Рефераты. Понятие и особенности преступлений несовершеннолетних и молодежи






p> Этого эпизода в уголовном деле нет. Там дела постраш-нее. Октябрь 1977 года — две попытки убийства приемщика посуды Гришина, чтобы не «стучал» в милицию. Февраль 1978 года — убийство с третьей попытки Даньшина.

Убийство жестокое — шестеро на одного. Июль 1978 года — драка с местными у магазина деревни Старое По-бедилово. Двое пострадавших получили ножевое ранение, один — смертельное, в одного стреляли из пистолета.
Событие, случайное по завязке, но закономерное по существу. На всякий случай «тяп-ляповцы» имели при себе оружие, резиновый шланг и напильник.

И, наконец, та самая «пробежка» по улицам Ново-Татарской слободы в конце августа 1978 года. О ней стоит рассказать подробнее. Начну с цитаты из уголовного дела: «В 1973-1976 гг. в жилом микрорайоне казанского завода
«Теплоконтроль» сгруппировалась часть молодежи, склонной к правонарушениям, совершая драки из хулиганских побуждений с подобными же группировками ул.
Павлюхина, Тукаевской, в микрорайонах Казанского мехобъединения — ул.
Меховщиков, К. Якуба, Ш. Камала и других (в так называемой Ново-Татарской слободе). Эти столкновения носили стихийный, неорганизованный характер, в них участвовало незначительное число лиц. В такой противоправной форме зачастую разрешались личные счеты».

У меня еще будет возможность рассказать о взаимоотношениях казанской молодежи на почве соперничества. Здесь достаточно информации о том, что молодежь, живущая рядом с заводом «Теплоконтроль», в просторечии именуемом
«Тяп-ляп», враждовала с молодежью Ново-Татарской слободы. «Тяп-ляповцы» очень хотели подчинить соперников своему влиянию, но Ново-Татарская сопротивлялась. И вот в конце августа 1978 года руководящее ядро «тяп- ляповской» компании принимает решение проучить «врагов» — на 29 августа была назначена своеобразная «карательная» акция. «Тяп-ляповцы» должны были проехать по улицам Ново-Татарской слободы на мотоциклах, но им помешали работники милиции. Операцию пришлось отложить на 31 августа.

Собрались все в одном месте, получили инструкции и на машине отправились на место акции, где пробежали толпой по двум улицам, избивая первых встречных. Вот краткая хроника этой операции:

— избили металлическими прутьями мужчину; — забросали такими же прутьями мотоциклиста с пассажирами; — обстреляли другого мотоциклиста с пассажирами;

— обстреляли микроавтобус с четырьмя людьми;

— обстреляли микроавтобус с работниками милиции; — у дома убит 74- летний Закиров, двое получили огнестрельные ранения, одна из потерпевших осталась в 20 лет инвалидом; — на железнодорожной платформе Ва-• хитово избили напоследок двух молодых мужчин.

Я представляю, в какой ужас были ввергнуты в этот день жители улиц
Зайцева и Меховщиков. Число жертв могло быть больше: не взорвалась граната, брошенная Тазетдиновым вблизи от людей.

Это нападение было бессмысленным и жестоким. Мстили одни, а избивали других. Мало того, опьяненные своей силой не заботились даже о безопасности своих — и в результате четыре человека получили в перестрелке ранения, один
— Музафаров — скончался в больнице.

Трудно понять, как умудренные преступным опытом вожаки «тяп-ляповцев» пошли на столь рискованный шаг — финал его можно было предсказать заранее.
Отвечать пришлось уже не только за набег, но и за другие преступления.

Как видим, были у нападавших и металлические прутья, и оружие, даже граната была припасена. Вот как охарактеризован этот эпизод в уголовном деле: «Умысел участников бандитского нападения 31.8.78 на жителей
Приволжского района был направлен на совершение нападения на граждан в составе вооруженной банды: многочисленность нападавших, обеспечение транспортом, договоренность предстоящих команд и действий до начала нападения, наличие оружия и средств маскировки (чулки на лицах), выполнение команд и построений — все это охватывалось сознанием всех участников».

Итог известен — 27 человек на скамье подсудимых с обвинением по 77-й статье УК РСФСР (бандитизм), 28-й привлекался к уголовной ответственности за недоносительство.

Фамилии преступников мало что скажут читателям. Возрастной состав довольно пестрый: самому старшему — 26, семеро — несовершеннолетние, т. е. чисто молодежное сообщество, в котором проходили «практику» малолетки.

По мнению социологов университета, стремление «тяп-ляповцев» захватить новые территории стало одной из причин возникновения тех специфических форм, которые приняли молодежно-подростковые компании в нашем городе.
Политика экспансии вызывала сопротивление у ребят из других микрорайонов, возникла необходимость защитить себя, свои интересы. Компании объединялись.
Не все они обладали преступной ориентацией, но идеология была одна — защитить свою территорию. Это и стало пусковым механизмом явления, которое проявило себя в полной мере много позднее. Не случайно сегодняшние группировки во многом похожи на «тяп-ляповскую» — по своей структуре, разделению ролей, законам жизни. По мнению специалистов, они более организованны, чем их прародитель.

Вот какую характеристику дала Джавде (главарю «тяп-ляповцев») следственная группа по делу банды «Тяп-ляп»: «Хорошо развитый, по характеру волевой и жестокий, обладающий специальными познаниями в области бокса, насаждал среди членов банды культ силы... Крайне опасный, жестокий преступник, в достижении своих преступных целей не останавливается ни перед чем, готовый на любое, самое тяжелое преступление».

Видимо, противоречивые чувства испытали те, кто находился в зале суда, когда шел этот нашумевший процесс. Джавда, напоминающий подростка, совсем не походил на организатора и главаря преступного сообщества. Тем более, что сам он не совершал тех злодеяний, о которых шла речь.

