Рефераты. Основные направления деятельности ОВД по предупреждению террористической деятедьности






Основные направления деятельности ОВД по предупреждению террористической деятедьности

Содержание


Введение. 3

1. О понятиях "терроризм" и «антитеррористическая деятельность». 4

2. Деятельность ОВД по предупреждению и борьбе с проявлениями терроризма  7

3. Криминологическое обеспечение сотрудничества МВД России с международными организациями в сфере контроля над терроризмом. 10

Заключение. 15

Библиографический список литературы.. 16



Введение


Террористическая деятельность в современных условиях характеризуется широким размахом, наличием связи с международными террористическими организациями, жесткой конспирацией и высокой дисциплинированностью, превосходным техническим оснащением. Учитывая это, субъектам, осуществляющим непосредственную борьбу с терроризмом, в том числе милиции как составной части органов внутренних дел, требуется использование всей совокупности соответствующих правовых средств.

Предупреждение терроризма можно рассматривать как минимум в двух аспектах. Во-первых, предупреждение терроризма и повышение эффективности борьбы с ним – одна из первостепенных задач любого современного государства. Во-вторых, предупреждение терроризма - есть комплексная система мер социально-экономического, политического и юридического характера, направленная на предотвращение: возникновения террористических организаций, совершения террористических актов, последствий терроризма; целью, которой, является обеспечение общественной безопасности населения, защита политических, экономических и международных интересов государства.

Противодействие терроризму определено в качестве важнейшего направления деятельности всей системы органов и войск системы МВД России. Сегодня, очевидно, что общество и правоохранительная система не имеют права стать проигравшей стороной. Цена противостояния здоровых сил общества терроризму велика как никогда.

Особое внимание в антитеррористической деятельности ОВД уделяется работе по предотвращению терактов и их профилактике. В результате этой работы удалось предотвратить ряд запланированных на территории России терактов. В соответствии с законодательством Российской Федерации и компетенцией органов внутренних дел по борьбе с преступлениями террористического характера в МВД России организована и реализуется система мер оперативно-розыскного, предупредительного и ресурсного реагирования.


1. О понятиях "терроризм" и «антитеррористическая деятельность»

Несмотря на то, что терроризм насчитывает несколько тысячелетий, тем не менее, общепринятого в рамках мирового сообщества определения терроризма на сегодняшний день не существует, хотя попытки его сформулировать предпринимались уже с 1789 года (после французской революции).

В связи с тем, что явление терроризма весьма динамично, постоянно приобретает новые черты и характеристики (наступательность, высокая техническая оснащенность, изощрённость и жестокость), это не позволяет специалистам дать универсальное определение терроризма (в настоящее время понятие «терроризм» имеет, по разным данным, от 100 до 200 определений).

Анализ большинства известных определений терроризма российских и зарубежных специалистов позволяет сделать вывод о том, что все они, к сожалению, несмотря на оригинальность некоторых из них, не являются универсальными и не отражают основных характеристик современного терроризма.

Действующий до 2007г. Федеральный закон РФ «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 года № 130-ФЗ определял объективную сторону терроризма путем перечисления определённых деяний: терроризм - это насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если  это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений». Ст. 205 УК РФ также относит к терроризму «совершение взрыва, поджога и иных действий, создающих опасность гибели людей...».

Каждое из существовавших тогда определений могло быть применимо в той или иной ситуации, но, принимая во внимание цели и задачи борьбы органов внутренних дел с терроризмом, а также современную правовую базу этой борьбы, можно прийти к выводу, что главными составляющими определения терроризма должны быть мотив и цель. Именно эти составляющие позволят нам отделить терроризм от общеуголовной преступности и указать на его главный отличительный признак - создание определённого социально-психологического или политического климата.

