Рефераты. Криминологическое прогнозирование






p> Известно, что преступность представляет собой многофакторный социальный феномен, обусловленный комплексом негативных общественных явлений и процессов. Причём каждое из этих явлений и процессов действует не изолированно, а во взаимодействии. Составные части взаимодействующих негативных явлений могут относится к самым различным областям социальной действительности. Соответственно количественному и качественному разнообразию факторов, обусловливающих преступность, должность быть противопоставлен научно обоснованный комплекс мероприятий экономического, социального политического, организационного, социально-психологического и иного порядка, направленный на устранение или нейтрализацию указанных факторов. Отсюда и успех борьбы с преступностью зависит от решения комплекса социальных задач.

Способом решения социальных проблем в жизни различных социальных общностей (трудовые коллективы, район, город, область и т.д.) и являются планы социального развития, в которых криминологические разделы составляют их органическую часть.

Совершенствование процесса предупреждения преступности в рамках и на основе планирования экономического социального развития является одним из перспективных направлений существенного повышения эффективности, рациональности и гуманистичности предупредительной деятельности.
Органически сочетая в себе общие и специальные мероприятия различного характера, планы экономического и социального развития комплексно решают задачу устранения и нейтрализации негативных явлений, обуславливающих преступность, что обеспечивает дальнейшее укрепление общественных отношений. Планирование позволяет осуществлять предупредительную деятельность не стихийно, от случая к случаю, а на базе глубоко продуманных, целенаправленных мер с учётом конкретных условий, возможностей и средств того или иного региона. На основе планов объединяются и координируются усилия всех организаций и органов, что является предпосылкой значительной активизации и избежания дублирования в их деятельности1 .

В то же время, как показывает анализ практики, существует ряд общих недостатков, отрицательно сказывающихся на эффективности этой формы планирования предупреждения преступности.

К ним, в частности, относятся:

* недооценка криминологических проблем при разработке и осуществлении экономических, политических, идеологических и иных общих мероприятий планов;

* неупорядоченность соотношения ведомственных, межведомственных планов и криминологических разделов планов социального развития, что приводит к дублированию и в ряде случаев к безответственности при выполнении мероприятий планов;

* отсутствие систематического контроля за реализацией мероприятий криминологического раздела плана со стороны государственных и общественных организаций, права и обязанности которых в этой части нормативно не регламентированы;

* разработка криминологических разделов планов без предварительных

(предплановых) исследований преступности путем простого сведения в рамках одного документа малообоснованных мероприятий, касающихся некоторых сторон деятельности административных органов;

* отсутствие нормативного акта, регламентирующего процедуру разработки, согласования и контроля за выполнением мероприятий криминологического раздела плана.

Не решен до настоящего времени и вопрос о субъекте социального планирования предупреждения преступности. Представляется, что этим субъектом могут и должны быть государственные органы власти (организации общества всех уровней). Последовательное сокращение преступности невозможно обеспечить только усилием органов прокуратуры, милиции и суда (специальных субъектов), ибо многие процессы и явления, оказывающие прямое либо косвенное влияние на преступность, находятся вне сферы деятельности этих органов. Так, например, устойчивая тенденция к ухудшению экономических условий жизни основной массы населения страны, в том числе с несовершеннолетними детьми приводит к росту психо-эмоциональных перегрузок и усилению кризиса в семейных отношениях. В свою очередь указанные обстоятельства способствуют возрождению детской безнадзорности как социального явления. Сказанное характерно как для Республики в целом, так и для г. Минска. В этих условиях особую тревогу вызывает отсутствие единой программы поддержки семьи и устойчивого финансирования тех мероприятий по поддержке семьи, которые в нашем государстве все же осуществляются. Однако на криминогенную ситуацию влияют не только экономические факторы. Не менее актуален в этой связи продолжающийся идейно-нравственный кризис. В молодежной, в том числе и подростковой среде, культивируются негативные стереотипы поведения, получают все большее распространение алкоголизм и наркомания, укореняется эгоистическая и иждивенческая психология.
Неопределенность настоящего, неуверенность в будущем, растущая безработица, трудности, связанные с получением образования, падение престижа ряда профессий порождают критическое отношение к учебе, ведут к примитивизации сознания, а многих подростков толкают в криминальную среду. Нынешняя молодежь взрослеет в годы больших перемен. Отечество предстает перед нею как дом, в котором идет перманентный (постоянный) ремонт. Ее мировоззрение, система нравственных ценностей складываются в мире кричащих противоречий, стихийного, «дикого» рынка, правового нигилизма, социальной незащищенности. В больном общество больше всех страдают самые чуткие - дети и молодежь.

