Рефераты. Криминология






Криминологически значима и этническая среда, не совпадающая с региональной.

Микросреда человека опосредует влияние более широкой соц среды. Поведение личности, ее формирование весьма зависимы от семьи, среды ее непосредственного общения - друзей, товарищей, знакомых, соседей.

Существует тройной механизм социальной детерминации преступности: во-первых, путем определенного социального формирования личности; во-вторых, путем дачи ей предписаний противоправного или противоречивого характера; в-третьих, путем постановки личности в ситуации, вынуждающие или облегчающие выбор преступного варианта поведения.

Социальный контроль. Это совок норм, институтов и отношений, направленных на обеспечение поведения людей в соответствии с охраняемыми обществом, гос-вом, социальными группами нормами поведения, выражающими их интересы.

Официальный соц контроль осуществляется гос-вом, институтами гр общества и отдельными лицами на основе спец полномочий.

Неофициальный контроль осуществляется в многообразных формах со стороны семьи, сослуживцев, бытовой среды. Одно из наиболее ярких его проявлений - общественное мнение.

Преступник и его крим-лог изучение.

Объектом крим-лог изучения явл: отдельные лица, совершающие преступления; различные контингенты преступников (несовершеннолетние, рецидивисты); различные крим-лог типы преступников.

Задача - вычленить круг тех характеристик, кот позволяют выявить ближайшие к преступлению и преступности причинные связи, причинные комплексы, цепочки.

Наиболее распространенным в крим-лог явл выделение шести групп признаков:

n    социально-демографические признаки;

n    уголовно-правовые признаки;

n    соц проявления в разных сферах жизнедеятельности, или иногда говорят о соц связях;

n    нравственные свойства;

n    психологические признаки;

n    физические (биологические) признаки.

Изучение соц позиций, ролей и деят преступников.

Крим-лог исходит из нормативного понимания роли: поведение человека зависит от позиций, занимаемых им в обществе. Человек занимает ряд позиций и исполняет ряд ролей, каждая из кот имеет свое содержание (сценарий роли). И человек следует этому сценарию.

Различаются: 1) роль как совок нормат предписаний, соотв данной позиции; 2) роль как понимание лицом того, что от него требуется и что он намерен исполнять; 3) фактическое исполнение роли в конкретных условиях места и времени.

Крим-лог значимы следующие социально-ролевые ситуации:

n    человек не занимает многих соц позиций, кот позволили бы ему ознакомиться с нормами гос-ва, “большого общества” и вести себя в соответствии с требованиями права и морали (он, например, находится в крайне деморализованной среде со специфическими представлениями о допустимом и привык решать конфликты с применением силы);

n    человек занимает одновременно позиции, которые связаны с противоречивыми требованиями, нормами поведения, т. е. налицо конфликт соц позиций и ролей (правовые предписания запрещают сокрытие преступлений от учета, а руководство требует не отражать в статистике все ставшие известными преступления);

n    человек занимает такие позиции, кот прямо диктуют противоправное, преступное поведение (член преступного формирования);

n    отсутствие преемственности ролей и позиций, в результате чего отмечается неподготовленность лица к соблюдению правовых норм в соотв соц позиции (это влечет нарушение правил охраны труда, халатность);

n    человек занимает одни соц позиции, а ориентируется на другие;

n    конфликт уже исполняемых и ожидаемых в будущем ролей. Преступное поведение человека в этом случае может противоречить уже исполняемым ролям, но быть логичным с точки зрения референтных ролей (конфликт реального и ожидаемого, настоящего и будущего).

Термин “преступная деятельность” в отличие от “преступного поведения” отражает не только наличие системы определенных преступных деяний, но и целенаправленный поиск личностью соц позиций, условий для реализации преступных замыслов, развитие в процессе самовоспитания качеств, важных именно для преступной деятельности.

Потребностно-мотивационная сфера.

Выделяют три вида детерминации потребностей: естественный, материальный и духовный, а условно потребности также разграничивают на естественные, материальные и духовные.

Основные побудительные мотивы, лежащие в основе преступного поведения, преступности:

n    общественно-политические: устройство управления гос-вом и обществом, участие в этом управлении, влияние на него и т д.;

n    социально-экономические: 1) удовлетворение абсолютных (самых необходимых), жизненно важных потребностей; 2) удовлетворение “относительных потребностей”, возникающих в условиях соц-эк дифференциации населения и сравнения людьми своего положения с положением окружающих; 3) достижение своего идеала - некоего материального стандарта (сверхбогатство) или социального стандарта (проникновение в высшие слои общества), на кот ориентировано данное лицо;

n    насильственно-эгоистические (агрессивные в физ и псих плане): 1) абсолютизация идеи самоутверждения, реализации имеющихся потребностей и интересов в любых формах; 2) самоутверждение в тех формах, кот возможны для лица в конкретных ситуациях;

n    легкомысленно-безответственные: 1) отсутствует потребность и заинтересованность в соотношении своих поступков с существующими нормами поведения, законом; 2) избирательность такого соотношения (например, только в условиях строгого внешнего контроля либо в общении с власть имущими, но не подчиненными и безответственными людьми).

