Рефераты. Личность преступника: понятие, цели изучения, типология






Деформация социальных позиций и ролей в боль­шинстве случаев существенно различается применительно  к лицам, совершающим обще уголовные и эконо­мические преступления. У первых она носит более оче­видный и грубый характер.

При анализе деятельности лиц, совершающих пре­ступления, учитывается следующее:

1) фактическое поведение лица не идентично со­держанию роли;

2) личность представляет собой определенную це­лостность при всем многообразии ее позиций и ролей, в деятельности она проявляет себя именно в этой целост­ности, субъективной интеграции разных социальных позиций и ролей;

3) деятельность оказывает на человека обратное воз­действие, при этом важно одобрение или неодобрение поведения, его закрепление и закрепление его резуль­татов в сознании личности. В этом аспекте криминологически значима проблема безнаказанности части пре­ступников, баланс их приобретений и потерь в резуль­тате преступной деятельности. Иногда они считают выгодным даже отбыть определенный срок лишения свободы, но сохранить добытое преступным путем во имя своего солидного материального обеспечения на дол­гие годы.

Деятельность — это определенная система дей­ствий, система поведения. Она охватывает и матери­ально-практические, и интеллектуально-духовные опе­рации, т. е. и работу мысли.

При криминологическом анализе деятельности личности устанавливается следующее:

1) представляет ли собой преступное деяние изо­лированный акт или оно — звено в цепи определенной системы поступков;

2) является ли преступное поведение "скачком" от нормы к преступлению или оно представляет собой итог эскалации антиобщественного поведения. Выявляются факты: а) нарушения требований, соответствующих нор­мальным для человека определенного возраста и поло­жения социальным позициям (преждевременное остав­ление школы несовершеннолетним, отказ в материаль­ной поддержке детям и т.п.); б) аморальных, но не противоречащих праву поступков (пьянство, половая распущенность и т. п); в) противоправных поступков не­преступного характера (дисциплинарно, административ­но наказуемых, гражданско-правовых деликтов), пре­ступлений;

3) в какой сфере деятельности совершаются пре­ступления.

Криминологические исследования указывают на то, что в большинстве случаев совершение тяжких пре­ступлений бывает результатом не "скачка" от нормаль­ного поведения к наиболее общественно опасному пре­ступному, а постепенного нарастания интенсивности и общественной опасности негативного поведения. По дан­ным выборочных исследований, более 80% лиц, совер­шавших умышленные убийства, ранее совершали либо преступления, либо неоднократно иные правонаруше­ния.

Анализ сфер деятельности, взаимодействий, в ко­торых совершались преступления, сопровождается вы­яснением того, насколько распространены соответству­ющие типы взаимодействий, как часто они дают кри­минальный результат при участии в них лиц с теми или иными характеристиками. На этой основе мо­жет даваться прогноз развития преступности, а также формулируются рекомендации по предупреждению пре­ступлений со стороны соответствующих лиц в данных условиях.

Изучение системы поступков личности и ее дея­тельности в целом помогает выявить определенные сте­реотипы поведения, ставшие для нее привычными спо­собы реагирования на те или иные обстоятельства. Это объясняет преступное поведение людей в ситуациях, не привычных для личности, или когда она действует почти импульсивно.






3. Изучение потребностно-мотивационной сферы и ценностно-нормативных характеристик сознания личности


Потребности — источник мыслительной и пове­денческой активности человека, они отражают и его природные свойства (элементарные, или естественные, потребности: в пище, одежде, сне, определенной тем­пературе существования и др.), хотя при этом бывают "социально окрашены", и чисто социальные характе­ристики, сформировавшиеся в обществе. В этой систе­ме потребностей нельзя сбрасывать со счетов такие важные, которые часто проявляют себя в преступном поведении, как стремление к самоутверждению, про­явлению своего "Я", познанию и творческой деятельно­сти. Интересы, или эмоционально окрашенные потреб­ности, в большей мере зависят от системы ценностных ориентаций личности, иных содержательных характе­ристик ее сознания.

Под "мотивационной сферой личности" понимается вся "совокупность ее мотивов, которые формируются и развиваются в течение ее жизни". Ряд авторов полага­ют, что можно говорить о совокупности мотивов и целей.