Не смотря на то, что, как мне кажется, органы государственной власти на местах и в центре обладают необходимыми материальными, финансовыми, организационными и правовыми возможностями позитивного воздействия на все сферы социальной жизни различных уровней организации общества, положение в борьбе с преступностью все же ухутшается.

4. Комплексное использование сил и средств государственных органов и общественных формирований в предупреждении преступности

Предупреждение преступности – это многоуровневая система мер государственного, общественного и государственно-общественного характера, устраняющих причины и условия преступности либо их нейтрализующих
(ослабляющих, ограничивающих) и тем самым обеспечивающих сокращение, а в исторической перспективе – ликвидацию преступности.[8]

Предупреждение преступлений имеет следующие основные цели:

противодействие криминогенным процессам в обществе, обеспечение сдерживания преступности и нейтрализации ее негативных последствий;

устранение обстоятельств, способствующих совершению преступлений;

индивидуальное профилактическое воздействие в отношении конкретных лиц.

По признаку целеполагания (или уровню) принято выделять общесоциальное
(или общее) и специальное предупреждение преступности.

Общесоциальное предупреждение напрямую не связано с преступностью. Оно основывается на том, что позитивное развитие общества, совершенствование его экономических, политических, социальных и иных институтов, устранение из жизни кризисных явлений, питающих преступность, объективно способствует ее предупреждению.

В сегодняшних условиях сохраняются, хотя во многом проявляются по- новому, следующие признаки мер общего предупреждения: масштабность, всеохватывающий и разносторонний характер, комплексность и взаимозависимость, непрерывность, радикальность. Благодаря этим характеристикам общее предупреждение представляет собой основу, фундамент специального предупреждения - упреждающего противостояния преступности.

Суть общесоциальное профилактики состоит в том, что она осуществляется в процессе решения крупномасштабных задач, стоящих перед обществом и государством, включена в реализацию этих задач.

Специальное предупреждение преступности, в отличие от общего, имеет целенаправленный на недопущение преступлений характер. Специальная предназначенность для выявления и устранения (блокирования, нейтрализации) причин, условий, иных детерминант преступности - его профилирующий, конституирующий признак, главная особенность. Наряду с этим специально- криминологическое предупреждение включает: предотвращение замышляемых и подготавливаемых, пресечение начатых преступлений.

Специальная профилактика определяется как комплекс средств правового воздействия и воспитательных, организационных, технических мер, направленных именно на предупреждение преступности в целом, преступности какого либо вида или конкретного преступления.

По стадиям принято выделять непосредственное предупреждение и предупреждение рецидива. Более значимо, с практической точки зрения, выделение в предупреждении преступности таких стадий, как профилактика, предотвращение, пресечение.

Профилактика преступлений - задача всего общества и всех органов государства, решаемая разнообразными политическими, экономическими, правовыми и иными методами, специально направленными на устранение причин преступлений и условий, способствующих их совершению. Круг этих субъектов определяется в законодательном порядке.

Что касается общего предупреждения преступности, то его субъекты - это практически все общество, все институты гражданского общества, государство в целом.

Задачи специального (специально-криминологического) предупреждения преступности решаются также множеством субъектов: государственными и негосударственными органами, специализированными и неспециализированными, различающимися по другим признакам.

Предупреждение преступлений осуществляют органы государственной власти, их территориальные органы, иные государственные органы, в компетенцию которых входит защита прав и свобод человека и гражданина.

В предупреждении преступлений также участвуют органы местного самоуправления, общественные объединения и граждане в пределах и формах, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Каждый государственный орган в пределах своей компетенции обязан выявлять обстоятельства и ситуации социального, психологического, управленческого, экономического и иного характера, непосредственно обусловливающие или облегчающие возможность совершения преступлений и принимать меры к их устранению. О выявленных причинах преступлений и условиях, способствующим их совершению, государственные органы информируют соответствующие компетентные государственные органы, организации, полномочные принимать меры к их устранению.

Так, например, криминалистическая профилактика является составной частью правовой профилактики, осуществляемой органами следствия и дознания, прокурорского надзора и судебной системы, специфическими методами и средствами, присущими только этим органам. Криминалистическая профилактика преступлений представляет собой систему разработанных криминалистикой методов и средств, предназначенных для выявления причин преступлений и способствующих им условий, объектов профилактического воздействия, а также профилактических мер, затрудняющих совершение новых преступлений и пресекающих преступную деятельность лиц или преступных организаций. Эту профилактику осуществляют следователи, дознаватели, работники оперативно-розыскных аппаратов милиции и органов безопасности, а также эксперты-криминалисты.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.