Рефераты. Органы внутренних дел в зеркале криминологических исследований






Британская полиция изначально виделась как цивильное, минимально вооруженное подразделение; обладающая в деле превенции преступлений таким же объемом юридических полномочий, как и сами граждане; строго придерживающаяся закона в своей деятельности; изолированная от политического влияния и правительственного контроля. Этот миролюбивый и мифический образ «бобби» активно поддерживался правительством с самого начала, что позволяло справляться с давлением оппозиции, протестовавшей против самого факта создания полиции и видящей в ней еще один карательный аппарат монархии. И хотя в колониальных филиалах (Ирландия, Индия) гражданская модель британской полиции вскоре трансформировалась в сторону милитаризации, дружеский стереотип полиции продолжал свое существование до 60-х годов ХХ столетия. К этому времени полиция стала своего рода символом нации и пользовалась несомненной поддержкой рядовых британцев. За фасадом внешнего благополучия, конечно, имели место злоупотребления властью и правонарушения, но в силу консерватизма британского общества они длительное время не становились предметом общественных скандалов[20].

И лишь участившиеся резонансные случаи, связанные со злоупотреблениями полицейских чинов, заставили премьер-министра образовать в 1959 году Королевскую комиссию по рассмотрению роли, организации и подотчетности полиции. Отчет комиссии о структуре и деятельности полиции, проникнутый духом беспристрастия и объективности, был своего рода холодным душем для полицейского руководства, чья работа не подвергалась столь тщательному рассмотрению с момента образования британской полиции в начале 19 века.

Самые первые социологические исследования о полиции были также выполнены в духе беспристрастности. Книга М.Бентона «Полицейский в обществе» - первая эмпирическая работа в этой области - проложила начало для последующей волны исследователей, видящих роль полиции не столько в выполнении правоохранительной функции, сколько в оказании «миротворческих», гармонизирующих общественный порядок услуг населению[21]. Идея о миротворческой функции полиции оформилась в Британии как в результате стремления самой полиции поддерживать правопорядок некарательными мерами, так и под воздействием присущих британскому обществу традиционных взглядов на функции полиции. Обратясь к истории, мы можем без труда отметить это совершенно специфическое отношение британцев к соблюдению своих гражданских свобод, в силу чего любой вид полицейского надзора усматривался и усматривается ими до сих пор как угроза гражданским свободам. В свое время подобное отношение было одной из главных причин длительного отсутствия в Великобритании настоящей полиции, когда поддержание порядка и охрана имущества было делом самих граждан, несших бесплатно полицейскую службу и выполнявших обязанности мировых судей. И только волна преступности, захлестнувшая Лондон в 30-х годах 19 века, послужила отправной точкой создания Скотланд-Ярда[22].

Работа М.Бентона также очертила необходимость и взаимосвязь формального и неформального социального контроля за действиями полиции, а также впервые выделила такие базовые характеристики полицейского сообщества, как подозрительность, внутренняя солидарность и социальная изоляция. Впоследствии ключевые положения Бентона были развиты в исследованиях британских и американских авторов.

Молодые британские ученые в начале 1970-х годов уделили довольно пристальное внимание неформальной организации и субкультуре полиции, надеясь таким образом выйти на решение проблемы разработки новых правил и законодательных рамок для полиции. Обнаруженные ими феномены бюрократии, военизированной муштры в соединении с беспринципностью и злоупотреблениями властью легли в основу политизации процесса реформирования полиции[23]. «Закон и порядок» стало ключевым словосочетанием в программах многих политических лидеров, а сама полиция становится объектом постоянного политического контроля, особенно во время предвыборных кампаний.

Одновременно в академическом мире множилось число работ по вопросам полиции, выполненных в рамках критического и марксистского подходов, основанные на либеральных и даже радикальных ценностях[24]. Одни из них предлагали исторический анализ роли полиции в обществе через понятие конфликта классов, другие рассматривали необходимость подотчетности и подконтрольности полиции обществу. В целом же сохранялось превалирование практически ориентированных исследований, что объяснялось быстро расширяющейся областью проблем управленческой деятельности в полиции.