Выделяются следующие основные мотивы, лежа­щие в основе преступного поведения и преступности:

1) общественно-политические: устройство управле­ния государством и обществом, участие в этом управ­лении, влияние на него и т. п.;

2) социально-экономические: а) удовлетворение "аб­солютных", т. е. самых необходимых, жизненно важ­ных потребностей; б) удовлетворение "относительных" потребностей, возникающих в условиях социально-экономической дифференциации населения и сравнения людьми своего положения с положением окружающих; в) достижение своего "идеала" — некоего "материаль­ного стандарта" (сверхбогатство) или "социального стандарта" (проникновение в "высшие слои" общества), на которые ориентировано данное лицо, либо другого;

3) насильственно-эгоистическая (агрессивная в фи­зическом или психологическом планах): а) абсолютиза­ция идеи самоутверждения, реализации имеющихся потребностей и интересов в любых формах; б) самоут­верждение в тех формах, которые возможны для лица в конкретных ситуациях (невоспитанный, нецивилизо­ванный человек привычно отвечает оскорблением на замечания либо затруднение в использовании судеб­ного порядка защиты чести и достоинства ведет к фи­зической расправе с обидчиком); сюда же относятся случаи, когда забитый, находящийся в "нечеловечес­ких условиях" человек и утверждается "нечеловечес­ким" путем;

4) легкомысленно-безответственные: а) отсутствует потребность и заинтересованность в соотношении своих поступков с существующими нормами поведения, зако­ном; б) избирательность такого соотношения (например, только в условиях строго внешнего контроля либо в общении с власть имущими, но не подчиненными и "бе­зответными людьми" и т. п.).

В преступном поведении и преступности указанные мотивы проявляются в различных сочетаниях. Отмечает­ся своеобразие криминальной мотивации отдельных групп преступников (несовершеннолетних, женщин и т. д.) либо в разных типах ситуаций.

Ценностные ориентации — глубинные личност­ные характеристики, которые указывают на наиболее значимые для личности объекты. Обычно говорят об иерархии ценностных ориентаций, которая отражает определенное предпочтение личностью одних ценностей по сравнению с другими.  Важное значение имеет также устойчивость ориентации, ее интенсивность.

У преступников в системе ценностных ориентаций высшие места занимают индивидуально либо кланово-эгоистические. Превыше всего в таких случаях бывает "личное материальное благополучие", "неограниченное проявление своего Я", создание для этого наиболее комфортных условий либо узкоклановый, групповой "эгоистический" интерес.

Среди ориентаций-средств преступники в сравне­нии с контрольной группой гораздо чаще отдают при­оритет не своим личным позитивным качествам (способностям, трудолюбию, целеустремленности и т.п.), а материальной поддержке, "нужным связям", любым средствам по формуле: "хочешь жить — умей вертеть­ся". Отсюда — их инициатива в подкупе государствен­ных служащих, экзаменаторов, использование вымо­гательства и т. д.

Криминологическое значение имеют и категории морали, нравственности, производные от них понятия "добро" и "зло", "порядочность и подлость", "верность и вероломство", "гуманность и жестокость", а также иные.

У преступников фиксируются: а) существенные пробелы в нравственном сознании, когда, например, формировавшийся в криминальной и аморальной среде подросток, действительно, не знаком с общественно одобряемой системой нравственных норм поведения и искренне полагает, что "того, кто не прав, надо бить и бить жестоко", "сам что-то не урвешь, о тебе не поза­ботятся" и т. д.; б) искажения, ведущие к нравственно­му конфликту с общепринятыми в обществе нормами морали, нормами морали разных групп, "двойной мо­рали". Надо помнить о неоднородности морали в обществе,  разделенном на социальные группы, сословия. И криминологически существенно в этом плане выявле­ние взаимосвязей между преступностью и моралью раз­ных социальных групп, слоев населения.

Во всех случаях при исследовании преступника возникает вопрос: почему личность с искаженными потребностями,  интересами, ценностными ориентациями, нравственными представлениями не остановил закон, в том числе уголовный с его строгими санкциями. Ответ на этот вопрос требует анализа правосознания человека.

Правосознание многих преступников специфично, оно существенно отличается от правосознания лиц из контрольной группы.

Если говорить об отношении преступников к закону в целом, то преступники не занимают какой-то осо­бой. Четко выраженной позиции. В принципе ими при­знается необходимость существования закона, осозна­ется справедливость и гуманность многих охраняемых им положений. Но преступники реже, чем лица из кон­трольной группы, отмечают созидательную роль зако­на, его функцию социального регулятора, хуже (за исключением части государственных, должностных, экономических преступников) осведомлены о государ­ственно-правовых принципах устройства общества, о социальной роли закона, нормах различных отраслей права. Мнение о значительно лучшем знании правона­рушителями по сравнению с другими гражданами уго­ловного закона ошибочно: во-первых, до совершения первого преступления и его раскрытия их правовая ос­ведомленность мало отличается от правовой осведомленности иных лиц; во-вторых, полученные ими до и после преступления знания случайны и бессистемны, резко ограничены личным опытом либо опытом тех, с кем эти лица находятся в контакте. Уголовный закон в данном случае не играет должную предупредительную роль именно в отношении особо нуждающихся в этом лиц.