Из истории «войны»

Мы рискуем ошибиться, если будем рассматривать идеологию войны группировок только с чисто криминальной стороны. Чтобы понять, что случилось с молодежью города, надо заглянуть в шестидесятые годы, когда на окраине Казани, рядом с заводом «Теплоконт-роль», появился новый микрорайон из панельных пятиэтажек, в которые вселялся в основном рабочий люд.
Хантемировы переехали сюда в 1961 году, Джавдату было 5 лет. Когда он стал подростком, в этом микрорайоне поселился тот, кто сыграл роковую в жизни многих ребят роль.

Почему именно этот человек стал в компании «авторитетом», сейчас сказать с достоверностью трудно. Говорят, сначала его тут крепко избили — и он позвал на подмогу приятелей с прежнего места жительства. А потом новые друзья посрамили старых — картежники и воры, кучкующиеся в районе рынка
Суконной слободы, вынуждены были уступить более молодым и более сильным
«тяп-ляповцам».

В том, что надо держаться дружной компанией, юные новоселы убедились, что называется, на собственной шкуре.

Микрорайон, в котором они жили, был окружен частными домами, одной стороной выходил на промышленные предприятия, создававшие отнюдь не лучшую экологическую обстановку. Мальчишки из соседних поселков Калиновка,
Нахаловка и Борисково встретили новоселов в штыки — то один, то другой был бит.

Здесь не было ничего, кроме жилых домов и самых необходимых магазинов.
Чтобы как-то заполнить свободное время, мальчишки ездили в центр или Дворец культуры на улице Павлюхина. Там их тоже били.

Драки между ребячьими компаниями в то время были спонтанными, никто из взрослых не придавал им особого значения. Таким образом утверждали себя, соперничая с другими, словно молодые олени в брачную пору. Как признавался мне один из бывших «тяп-ляповцев», жить в группе было намного легче. Они объединялись, чтобы защитить себя перед лицом общей опасности. Основой объединения стал спорт. В подвалах домов они оборудовали несколько спортзалов (первый появился в 1970 году), где «качались», занимались боксом. Некоторые посещали спортивные секции, ездили на соревнования.

В 1972-1974 годах «тяп-ляповцы» разгромили калинковцев, совершали рейды по другим районам и однажды переломили соотношение сил в свою пользу.

Калиновка объединилась с Борисковом. Появились монтировки, прозвучали первые выстрелы, начался счет жертв. Консолидация шла с обеих сторон. В этой обстановке каждый мальчишка был вынужден подчиниться обстоятельствам — было нельзя. Мир разделился на «своих» и «чужих».

Постепенно «тяп-ляповская» компания берет в городе верх. Она ищет и находит союзников. На улицах, где живут «враги» «врагов», во дворах, где раньше жили мальчишки.

Когда-то их били на танцплощадке, теперь они там верховодят. «Сохнут» по «героям» с «Теплоконтроля» девчонки. Чем дальше, тем больше растет у парней уверенность в своих силах, стремление главенствовать, добывать блага любой ценой. Видимо, в этот момент обычная дворовая компания перерождается в преступное сообщество. Она была готова на все — и этим умело воспользовались те, кому нужны были «боевики».

Если вначале боролись, что называется, за светлые идеи (бей чужих, чтобы они не насиловали твою сестру!), то постепенно на первый план вышли идеи совсем другие — корыстные. Всеобщим становится опыт, принесенный из преступного мира и дополненный опытом мира обычного: молодые люди видели, что живет лучше не самый умный и трудолюбивый, а тот, кто при деньгах или при власти. Зачем идти на завод (дорога для многих была именно туда), если можно и без этого иметь все, что хочешь.

Милиция им особо не досаждала. Во-первых, как говорили мне бывшие «тяп- ляповцы», ей за это платили, во-вторых, жертвы межгрупповой войны у стражей порядка жалости не вызывали. Если бы не августовские события 1978 года, убийство Даньшина и покушение на Гришина, по всей вероятности, остались бы нераскрытыми. Как видим, нет оснований говорить о том, что идеология вражды была кем-то привнесена извне, она развивалась естественным путем. Не только романтика двигала подростками, а прежде всего необходимость выжить в этом сложном для них мире. Разоблачение «тяп-ляповцев» вызвало в городе неоднозначную реакцию. «Враги» порадовались, друзья огорчились, считая, что разбор дела был необъективным, а приговор несправедливым. Кто тогда задумался, какими будут последствия этого уголовного дела? Семьдесят седьмая статья, по которой судили «тяп-ляповцев», придала им еще больший авторитет. В зоне их встречали с особым почтением. Они принесли туда иные нравы, видоизменив привычный «кодекс чести» преступного мира. Говорят, колонией, где сидели казанцы, управлять обычными методами было невозможно.
В свою очередь, дорога назад, в привычный мир, оказалась для многих затруднена. А ведь не все угодившие тогда на скамью подсудимых были закоренелыми преступниками. Они стали жертвами своего времени, и их судьба во многом оказалась предопределенной. Поселись Джавдат Хантемиров в другом месте, он был бы сейчас живым. Сошлюсь опять на бывшего «тяп-ляповца». По его мнению, агрессивность их компании во многом — порождение того мощного прессинга, который они на себе испытывали. В обществе, где все направлено на воспитание победителей, где победителю прощают все, где в достижении победы все средства хороши, не умеют проигрывать с достоинством, с честью.
Мой собеседник проводил параллели с боксом: там в выигрыше чаще всего не тот, кто умеет бить, а тот, кто научился не получать удары. Так что в каком- то смысле матери «тяп-ляповцев», просящие реабилитировать их сыновей, правы. Они назвали их жертвами застойного времени.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.