Ценностно-нормативные характеристики сознания личности.

Ценностные ориентации - глубинные личностные характеристики, кот указывают на наиболее значимые для личности объекты, ценимые ею.

Крим-лог исследования личности преступника показали, что в системе ценностных ориентаций у них высшие места занимают индивидуально- либо клановоэгоистические. Превыше всего в таких случаях бывает личное материальное благополучие, неограниченное проявление своего “Я”, создание для этого наиболее комфортных условий либо клановый, групповой эгоистический интерес.

Классификация преступников. Личность преступника как социальный тип.

Классификация преступников осущ с помощью группировки и типологии.

Под группировкой чаще всего понимается опред распределение статистической совокупности на опред группы, категории с использованием такого критерия, как статистическая распространенность одного или нескольких признаков.

Наиболее распространены группировки, основанные на:

n    таких демографических данных, как пол и возраст;

n    некоторых соц-эк критериях: образование, род занятий, факт наличия или отсутствия постоянного места жительства и рода занятий, проживание в городской или сельской местности;

n    гражданстве;

n    состоянии личности в момент совершения преступления (опьянение, наркотическое возбуждение);

n    характере преступного поведения: умышленное или неосторожное; первичное или повторное.

Типология явл более глубокой характеристикой разных контингентов преступников. Она основывается на сущ признаках, причинно связанных с преступным поведением.

Термин “типология” тесно связан с содержательным характером разбиения совок на группы, с определенным высоким уровнем познания. При этом условно выделяются признаки-проявления и признаки-причины, обеспечивающие содержательный характер разбиения.

В пределах одного типа должны быть однородными признаки-проявления и признаки-причины; они должны отражать опред динамические закономерности, детерминационные линии, зафиксированные в криминологических исследованиях. Например, совершение краж (признак-проявление) в результате устойчивой ориентации лица на преступные средства обеспечения своего благополучия, его безнаказанности после совершения предшествующих преступлений из-за высокого криминального профессионализма (признаки-причины).

С конца XIX века разные авторы выделяют четыре типа личности преступника, называя их по разному, но фактически имея ввиду степень устойчивости и автономности их преступного поведения во взаимодействии с соц средой (злостный, неустойчивый, ситуационный, случайный).

Социальный тип криминогенной личности выражает опред целостность личностных характеристик. Для него характерно:

n    формирование личности в условиях интенсивного противоправного и аморального поведения окружающих (семья, товарищи);

n    в прошлом - система аморальных поступков и разного рода правонарушений, кот продолжали повторяться и после принятия установленных законом мер воздействия;

n    отрыв от ценностно-нормативной системы общества и гос-ва;

n    привыкание к отрицательной оценке своего поведения, использование соц-псих механизмов самозащиты;

n    активность в ситуации совершения преступления и, как правило, совершение преступления без достаточно обоснованных внешних поводов.

Внутри типа криминогенной личности выделяются подтипы: последовательно-криминогенный, ситуативно-криминогенный, ситуативный.

Последовательно-криминогенный подтип формируется в микросреде, где нормы морали и права систематически нарушаются; преступление вытекает из привычного стиля поведения и обусловливается стойкими антиобщественными взглядами, соц установками и ориентациями субъекта. Как правило, ситуация совершения преступления активно создается такими лицами. Представители этого типа способны при необходимости приспосабливать в своих интересах конкретную среду, их преступное поведение относительно автономно.

Ситуативно-криминогенный подтип характеризуется нарушением моральных норм и совершением правонарушений непреступного характера, ненадлежащим исполнением требований общественно приемлемых соц ролей; формируется и действует в противоречивой микросреде; преступление в значительной мере обусловлено неблагоприятной с соц-эк, нравственной и правовой точек зрения ситуацией его совершения (пребывание в преступном формировании, конфликты с другими лицами). К преступлению такое лицо приводят его микросреда и весь предшествующий образ жизни, закономерным развитием кот оказывается ситуация преступления.

Ситуативный подтип: безнравственные элементы сознания и поведения такой личности и ее микросреды, если и имеются, то выражены незначительно. Более существенны дефекты механизма взаимодействия соц среды и личности в сложной ситуации, в т. ч. в результате неподготовленности к ней личности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.