Рефераты. Криминологическая статистика






Криминологическая статистика

Тобольский факультет заочного обучения

Тюменского юридического института

МВД России

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по: Криминологии

тема: Криминологическая статистика.

Вариант № 15

Выполнил: слушатель Корушев Иван

Николаевич, 2 группа 1 курс.

Служебный адрес: 6629850

ЯНАО, Пуровский район, п. Тарко-Сале, ул. Клубная д.2. тел. (297) 6-13-68

Зачетная книжка № 1578.

г. Тобольск 2000 год.

ПЛАН РАБОТЫ:

1. Понятие и виды статистики.

2. Криминологическая статистика и её роль в борьбе с преступностью.

Криминологическое прогнозирование.

3. Статистическое наблюдение.

4. Сводка, группировка и анализ статистического материала.

1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СТАТИСТИКИ.

Термин «статистика» употребляется в различных значениях.
Под статистикой понимается практическая деятельность по сбору, накоплению, обработке и анализу цифровых данных, характеризующих население, экономику, культуру, образование и другие явления в жизни общества.
Статистикой также называют особую науку, т.е. отрасль знаний, изучающую явления в жизни общества с их количественной стороны.

Как учебная дисциплина статистика составляет важный блок учебного плана подготовки.

Статистика как наука имеет свой предмет исследования.

Она изучает с количественной стороны (в непосредственной связи с качественным содержанием) массовые социально-экономические явления.

Статистика также изучает влияние природных и технических факторов на изменение количественных характеристик социально-экономических явлений и влияние жизнедеятельности общества на среду обитания.

Явления и процессы в жизни общества изучаются статистикой посредством статистических показателей.

Статистический показатель-это количественная оценка свойства изучаемого явления. В зависимости от целевой функции статистических показателей их можно подразделить на два основных вида: учетно-оценочные показатели, аналитические показатели.

Учетно-оценочные показатели статистическая характеристика размера количественно определенных социально-экономических явлений конкретных условиях места и времени.

Аналитические показатели применяются для анализа статистической информации и характеризуют особенности развития изучаемого явления: типичность признака, соотношение его отдельных частей, меру распространения в пространстве, скорость развития во времени и т.д. В качестве аналитических показателей в статистике применяются относительные и средние величины, показатели вариации и динамики, тесноты связи и др.

Одной из важных категорий статистической науки, тесно связанной с показателем, является понятие признака. Под признаком в статистике понимается характерное свойство изучаемого явления, отличающее его от других явлений.

Изучаемые статистикой признаки могут выражаться как смысловыми понятиями, так и числовыми значениями. Признаки, выраженные смысловыми понятиями, принято называть атрибутивными. Например, атрибутивными признаками являются: пол человека мужчина и женщина; Если атрибутивные признаки принимают только одно из двух противоположных значений, их называют альтернативными.

Из специфики предмета статистики следует, что теоретической основой статистической науки являются положения исторического материализма и экономической теории, которые исследуют и формируют законы развития социально-экономических явлений, выясняют их природу и значение в жизни общества. Опираясь на знание положений экономической теории, статистика формирует статистические совокупности существенные признаки для выделения социально-экономических типов, осуществляет разработку адекватных методов их изучения. Руководствуясь положениями поставленной задаче значений изучаемых признаков по отдельным единицам статистической совокупности. причинные связи изучаемых явлений, определять влияние и взаимодействие различных факторов, оценивать эффективность принимаемых управленческих решений, возможные экономические и социальные последствия складывающихся ситуаций. В сравнении экономической теории, статистика обогащает науки фактами, полученными в статистическом исследовании, подтверждает или отрицает их теоретические догмы.

Для изучения своего предмета статистика разрабатывает и применяет разнообразные методы, совокупность которых образует статистическую методологию. Применение в статистическом исследовании конкретных методов предопределяется поставленными при этом задачами и зависит от характера исходной информации.

Общей основой разработки и применения статистической методологии являются принципы диалектического подхода к изучению явлений жизни общества. Это, прежде всего требование рассмотрения фактов, характеризующих изучаемые явления, в их целом, во взаимосвязи и взаимообусловленности, что весьма важно при статистическом изучении причинных отношений.

Статистика опирается на диалектические категории случайного и необходимого, единичного и массового, индивидуального и общего.

Все многообразие статистических методов изучения систематизируется по их целевому применению в последовательно выполняемых при этом трех основных стадиях экономико-статистического исследования:

1) сбор первичной статистической информации;

2) статистическая сводка и обработка первичной информации;

3) выведение и систематизация результатов и прогнозов.

Анализ статистической информации позволяет раскрывать анализ стадии статистического исследования решается задача соответствующих обобщающих статистических показателей изучаемых явлений определяются количественные оценки их распространенности, а пространстве и развития во времени, устанавливаются характеристики связи и зависимости.

Сопоставлением единичного с общим определяются мера развития индивидуального, его отличия от других единиц изучаемой совокупности.

При анализе статистической информации широкое применение имеют табличный и графический методы.

В «Общей теории статистики» рассматриваются основные категории и методы статистической науки, природа статистических показателей, условия их применения с использованием средств современной вычислительной техники.

2. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА И ЕЁ РОЛЬ В БОРБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ.

КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

Прежде всего, предупреждение состоит из трех уровней:

- социальная профилактика (профилактическое воздействие на качественно- количественные характеристики преступности в целом);

- собственно криминологическая профилактика (предупреждение видов и форм преступного поведения /например, воинских преступлений и пр./, предупреждение преступлений отдельными социальными группами лиц

/например, военнослужащими ФПС РФ - офицерами, в/с по призыву или контракту и пр./);

- индивидуальная криминологическая профилактика (предупреждение преступлений отдельными лицами).