Преступники гораздо большее значение, чем лица из контрольной труппы, придают сдерживающей роли санкций.

Осужденные отнюдь не всегда полагают, что пре­дусмотренные законом санкции следует смягчать. Ведь наказываются и те деяния, от которых сами осужден­ные страдают. Но при этом различаются представления разных категорий осужденных о том, какие именно преступления следует строже или мягче карать. Спе­цифичны правовые требования лиц, совершающих ко­рыстные и насильственные преступления.

Правовые взгляды у многих рецидивистов, особен­но долго находившихся в местах лишения свободы, бывают настолько искажены, что ими даже не осозна­ется степень отличия собственных взглядов от общепри­нятых и отраженных в законах. В "естественности" со­ответствующих воззрений убеждает негативная и отно­сительно замкнутая микросреда. Поэтому они не стесняются их демонстрировать даже в татуировках, отражающих такие суждения: "не скорбящий ни о чем, кроме своего тела и пайки хлеба", "сила, месть, беспо­щадность", "чти закон воров".

Преступники в значительной мере воспроизводят те взгляды, которые распространены в общественной и. групповой психологии, проявляются в общественном мнении. Но у совершающих преступления лиц вероят­ность претворения этих взглядов в преступное пове­дение намного выше, чем у иных граждан, в силу того, что соответствующие деформации взглядов, установок, ориентаций в их среде: а) более распространены; б) но­сят более глубокий характер; перерастают в убежде­ния, готовность к поведению в их направлении, при­вычки поведения, достигают в некоторых случаях та­кой степени выраженности, которую вообще не приходится наблюдать в контрольной группе; в) пред­ставляют собой комплекс взаимосвязанных деформаций ценностных ориентаций, нравственных, правовых, иных взглядов и установок. Субъекты, обладающие такими деформациями, чаще оказываются в проблемных и кон­фликтных ситуациях, возникающих при общении с себе подобными либо с лицами, придерживающимися пря­мо противоположных позиций, вытекающих из морали общества и закона.

4. Классификация преступников


Борьба с преступностью не может ориентироваться только на индивидуальную неповторимость каждого лица, но в то же время она должна учитывать неодно­родность контингента преступников. Эта проблема ре­шается путем классификации преступников: их группи­ровки и типологии.

Под группировкой чаще всего понимается опреде­ленное распределение статистической совокупности на определенные группы, категории с использованием та­кого критерия, как статистическая распространенность одного или нескольких признаков. При этом изучается не личность в комплексе ее характеристик, а контин­генты преступников. Выявляется статистическая рас­пространенность среди них тех или иных признаков. Рас­пространены группировки, основанные на: 1) демогра­фических данных (пол, возраст и др.); 2) некоторых социально-экономических критериях: образование; род занятий; факт наличия или отсутствия постоянного ме­стожительства и рода занятий (бомжи, вынужденные переселенцы, беженцы), др.; 3) гражданстве (гражда­не Российской Федерации, иностранные граждане и подданные, лица без гражданства); 4) состоянии личности  в момент совершения преступления. Значимы, во первых, факты опьянения, наркотического возбужде­ния, во-вторых, нахождение человека при совершении преступления в составе группы и какой именно, в-тре­тьих, пребывание в местах лишения свободы и т. п.; 5) ха­рактере преступного поведения: умышленное или не­осторожное; насильственное, имущественное (корыст­ное) и т. п.; первичное или повторное и т. д.

Кроме таких простых, учитывающих только один какой-то признак, используются более сложные груп­пировки, имеющие в виду одновременно две и более переменных. При многомерной классификации, исполь­зующей более трех личностных характеристик, приме­няются математические методы.

Типология — более глубокая характеристика раз­ных контингентов преступников. Она основывается на существенных признаках, причинно связанных с пре­ступным поведением. "Типология" тесно связана с содержательным характером деления совокупности на группы на основе признаков-проявлений и признаков-причин. В основе типологии обязательно лежат после­дние, нередко они сочетаются с признаками-проявлениями

В пределах одного типа должны быть однородными признаки-проявления и признаки-причины; они долж­ны отражать определенные динамические закономер­ности, детерминационные линии, зафиксированные в криминологических исследованиях. Можно исходить, например, из признаков-причин, отражающих особен­ности формирования и деятельности личности.

Криминологическими исследованиями установлено, что многие преступники по комплексу личностных ха­рактеристик отличаются от граждан, ведущих себя ус­тойчиво правомерно.

