Рефераты. Причины и условия преступности






Многими исследователями (А.И. Долгова, Г.И. Забрянский, Г.М. Миньковский и др.) выявлена устойчивая зависимость между уровнем преступности и такими показателями, характеризующими регион, как удельный вес и общая численность детей и подростков в населении; доля несовершеннолетних, проживающих в общежитиях: преобладание в структуре взрослого населения одиноких женщин, неблагополучных, а также неполных семей, как и родителей, профессия которых требует частых или длительных отлучек, семей, прибывших из других населенных пунктов; высокая концентрация судимых лиц, бытовых правонарушителей (пьяниц, хулиганов и т. д.), лиц, состоящих на различных медицинских учетах (алкоголиков, психически больных и др.).

Однако наиболее тесная зависимость установлена между особенностями преступности и числом распавшихся семей в регионах. При сравнении регионов по этому показателю установлено почти полное совпадение минимального и максимального уровней преступности несовершеннолетних и соответствующими показателями распавшихся семей.

Это дает основание рассматривать семейное неблагополучие в качестве основного показателя для объяснения различий преступности несовершеннолетних в регионах, прогнозирования ее тенденций, а также для выбора приоритетных направлений профилактической работы.

В Белгородской области на протяжении ряда лет отмечался низкий коэффициент преступности (до 1000 преступлений на 100000 жителей).

Но в последние годы криминогенная обстановка в нашей области, согласно статистике ухудшилась. Количество зарегистрированных преступлений увеличилось до 25 тысяч, что составляет 1669 случаев в расчете на 100 тысяч населения. По Центральному федеральному округу и России этот показатель гораздо выше: 2077 и 2477 соответственно.[1]

45 процентов всех преступлений, зарегистрированных в прошлом году — кражи. Увеличилось число выявленных преступлений в сфере экономической деятельности (на 52%), в финансово-кредитной системе (на 49,3%), во внешнеэкономической деятельности (на 44,2%) и на 16,6% — в сфе­ре потребительского рынка. В несколько раз выросло количество выявленных фактов неза-конного предпринимательства, «отмывания» денежных средств.

Из десяти тысяч преступников, выявленных белгородскими милиционерами, более половины не имеют постоянного источника доходов. На долю таких социально «отверженных» приходится половина всех преступлений.

В Белгороде 16/02/2007 прошло совместное заседание областного Совета безопасности и координационное совещание руководителей правоохранительных органов. На нем обсуждались методы борьбы с организованной преступностью, противодействие терроризму и экстремизму.

Губернатор области Евгений Савченко отметил, что задача органов власти - организовать систему совместных действий, чтобы лучше справиться с преступностью, не допустить её профессионализации. Ведь преступниками не рождаются, преступниками людей делает среда. Поэтому одно из важнейших направлений - это профилактика правонарушений.

По числу зарегистрированных преступлений Белгородская область занимает 12 место в Центральном Федеральном округе. За прошлый год их число сократилось, но раскрыто пока чуть больше половины. Каждое третье преступление совершает человек, ранее судимый. А каждое седьмое - нетрезвый житель области, рассказал Вячеслав Волков, прокурор Белгородской области,

В противодействии экстремизму и терроризму необходимы усилия всех сотрудников правоохранительных органов - милиционеров, таможенников, пограничников. А для борьбы с коррупцией на совещании было предложено ужесточить требования к государственным служащим. Сейчас достаточно часто бывает, что чиновники совмещают службу с коммерческими видами деятельности, что недопустимо. Также на уровне районов иногда принимаются нормативные акты, оставляющие для недобросовестных служащих возможности брать взятки. Для борьбы с ними будет проводиться экспертиза принятия нормативных актов. За прошлый год по факту коррупции было возбуждено 115 уголовных дел. Также продолжается работа по привлечению к ответственности сотрудников милиции за укрытие преступлений от учета. По рекомендации губернатора области будет сделан анализ фактов принятия денег за прекращение судебных дел.

