Рефераты. Криминогенное влияние факторов организационно-управленческого порядка на состояние законности в орга...






В ходе проверок подразделений выявляется также слабое знание руководителями особенностей жизни подчиненных, неудовлетворительное изучение их личных и деловых качеств, отсутствие контроля за поведением подчиненных в служебное и внеслужебное время, недостаточное внимание к личным проблемам и потребностям сотрудников, низкий уровень индивидуально-воспитательной и психопрофилактической работы среди личного состава.

Одной из центральных управленческих задач является организация борьбы с коррупцией в правоохранительных органах, недостаточный уровень которой определяет сегодня подавляющее большинство правонарушений среди сотрудников. Сюда примыкает и более глобальная проблема несовершенства системы предупреждения преступлений в ОВД, сопровождающаяся либерализмом и попустительством со стороны ряда руководителей, их попытками скрыть от министерства информацию о возбуждении уголовных дел в отношении подчиненных [11].

К организационно-управленческим детерминантам относится вопрос об организации работы с руководящими кадрами номенклатуры МВД Украины. Проведенные министерством в 2004 г. контрольно-проверочные занятия с руководящим составом территориальных и транспортных управлений показали, что недостаточный уровень профессиональной подготовки руководителей остается в числе актуальных проблем деятельности ОВД. Так, неудовлетворительный уровень знаний материальной части табельного оружия и правил безопасности при обращении с оружием продемонстрировали 33 руководителя, из них 13 чел. – первые заместители, заместители начальников ГУМВД, УМВД, УМВДТ. Ни разу не попали в мишень 27 начальников, в том числе 11 заместителей начальников территориальных и транспортных управлений, 16 начальников райотделов. Неудовлетворительные навыки владения приемами рукопашного боя были выявлены у 49 человек, 57 руководителей показали неудовлетворительные знания законодательной и ведомственной нормативной базы [7, c.1-2].

Особое внимание привлекают также особенности личных качеств руководителей подразделений. Наличие проблем в этой связи демонстрируют результаты опроса, проведенные автором в составе исследовательской группы. По мнению 22,6% опрошенных работников милиции, в их коллективах практически отсутствовало изучение морально-психологического климата со стороны руководства подразделений. От 20,9% до 28,2% начальников райотделов также указали на то, что в своей работе не используют никаких методических разработок для формирования профессиональных навыков, элементов психологической устойчивости подчиненных, преодоления ими профессиональной деформации. Масштаб указанного явления неодинаков в различных службах. В административной службе милиции, например, на бесконтрольность и полное невмешательство руководства в формирование общей атмосферы подразделений указало до 80% участковых инспекторов милиции.

26,1% бывших сотрудников милиции, осужденных к лишению свободы, отметили отсутствие взаимопонимания между начальником и подчиненными как непосредственную причину нарушений законности в органах внутренних дел. 43,5% указали на царившую в подразделениях атмосферу интриг, сведения счетов, недоброжелательности [8, c.65]. В ряде подразделений формирование негативного морально-психологического климата непосредственным образом связано с грубой, агрессивной манерой поведения начальника, на что также указывают опрошенные сотрудники.

Показательным в этом отношении можно считать случай с подполковником милиции К., начальником РОВД в Днепропетровской обл., со стажем работы в ОВД более 22 лет. Обходя помещения райотдела в течении рабочего дня, он в коридоре увидел следователя Б., которому сделал замечание о несоблюдении формы одежды. В ходе разговора с Б. начальник райотдела заподозрил, что следователь находится в алкогольном опьянении и велел ему идти домой, поскольку следователь Б. был склонен к запоям. Однако через несколько минут подполковник К. снова обнаружил Б. в кабинете другого следователя. Раздраженный таким поведением подчиненного, К. начал кричать на Б., ударил его несколько раз рукой. В присутствии сотрудников и граждан, находящихся на тот момент в здании райотдела, подполковник К. протащил Б. за волосы из кабинета в дежурную часть, где приказал обыскать Б. и закрыть его в КПЗ [9, c.131].

В специальных исследованиях, инициированных британскими полицеистами с 1999 г., проблема грубого, издевательского стиля руководства получила название буллинга (от анг. bully – запугивать, издеваться над более слабым). Как образец непродуктивного управленческого стиля, буллинг тесно связан с такими негативными явлениями в полиции, как низкая мораль сотрудников, внутренняя коррупция, служебные правонарушения, расизм и дискриминация. Признавая буллинг явлением, присущим большинству полицейских подразделений мира, специалисты сегодня изучают различные его виды. К наиболее распространенным формам буллинга относятся постоянная критика; унизительные публичные замечания; оскорбление, угрозы, распространение сплетен в адрес подчиненных; постановка невыполнимых целей; поручение бессмысленных и бесперспективных заданий; необоснованный отказ в предоставлении отпуска или учебной сессии [10, c.18-20].