С конца XIX века разные авторы выделяют четы­ре типа личности преступника, называя их по-разному,  но фактически имея в виду степень устойчивости к автономности их преступного поведения во взаимодей­ствии с социальной средой. Встречаются такие разгра­ничения: 1) злостный, неустойчивый, ситуационный случайный; 2) профессионалы, привычные преступни­ки, промежуточная группа между первой и второй, слу­чайные; 3) глобальный, парциальный, с частичной кри­миногенной зараженностью, предкриминальный, совер­шающий преступления в определенных ситуациях. Иногда указанные типы сводят в три группы, иногда в пять, но основа типологии сохраняется — это степень устойчивости преступного поведения в различных ситуациях.  И не случайно прогнозы дальнейшего преступ­ного поведения у исследователей совпадали более чем в 70% случаев при ретроспективном анализе поведения бывших осужденных.

Поиски специфических, содержательных личност­ных характеристик преступников определили две груп­пы исследований: 1) сравнение контингентов преступ­ников с контингентом лиц, ведущих себя в рамках закона, по тем или иным признакам или их комплексу; 2) моно­графическое исследование личности преступника, вы­явление комплекса характеристик и сравнение каждо­го из преступников с каждым лицом из контрольной группы сразу по комплексу признаков с использовани­ем метода распознавания образов. Последнее позволяет подойти именно к типологии преступников.

Типология фиксирует не просто то, что чаще все­го встречается, а закономерное, являющееся логичес­ким итогом социального развития личности. При конструировании  социального типа важно соблюдать два ус­ловия: 1) личностные характеристики описываются в их связи с социальными условиями; 2) эти характеристики не конструируются умозрительно, а являются ито­гом исследований специфики социальной среды личнос­ти и особенностей контингентов лиц, совершающих пре­ступления; 3) субъективные характеристики оценива­ются в единстве с реальной деятельностью личности.

Развитие криминологических исследований потре­бовало четкого выделения критериев и процессов типо­логии преступников с тем, чтобы разные авторы могли воспроизводить эту процедуру с сохранением преем­ственности подхода.

Типологии предшествовали группировки обследован­ных преступников по следующим критериям: 1) харак­тер поведения, предшествовавшего преступлению; 2) ха­рактер микросреды, 3) связь преступного поведения с допреступным. Вычерчивались связи между выделенны­ми по трем основаниям группами лиц. При типологии значима данная взаимосвязь применительно к каждому обследуемому лицу. Оказалось, что из всех лиц, фор­мировавшихся в микросреде с криминогенной дефор­мацией, 84% были ЭВМ опознаны отдельно от лиц, не совершавших преступлений, по комплексу признаков, характеризующих ценностные ориентации, нравствен­ные и правовые взгляды, установки; 91% вели себя до совершения преступления противоправно и аморально; у 84% последнее тяжкое преступление логически вы­текало из всего предшествующего стиля поведения. В благополучной микросреде находились всего 5,4% об­следованных. У всех них преступление носило чисто ситуативный, даже скорее случайный характер с точ­ки зрения личностных характеристик, определявшийся давлением возникшей не по их вине конфликтной си­туации. Никто из этих лиц ранее не допускал наруше­ний норм права и явно аморальных проступков.

На втором этапе исследования, через 10 лет после первого этапа, 60% лиц опознанных отдельно от кон­трольной группы, оказались в числе лиц, совершавших преступления либо глубоко деморализованных, а на тре­тьем этапе, т. е. через 20 лет после первого, — 38%. К этому времени часть обследованных на первом этапе погибли, в том числе в результате алкоголизма, кри­минальных конфликтов, часть уехали в неизвестном на­правлении, часть изменили формы преступного пове­дения на более латентные (в том числе связанные с экономической преступной деятельностью).




















Заключение


Диагностика личности как относящейся к криминогенному  типу не служит основанием для применения санкций,  ограничений прав и законных интере­сов человека. Основанием для этого должно быть толь­ко всегда реальное поведение. Характер применяемых правовых мер должен строго соответствовать характе­ру содеянного: за дисциплинарные правонарушения дис­циплинарные санкции и т. д. Но такого рода диагности­ка служит основанием для выделения указанных лиц в качестве самостоятельного объекта при специальном, индивидуальном предупреждении преступности, в том числе для оказания позитивной социальной поддержки таким лицам в бытовом и трудовом устройстве; для свое­временного пресечения их криминогенного влияния на детей; для полного выявления фактов их правонаруше­ний и применения установленных законом мер.

















Список  литературы


1.      Долгова А.И. Криминалогия. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА М,1999. – 272с.

2.      Курганов С.И. Криминалогия: Учебно-методические материалы. – М.,2000.



Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.