Евгений Савченко подчеркнул, что одно из важнейших направлений профилактики преступности - это трудоустройство жителей области. Значительную часть правонарушений совершают люди, не имеющие постоянного источника доходов. Губернатор области подчеркнул, что в судебных решениях надо шире использовать меры наказания, не связанные с лишением свободы. Например, обязательные работы, которые могут стать еще и воспитательным фактором. Главы районов должны контролировать организацию таких работ.[2]

В 2006г. подростковая преступность снизилась на 9,1%. За совершение общественно-опасных деяний 37 подростков в прошлом году были помещены в Центр временного содержания несовершеннолетних преступников, для проведения индивидуально-профилактической работы, а 11 ребят в специальные учебные заведения.

По итогам восьми месяцев 2007 года школьными инспекторами раскрыто 38 преступлений, более 600 подростков были поставлены на профилактический учет, те же меры были приняты в отношении 250 неблагополучных родителей, а так же составлено более 700 административных протоколов на несовершеннолетних. Но гораздо большее еще предстоит сделать, ведь кривая подростковой преступности продолжает ползти вверх.

Основной мишенью малолетних злоумышленников по прежнему становились мобильные телефоны. Более половины всех грабе­жей и краж с участием подростков связаны с мобильными телефонами. Причем, по словам руководителей районных отделов ПДН, причины роста этих правонарушений — социальные.

Часто провоцируют кражу или грабеж сами же пострадавшие. Родители покупают своим чадам ”крутые” трубки, забывая, что мобильный телефон прежде всего не роскошь, а средство связи. В итоге дети не могут удержаться от того, чтобы не похвастать ”навороченной мобилой” перед сверстниками, на улице...

Росту преступлений такого рода способствует и нахождение несовершеннолетних в позднее время на улице.[3]

В целом региональная характеристика организованной преступности отражает все те тенденции, которые проявляются в развитии российской организованной преступности в целом. Однако специфика нашего региона накладывает свои особенности на состояние и структуру действующей здесь организованной преступности.

Губернатор Белгородской области Е. Савченко отмечает, что организованная преступность в области активизирует свою деятельность в сфере экономики. Растет незаконный оборот оружия и наркотиков, число квартирных краж, угонов машин.

В области утверждена межведомственная целевая программа профилактики правонарушений, борьбы с преступностью, обеспечения безопасности дорожного движения на 2006-2012 годы. В целях организации работы по контролю за выполнением программных мероприятий создаётся областная межведомственная комиссия по профилактике правонарушений и безопасности дорожного движения при губернаторе области.

Программа подготовлена в целях развития межведомственного взаимодействия и организации работы по предупреждению преступлений и правонарушений на территории области. Реализоваться она будет поэтапно: в сфере профилактики правонарушений, борьбы с преступностью в три, в сфере безопасности дорожного движения в два этапа.

В результате выполнения мероприятий, предусмотренных в областной программе, к 2012 году на территории области планируется повышение раскрываемости преступлений, снижение преступности на 30 процентов, а количества ДТП с пострадавшими на 10 процентов по сравнению с уровнем 2005 г.

Подобные программы принимаются также на муниципальных уровнях.[4]

4.                 Изучение причин и условий преступности в ОВД


При криминологическом подходе преступление анализируется, во-первых, одновременно в контексте условий внешней для человека среды и характеристик самого человека; во-вторых, не как одномоментный акт, а как определённый процесс, развертывающийся в пространстве и времени.

Криминологический подход направлен на выявление причин и условий преступления, особенностей характеристик лица, совершающего преступление, социальных последствий преступного поведения.

Выявление причин преступности, отдельных ее видов посредством использования данных об отдельных преступлениях может осуществляться путем:

- выявления причин отдельных преступлений, обобщения данных о них с одновременным углубленным анализом причинных связей и выходом на социальные явления регионального, общегосударственного и даже межгосударственного масштаба;

- выделение типичного преступного поведения для данного региона, данной социальной группы либо вида преступности и монографического изучения порождающих его причин с прослеживанием более далеких социальных связей и зависимостей.

Методика изучения причин и условий конкретного преступления - некий алгоритм действий, выполнив которые человек сможет получить информацию по следующим вопросам:

1) какие криминогенные качества личности обусловили определенное преступление или правонарушение (либо могут привести к преступлению или правонарушению);

2) каковы причины их образования и развития;

3) каковы условия их устойчивости;

4) какие обстоятельства затрудняют правомерное поведение;

5) какие обстоятельства делают возможным совершение различных преступлений.