Отдельно стояли исследовательские работы, проводимые под эгидой государственных органов, в том числе и под патронатом самой полиции. Вопреки своей природе, данные исследования по своему стилю и выводам не всегда были узковедомственными и некритичными. Некоторые из них были далеки от солидарности с управленческим стилем и духом корпоративности, царящими в полиции. Так, например, одна из первых независимых работ, проведенная Институтом политических исследований по заказу лондонской полиции, представила весьма нелицеприятный портрет полицейских подразделений, что послужило в дальнейшем отправной точкой для реформы столичной полиции[25].

Последние десятилетия привнесли немало проблем в правоохранительную деятельность: случаи коррупции и злоупотреблений властью среди полицейских чинов; волна обвинений против полиции по фактам расизма и дискриминации; участившиеся случаи массовых беспорядков и милитаризация полицейской тактики; рост преступности и неверие общества в возможности полиции; уменьшение общественной подотчетности и самоизоляция полиции от общества. Руководство полиции большинства европейских стран сумело осознать перечисленные проблемы и постаралось реформировать свою деятельность. Были пересмотрены концептуальные основы и стандарты управления, усилена профессиональная подготовка полицейских, ускорено делопроизводство, деятельность полиции была заново переориентирована на  помощь обществу и стала более открытой для гражданского контроля.

Кроме изложенных замечаний необходимо отметить, что в криминологии последних двух десятилетий вопрос о вкладе полиции в поддержание правопорядка и ее роли в контроле над преступностью является весьма дискуссионным ввиду того, что современное общество характеризуется постепенным разделением полицейских функций и передачей некоторых из них другим, неполицейским организациям и агентствам.

Так, например, функции охраны правопорядка могут осуществлять отдельные категории специалистов в различных организациях либо государственные организации, в чью компетенцию охрана правопорядка входит как второстепенная функция (в Великобритании, например - полиция министерства атомной энергии,  подразделения констеблей по охране парков и заповедников, британская транспортная полиция министерства путей сообщения, службы безопасности частных фирм и компаний).

Функции полиции могут быть осуществлены рядовыми гражданами в виде их добровольного участия в работе как государственных полицейских подразделений, так и других общественных объединений по охране общественного порядка. Функции охраны правопорядка частично могут брать на себя воинские подразделения, особенно в случае локальных боевых конфликтов и чрезвычайных ситуаций. Иные категории государственных служащих и работников частных фирм также часто осуществляют функцию контроля за преступностью в рамках своей основной деятельности (дежурные и горничные в гостиницах, продавцы-ассистенты магазинов и супермаркетов, операторы видеоконтроля в аэропортах, вокзалах, метрополитене и т.д.). Тем не менее, в общественном сознании охрана правопорядка связана прежде всего с прерогативой полиции.

Анализируя сказанное, целесообразно будет констатировать прежде всего факт осознания как криминологами, так и законодателями того, что функция социального контроля за надлежащим состоянием правопорядка может осуществляться посредством различных технологий и различных профессиональных объединений. И, следовательно, полиция в процессе осуществления государством функции социального контроля является одним из главных, однако далеко не единственным и не универсальным средством на современном этапе развития мирового сообщества.

В связи с этим на повестку научного обсуждения вышли вопросы конкретной области работы полиции. Большинство полиций мира выполняет довольно обширный перечень задач - от контроля за дорожным движением до борьбы с терроризмом. Должна ли полиция, помимо этих задач, выполнять еще и функцию предупреждения преступлений (американская модель community policing) или должна отдать ряд функций другим государственным органам? Должна ли она ограничить свою деятельность патрулированием улиц и расследованием преступлений, делегировав борьбу с террористами и контроль над массовыми беспорядками другим военизированным органам? Каково должно быть соотношение вооруженной и невооруженной полиции, муниципальной и государственной? На эти вопросы каждая страна ищет свои способы решения в зависимости от уровня социально-экономического развития, соотношения видов преступности, понимания обществом роли и полномочий полиции. Надеемся, что и отечественные школы криминологии смогут внести в этот сложный процесс свои предложения и идеи.