Решение задач первого уровня выходит за рамки Решение задач второго и третьего уровня - это одна из основных функциональных обязанностей (и как государственных служащих, выполняющих специальные функции, и как офицеров - командиров, работающих с подчиненными).
- субъектами непосредственной профилактики преступлений (семьях, коллективах и пр.);
- субъектами, осуществляющими профилактику при выполнении правоохранительных функций;
- субъектами, осуществляющими профилактику преступлений при выполнении функции контроля;
- и, субъектами, осуществляющими руководство профилактикой преступлений.

Схему предупреждения преступлений можно уложить в следующую схему: предупреждение = криминологическая характеристика + разработка и реализация мер профилактики.
В свою очередь криминологическая характеристика - это совокупность трех групп признаков:
1. Субъективные (криминологически значимые признаки преступления) - свойства личности преступника, мотив и цель преступления и свойства личности потерпевшего.
2. Объективные (данные, раскрывающие криминологическую ситуацию) - статистика преступлений; сведения о социальных условиях /обстановка/ преступления /социально-политическая, социально-экономическая; время, география; социальная среда и т.п./.
3. комплексные (признаки, определяющие специфику деятельности по предупреждению преступлений) - причины преступлений, последствия преступлений, механизм преступления и обстоятельства, способствующие преступлениям.

- статистический метод;
- анкетный метод (недостаток и одновременно преимущество - субъективная оценка опрашиваемых; анкеты должны быть правильно составлены; лучше всего проводить закрытое анкетирование);
- интервью (беседа, одни участник задает вопросы, другой отвечает; свободное - неформальное, стандартизированное - формальное; индивидуальное или групповое);
- тестирование (здесь нужен профессиональный психолог);
- социометрии (отслеживаются криминологические особенности взаимоотношений в группе - наличие группировок, лидерства, конфликтов и пр.); проводится с помощью анкетирования и интервью;
- документальный метод (изучение официальной и неофициальной информации);
- наблюдение (визуальное восприятие обстановки, имеющей криминологическое значение; непосредственное (пассивное); включенное (исследователь становится активным участником изучаемого процесса);
- эксперимент (научно поставленный опыт);
- экспертная оценка (мнение специалистов);
- криминологическая экспертиза (анализ нормативной базы и разных проектов - социально-экономической, организационно-хозяйственной и иной напрвленности).

В результате анализа выше перечисленных признаков, субъект профилактики (в зависимости от стоящих перед ним задач) с помощью специальных знаний, полученных при изучении ряда общественных и юридических дисциплин (в том числе и криминологии) разрабатывает и реализует меры профилактики.

Этапу разработки профилактических мер, после анализа качественно- количественных характеристик обязательно предшествует криминологическое прогнозирование, представляющее собой процесс получения, обработки и анализа необходимой для прогноза информации.
Криминологический прогноз преступности - это вероятностное суждение о будущем состоянии (уровне, структуре) преступности, ее детерминант и возможностей профилактики через определенный период времени, включающее качественную и количественную оценки предполагаемых изменений и указание их примерных сроков.
Необходимо знать, что криминологическое прогнозирование является:
- разновидностью социального предвидения;
- отраслью юридического прогнозирования и
- самостоятельным видом прогнозирования.
Процесс криминологического прогнозирования по своей сути должен быть непрерывным, требующим постоянного систематического уточнения по мере накопления новых данных. Т.е. стремление к законченным, не нуждающимся в уточнении прогнозам может привести к ненадежным результатам или даже к ложным выводам.
Также необходимо знать, что существующая “проблема неопределенности” позволяет прогнозу быть только приблизительным, а не абсолютно точным. В самом слове “прогноз” уже заложена невозможность точного “прогнозирования”.
Но важно помнить в этом случае, что “даже плохой прогноз лучше хорошей неопределенности”.
Источниками прогноза являются не только данные, отмеченные как качественно- количественные характеристики преступности, но и, так называемая,
“опережающая информация”. Например, отслеживание будущего изменения уголовного законодательства, обязательно внесет коррективы в прогноз преступности и соответственно в систему ее предупреждения.
Цели криминологического прогнозирования формулируются следующим образом:
- общая цель - установление наиболее общих показателей, характеризующих развитие (изменение) преступности в перспективе, выявление на этой основе нежелательных тенденций и закономерностей и отыскание способов изменения этих тенденций и закономерностей в нужном направлении.
Общая цель предопределяет основные цели следующего уровня:
- обеспечение всех обстоятельств, имеющих существенное значение для разработки перспективных планов;
- принятие длящихся управленческих решений;
- выработку общей концепции борьбы с преступностью;
- выбор оптимального пути совершенствования деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью;
- установление возможных изменений в состоянии, уровне, структуре и динамике преступности в будущем;
- определение возможностей появления новых видов преступлений и “отмирания” имеющихся в настоящем, а также причин и условий, способных повлиять на это;
- установление возможного появления новых категорий преступников.
Перечисленные цели криминологических прогнозов являются основными. Другие цели соответствуют названным, вытекают из них и соотносятся с ними как частное с общим. Все они (цели) должны постоянно уточняться, конкретизироваться, обновляться в связи с непрерывностью самого процесса прогнозирования.
В зависимости от целей прогнозирования, объекта исследования и сроков прогнозирования определяются и задачи прогнозирования.
Основными задачами являются:
- получение информации об изучаемом будущем;
- соответствующая обработка этой информации;
- обобщение всех показателей “будущей” преступности; а самая основная задача состоит в том, чтобы на основе выявленных показателей определить в прогнозируемом периоде наиболее важные и эффективные пути
(средства и меры) борьбы с преступностью.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.