профессиональной преступности на современном этапе...........................................................................................................

3.         Предупреждение профессиональной преступности.........................

Заключение...................................................................................................................................


Введение.

 

Несмотря на актуальность проблемы профессионализации в преступности, отмеченной учеными разных стран в разные исторические периоды, она до сих пор не получила научно-технического определения и не стала самостоятельным объектом исследования в криминологии. Причина, на мой взгляд, обусловлена не вполне верным методологическим подходом к изучению данного феномена. Выделяя значительное число признаков, порой взаимоисключающих либо детализирующих друг друга, ученые создавали некий абстрактивный образ преступника. Отсутствие общетеоретических положений в учении о профессиональном преступнике и профессиональной преступности, чего, например, нельзя сказать о рецидивной преступности или преступности несовершеннолетних, приводило к тому, что каждый исследователь на основе эмпирических данных (а порой и без них) выводил “свой” тип профессионального преступника, добавляя к уже имеющимся в литературе признакам новые.

В конечном итоге это затрудняло определение понятия преступно-профессиональной деятельности, обоснование только ей присущих свойств, через которые она могла бы быть отличима от других видов противоправного поведения. Безусловно, преступность не статична, она связана с появлением новых способов и видов преступлений, модификацией старых, изменением психологии преступника и т.п. Но сущность ее остается прежней. Не является исключением и профессиональная преступность, поскольку она есть не что иное, как разновидность преступности.

1.1   Понятие профессиональной преступности.

 

Недопустимо смешивать объективные признаки преступно-профессиональной деятельности и даже профессиональной преступности с их причинами. Эти признаки в основе своей неизменны, но вызываются разными факторами. по этим основаниям представляется методологически необоснованными рассматривать криминальный профессионализм и связанные с ним проблемы через новое понятие “неопрофессионализм”. Под профессией, как известно, понимается род трудовой деятельности (занятий), требующей определенной подготовки и являющейся источником существования (в других определениях — “обычно источником существования”). Из этого понятия усматриваются три признака профессии: род занятий, определенная подготовка и получение материального дохода. Однако профессия как деятельность человека не может находиться вне социальной сферы, поскольку в ней аккумулируются производственный опыт и содержится его преемственность. Поэтому она имеет также социальное содержание, носителем которого выступают конкретные люди. Они формируют микросреду, отношения в ней, поддерживают и развивают престижность своей профессии и коллектива, вырабатывают профессиональную лексику и этику поведения. Отсюда следует четвертый признак профессии — связь индивида с социально-профессиональной средой.

В рамках понятия профессии существуют и формируются такие категории, как “специальность” и “квалификация”. Первая содержит комплекс теоретических знаний и практических навыков, создающих возможность заниматься какой-либо работой. Вторая определяет качество подготовки специалиста в целом. Это очень важно учитывать, поскольку указанные понятия необходимы при анализе признаков криминального профессионализма. К тому же их нередко отождествляют с понятием “профессия”. Определив компоненты профессии, следует констатировать, что если они внешне проявляются в противоправной деятельности, то ее можно отнести к преступно-профессиональной, иными словами, к криминальному профессионализму. Под ним понимается разновидность преступного занятия, являющегося для субъекта источником средств существования, требующего необходимых знаний и навыков для достижения конечной цели и обуславливающего определенные контакты с антиобщественной средой. Таким образом, данное определение содержит четыре признака профессионализма: 1) устойчивый вид преступного занятия (специализация); 2) определенные познания и навыки (квалификация); 3) преступления как источник средств существования; 4) связь с асоциальной средой. Каждый из них содержит присущие ему элементы, через которые он проявляется в противоправной деятельности. Поскольку эти признаки связаны с практическими вопросами борьбы с преступностью, они нуждаются в теоретическом обосновании.

1. Вид устойчивого противоправного занятия (специализации) обусловливается систематическое совершение однородных преступлений, направленное на удовлетворение тех или иных потребностей лица, что вырабатывает у него определенную привычку, переходящую затем в норму поведения с четкой установкой на избранную им деятельность. В данном случае устойчивость преступной деятельности, даже несмотря на осознание неотвратимости наказания и связанные с ним последствия, свидетельствует о твердом убеждении лица  в необходимости и приемлемости именно этого занятия.

2. Необходимые познания и практические навыки (квалификация). Выбор профессии не делает человека специалистом. Для этого требуются определенные познания и навыки, иными словами, соответствующая подготовка, которая позволяет выполнять ту или иную работу. Отмеченная особенность характерна и для устойчивой преступной деятельности, на что обращали внимание многие ученые при рассмотрении вопросов профессиональной преступности. Повышение уровня знаний в обществе, технической оснащенности производства также влияет на содержание криминального профессионализма. Во-первых, потому, что преступник, являясь членом данного общества, не изолирован от происходящих в нем процессов. Во-вторых, при совершении преступлений ему неизбежно приходится сталкиваться с реалиями технического прогресса, например преодолевать различные системы технической защиты, пользоваться современными видами транспорта и т.д. Отдельные виды преступлений такие,  как карманные кражи, карточное мошенничество, мошенничество с помощью денежной или вещевой “куклы”, размена денег, и некоторые другие вообще не могут быть совершенны без использования специальных приемов, требующих не только теоретических знаний, но и практических навыков, причем отработанных до автоматизма. Помимо этого преступникам приходится также усваивать систему условных знаков (“маяков”), которые подаются жестами, движениями головы, мимикой. С их помощью они опознают друг друга (если не знакомы), указывают места хранения денег, сообщают об удобном для совершения кражи моменте, подмене карты или “куклы”, подают сигналы опасности и прочее. Аргументируя необходимость второго признака профессионально-преступной деятельности, можно отметить, что, например, карточное мошенничество требует очень большой затраты времени на обучение, в течение которого лицо с соответствующим интеллектуальным развитием должно освоить правила различных карточной игры и добиться виртуозного исполнения шулерских приемов.

Подготовка преступника, с одной стороны, опирается на уже имеющийся криминальный опыт данной категории уголовных элементов, с другой — совершенствуется методом “проб и ошибок” применительно к современным социальным условиям, формам борьбы правоохранительных органов с данным видом преступления. В преступной деятельности, так же, как и в любой иной, наблюдается профессиональное разделение труда, или специализация. Она возникает в силу двух причин. Во-первых, в групповой деятельности людей, а в данном случае — преступных групп, уровень которых в имущественных преступлениях всегда высок, разделение труда создает условия для оптимального достижения конечных целей. Во-вторых, приобретение специальных технических навыков и знаний, частое их применение на практике гарантируют преступнику больший успех и снижают степень риска. Стабильность и четкость криминальных навыков зависят от времени, в течение которого действует тот или иной профессиональный преступник.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.