Методика изучения причин и условий преступления показывает:

1) какую информацию надо добыть для криминологического анализа;

2) как и каким образом это сделать.

Второй аспект методики причин и условий преступности охватывает методы изучения:

1)личности;

2)условий формирования личности;

3)условий жизни человека.

Познание мотива и цели преступления в ходе расследования предлагается осуществлять:

1) по объективным показателям преступного поведения путем расшифровывания их смысловых связей и содержания;

2)по индивидуальным особенностям мотивации преступления путем сбора сведений о ее формировании и непосредственном обнаружении лицом во время, до и после совершения преступления;

3)по данным о мотиве и цели преступления, полученным от обвиняемого лица.

Если посмотреть на проблему изучения причин и условий преступности и предупреждения преступности в России львиная доля работы в этой сфере выпадает из всех правоохранительных органов на органы внутренних дел и прокуратуру.

В ходе предупреждения преступлений органы МВД могут: проводить беседы; применять меры административно-правового воздействия; изымать вещи и предметы, недопускаемые к нахождению в гражданском обороте и хранимые без соответствующего разрешения; требовать проверок, инвентаризаций и ревизий производственной, торговой, финансовой деятельности; производить контрольные закупки, изъятие и исследование образцов продукции. Наряду с гласными способами сбора информации применяются и оперативно-розыскные меры.

Прокуратура осуществляет профилактику преступности путем надзора за исполнением закона органами дознания и предварительного следствия, уголовно- исполнительными учреждениями, государственными и общественными организациями, в процессе рассмотрения судебных дел, путем рассмотрения заявлений граждан. К средствам профилактики прокуратуры относятся: опротестование незаконного акта или действий должностных лиц; внесение представлений об устранении нарушений; вынесение постановления о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного или административного производства.

Основной профилактический эффект деятельности органов суда связан с осуществлением правосудия, поскольку справедливый приговор по уголовным делам обеспечивает в какой-то степени предупреждение последующих преступлений, в т.ч. рецидивных, а справедливые решения по гражданским, семейным, трудовым, хозяйственным делам способствуют устранению или смягчению конфликтных криминогенных ситуаций.

Судьи участвуют в анализе состояния преступности и выработке мер по ее предупреждению, а также в координации и комплексоном планировании профилактики, обобщая судебную практику по этим вопросам.

Формы профилактической работы разнообразны: выездные заседания, контроль над исполнением приговоров, частные определения, привлечения представителей общественности.

Адвокатура, являясь общественной организацией, входит в систему юстиции. Работая по уголовным делам в ходе следствия и судебного заседания, адвокаты содействуют выявлению причин и условий преступлений (в рамках основной задачи - защиты). Обслуживая юридические учреждения и предприятия, адвокаты оказывают помощь должностным лицам, предупреждая возможность совершения ими правонарушений. Члены коллегий адвокатов консультируют по вопросам применения права граждан, выступают с лекциями, проводят беседы, оказывают юридическую помощь.

Федеральная служба безопасности в пределах предоставленной ей компетенции предупреждает особо опасные государственные преступления, взаимодействуя в этой работе с органами внутренних дел и прокуратуры, участвует в общепрофилактических мероприятиях (беседы, лекции), используют в этих же целях возможности средств массовой информации.

Библиографический список литературы


1. Гилинский Я. Криминология. Курс лекций. - СПб., 2002.

2. Глухова А.А. Виктимологические факторы преступности. Н. Новгород, 1999.

3. Иншаков С.М. Криминология: Практикум. - М., 2003.

4. Кабанов П.А. Криминологическая характеристика политической преступности в условиях реформирования российской политической системы // Следователь. – 2001. – №2.

5. Криминология: Учебник / Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова. - М., 2004.

6. Криминология: Учебник / Под ред. проф. А.И. Долговой. - М., 2004.

7. Кудрявцев В.Н. Социальные причины организованной преступности в России // Социально-правовой альманах. - 2000. - № 1.

8.Хохряков Г.Ф. Криминология: Учебник / Отв. ред. В.Н. Кудрявцев. -М., 2003.


[1] Белгородская правда от 15. 02. 06 №21

[2] #"#_ftnref3" name="_ftn3" title="">[3] Белгородская правда 8 февраля 2007 № 17 (20994)

[4] http://www.belregion.ru/region/


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.