СПРАВКА ОБ АВТОРЕ


1.                 Мартыненко Олег Анатольевич, кандидат юрид.наук

2.                 Доцент кафедры уголовного права и криминологии Национального университета внутренних дел МВД Украины

3.                 Сфера научных исследований: криминология; природа противоправного поведения в органах внутренних дел; уголовно-правовые и этические нормы регулирования правоохранительной деятельности



[1] The Oxford Handbook of Criminology. Oxford: Oxford University Press, 1997, pp.1002-1004.

[2] Void, G. and Bernard, T. Theoretical Criminology, 3rd ed. New York: Oxford University Press, 1985

[3] Rawlings, P., 'The Idea of Policing and History', Policing and Society, 5, 1995, pp. 129-149

[4] Моль Р. Наука полиции. СПб, 1871 с.3

[5] Аншютц Г. Полиция (пер. с нем.) – Журнал Министерства юстиции, №7, 1911, с.113

[6] G.Littlejohn, B.Smart, J.Wdkeford ed., Power and the State. London: Croom Helm, 1978; Becker, S. and Stephens, M., ed., Police Force, Police Service. London: Macmillan, 1994

[7] The Oxford Handbook of Criminology. Oxford: Oxford University Press, 1997, p. 997

[8] Shwartz R.D. and Miller, J.C. 'Legal Evolution and Societal Complexity', American Journal of Sociology, 70, 1964, pp.159-169

[9] Лопухин А.А. Настоящее и будущее русской полиции. Из итогов служебного опыта. М. 1907, c.61

[10] Гусаковский П.Н. Вознаграждение за вред, причиненный недозволенными деяниями – Журнал Министерства юстиции, СПб., №9, 1912, с.1-40

[11] Некрасов В.Ф., Борисов А.В. Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк. М., 1996, с.26

[12] Taylor, I., Walton, P.and Young, J., The New Criminology. London: Routledge, 1973; Downes, D. And Rock, P., Under­standing Deviance. Oxford: Oxford University Press, 1988

[13] Piliavin, I. and Briar, S., 'Police Encounters With Juveniles', American Journal of Sociology, 70, 1964, pp. 206-214; Bordua D., ed., The Police. New York:Wiley, 1967

[14] Reiner R., Policing. Vol. I and II. Aldershot, Dartmouth, 1996

[15] Skolnick J., Justice Without Trial. New York: Wiley, 1966;  Bordua D., ed, The Police Six Sociological Essays. New York: Wiley, 1967

[16] Reiss A. and Black D., 'Patterns of Behaviour in Police and Citizen Trans­actions', in US President  Commission on Law Enforcement and the Administration of Justice Studies in Crime and Law Enforcement in Major Metropolitan Areas. Field Surveys III 2. Washington, DC. US Government Printing Office, 1967

[17] Platt A. and Cooper L , ed., Policing of America. Chicago: University of Chicago, 1974

[18] Greene, J. and Mastrofski, S., ed., Community Policing: Rhetoric or Reality? New York Press, 1988

[19] Clarke A. (1983), 'Holding the Blue Lamp Television and the Police in Britain' Crime and Social Justice, 19, 1983, pp. 44-51; Reiner, R.'The Politics of Police Research', in M.Weatheritt, ed., Police Research: Some Future Prospects. Aldershot Avebury, 1989

[20] Mark R., In the Office of Constable. London, 1978

[21] Banton M., The Policeman in the Community. London: Tavistock, 1964

[22] Торнвальд Ю. Век криминалистики: Пер. с нем. – 3-е изд.-М.:Прогресс, 1991, c.56

[23] Gouldner, A., Patterns of Industrial Bureacracy. London: Routledge, 1954

[24] Leishman F., Loveday B. and Savage S., ed. Core Issues in Policing. London: Longman, 1996

[25] Smith D. et al., Police and People in London. Vols 1-4. London Policy Studies Institute, 1983


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.