Обоснованность этих рассуждений подтверждается и тем, что законодатель, чувствуя громоздкость и расплывчатость определения терроризма, содержащегося в ФЗ «О борьбе с терроризмом», всего через год использует новое определение в Договоре о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом от 4 июля 1999 года, которое отличается от предыдущего двумя существенными моментами - в Договоре отсутствуют следующие ссылки и указания: на выгоду, которую пытаются извлечь для себя террористы от решений органов власти, на которые они воздействуют; на такую цель террористов при нападении на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся между народной защитой, как провокация войны или осложнение международных отношений.

Такой подход к формированию определения «терроризм» в современном российском законодательстве не случаен и отражает закономерный процесс его унификации в соответствии с реалиями современной действительности.

Наиболее короткое и ёмкое понятие терроризма дано в новом Федеральном законе № 35 от 6 марта 2006 г. «О противодействии терроризму» (далее Закон): терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

Понятие «антитеррористическая деятельность»[1] относится к борьбе с терроризмом в масштабах мирового сообщества, группы государств или одного государства, а понятие «контртеррористическая деятельность» - к борьбе с терроризмом, осуществляемой непосредственными субъектами исполнительной власти внутри страны, например, МВД или ФСБ России. С другой стороны, оба этих понятия могут употребляться и в рамках деятельности одного субъекта (например, МВД России) в борьбе с терроризмом. При этом под «антитеррористической деятельностью» следует понимать весь комплекс мер, осуществляемых МВД по борьбе с терроризмом в соответствии с федеральным законодательством и внутренними нормативными актами, начиная с профилактических и предупредительных мероприятий и заканчивая силовыми действиями по захвату (уничтожению) террористов, то есть «контртеррористической деятельностью» (операциями).

Иными словами, антитеррористическая деятельность - это комплекс профилактических мер, направленных на предупреждение актов терроризма, а контртеррористическая деятельность - это комплекс мер по пресечению террористической акции и минимизации ее последствий. Таким образом, следуют выводы о том, что: понятие «антитеррористическая деятельность» является более широким, чем «контртеррористическая деятельность», при этом первое понятие включает второе;  «контртеррористическая деятельность» - это непосредственные силовые действия (контртеррористические операции), направленные на задержание (уничтожение) террористов.


2. Деятельность ОВД по предупреждению и борьбе с проявлениями терроризма


Правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон № 35 от 6 марта 2006 г. «О противодействии терроризму» и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

Министерство внутренних дел России осуществляет борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, преследующих корыстные цели. Через Национальное центральное бюро Интерпола в соответствии с возложенными на него функциями осуществляет взаимодействие между различными государствами по розыску и привлечению к уголовной ответственности лиц, обвиняемых в терроризме.[2]

Органы внутренних дел участвуют в борьбе с терроризмом в пределах своей компетенции посредством разработки и реализации профилактических, режимных, организационных, воспитательных и иных мер предупреждения, выявления и пресечения террористической деятельности; создания и поддержания в необходимой готовности ведомственных систем противодействия совершению преступлений террористического характера; предоставления материально-технических и финансовых средств, информации, транспортных средств и средств связи, медицинского оборудования и медикаментов, а также в иных формах исходя из потребностей в области борьбы с терроризмом.

Предупреждение преступлений террористического характера и противоправных деяний экстремистской направленности является одной из приоритетных задач оперативно-служебной деятельности ОВД. Большая роль в ее решении принадлежит милиции общественной безопасности и, в частности, службе участковых уполномоченных.

Участковому уполномоченному при планировании оперативно-служебной деятельности на данном направлении необходимо владеть основными правовыми понятиями и терминами, относящимися к сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом. Он должен обладать знаниями о причинах терроризма и экстремизма и условиях, способствующих им, вероятных участниках террористических и экстремистских акций, формах и методах ведения профилактической работы. Важным элементом эффективной работы с терроризмом является знание и правильное применение норм российского законодательства, которые позволяют квалифицировать преступления данной категории и регламентируют деятельность ОВД по их пресечению.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.