Последствия буллинга проявляются в текучести кадров, утрате инициативности и доверия в коллективе, повышенном уровне заболеваний на нервной почве. На индивидуальном уровне описанный стиль руководства ведет к агрессивности, раздражительности, приступам гнева и депрессии, психосоматическим расстройствам здоровья подчиненных.

Негативное влияние на состояние служебной дисциплины и законности в подразделениях оказывают существующие недостатки дисциплинарной политики. Продолжает иметь место практика наложения дисциплинарного взыскания за проступок подчиненного на руководителей всех уровней, вплоть до областного управления. В результате такой практики вместе с виновником может быть наказано до 10-15 человек, что не только непомерно раздувает количество взысканий, но и девальвирует рестриктивную ценность дисциплинарного наказания. Когда вследствие подобной практики в некоторых подразделениях половина работников в течение года получает дисциплинарные взыскания, не может вестись и речи о том, насколько оптимальна политика по их наложению. Вместо того, чтобы активно стимулировать самокоррекцию поведения в необходимом направлении, подобная дисциплинарная политика напротив, формирует у сотрудников спокойное отношение к получению новых взысканий.

Одновременно проводимые МВД Украины проверки показывают, что служебные расследования проводятся поверхностно, без изучения причин и условий совершенных преступлений, без принципиальной оценки действий подчиненных. По фактам возбуждения уголовных дел служебные расследования в 50% случаев могут проводиться самими руководителями горрайорганов, чьи подчиненные совершили преступления. В результате правонарушители часто увольняются по собственному желанию, их руководители не анализируют причин позорящих ОВД фактов и самоустраняются от работы по предупреждению негативных явлений в рабочих коллективах.

На существование негативных явлений в деятельности ОВД оказывают влияние и существенные недостатки в организации работы милиции с населением и общественными организациями, на что неоднократно указывает руководство министерства. Отсутствие системы мониторинга общественного мнения, действенной системы обмена конструктивными предложениями по повышению эффективности работы общественных организаций, их оптимального привлечения к проблемам преодоления негативных явлений в обществе значительно замедляют установлению режима «прозрачности» и подотчетности подразделений милиции обществу.

Изложенные положения, демонстрируя широту и комплексность воздействия организационно-управленческих недостатков на состояние законности в деятельности подразделений ОВД, ставят перед исследователями не только вопросы их дальнейшего изучения, но и эффективного использования полученных знаний в процессе дальнейшего реформирования системы ОВД Украины.

ЛИТЕРАТУРА


1. Кравченко Ю.Ф. Актуальные проблемы реформирования органов внутренних дел Украины (организационно-правовые вопросы) (на укр.). – Дис. ... канд..юрид.наук. – Х., 1998. - 194 с.

2. Braithwaite, J. Crime, Shame and Reintegration. Cambridge: Cambridge University Press, 1989.

3. Против пыток. Международные механизмы предупреждения пыток и жестокого обращения (на укр.). – Харков:Фолио, 2003. – 192 с.

4. The Oxford Handbook of Criminology. Oxford: Oxford University Press, 1997.

5. Год наведения порядка // Именем Закона (укр.), №6 (5394), 13.02-19.02.2004.

6. Приказ МВД Украины №499 от 29.05.2002 «О существенных просчетах в организации работы территориальных и транспортных управлений по вопросам укрепления дисциплины и законности среди личного состава» (на укр.).

7. Приказ МВД Украины №152 от 10.02.2004 “О результатах контрольно-проверочных занятий в МВД Украины с руководящим составом территориальных и транспортных управлений” (на укр.).

8. Социально-психологический анализ причин нарушения дисциплины и законности в органах внутренних дел: Научный отчет НИЛ "Социальная и психологическая работа в ОВД" (на укр.), Х.: Ун-т внутр. дел - 1998. – 115 с.

9. Архив ДВБ ГУБОП МВД Украины. НС по Днепропетр.обл. №93, 2002 р. – 413 с.

10. Mason G. Soul destroying // Police Review. – Vol.108. – №5578, July 7, 2000.

МАРТЫНЕНКО О.А. ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ УКРАИНЫ

Национальный университет внутренних дел, г.Харьков

Рассмотрены основные факторы организационно-управленческого порядка, детерминирующие правонарушения среди личного состава органов внутренних дел.


MARTYNENKO O.A. MANAGERIAL DETERMINANTS OF LAW ENFORCEMENT MISCONDUCT

National University of Interior, Kharkov

The main managerial factors, determining the police staff’s misconduct, are considered.

СПРАВКА ОБ АВТОРЕ


1.                 Мартыненко Олег Анатольевич, кандидат юрид.наук, доцент

2.                 Профессор кафедры уголовного права и криминологии Национального университета внутренних дел МВД Украины

3.                 Рабочий адрес: Украина, 61080,  г. Харьков, пр-т. 50-летия СССР, 27. Национальный университет внутренних дел МВД Украины. Телефон: (0572) 50-30-30

4.                 Домашний адрес: Украина, 61168, г. Харьков, ул. Героев труда, 12, кв.417. Тел. (0572) 65-93-12, e-mail: olegmartynenko@hotmail.com


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.