Рефераты. Динамика преступности






     Получение  знаний о  допущенных  нарушениях создает  базу  для  решения следующей задачи - установления личности нарушителя. Это достигается путем:

     -исследования  правового  статуса субъектов изучаемой деятельности,  их профессиональных обязанностей:

     - установления, что и каким образом ими было сделано в  процессе данной деятельности в интересующий следствие период времени;

     -сопоставления  обязанностей  и   фактически  реализованных  функций  и определения  таким  путем, кем  и какие обязанности не выполнены вообще либо выполнены   частично,   выполнены   не  надлежащим   образом.  

Установление нормативных моделей  всех типов пред полагает исследование  вопросов о  том, какими правилами  (республиканскими,  ведомственными и т.  д.)  регулируется исследуемая операция, вид работы, деятельность и каково их со  держание. Это позволяет составить  представление о том, как в соответствии с  требованиями правил,  каким способом, в каких условиях должен функционировать исследуемый объект,  какие обязанности  должны выполнять  участники  деятельности и  др. введения о  круге и характере  указанных  правил  могут быть получены (путем запросов) на предприятиях, в их вышестоящих органах, в органах  финансового, санитарного, ветеринарного, рыбно  го, архитектурного, технического  и  иных видов контроля (надзора),  путем допросов работников указанных предприятий и органов, изучения специальной нормативно-справочной литературы. Установление фактической     стороны     расследуемой профессиональной    деятельности осуществляется на основе войска, фиксации,  изъятия и исследования носителей информации  в следующих сферах:

1) по месту  осуществления  деятельности,  с которой  связано преступление (она может протекать как на предприятии, так и за его пределами, например, в  случае так называемой  выездной торговли);

2) по  месту наступления вредных последствий (оно не всегда  совпадает с местом нахождения "предприятия  либо  выполненной деятельности);

 3) в иных местах, так  или иначе  связанных с  профессиональной  деятельностью  и  совершенным преступлением (например, по месту сбыта похищенного имущества). В этих целях проводятся:

а) осмотр  различных помещений, участков территории предприятия, а также предметов, средств и  продуктов деятельности работников предприятия;

б)допрос  указанных  лиц;

в)  выемка  и  исследование документов,  в  которых отражается их деятельность; г) судебные экспертизы.

     При    исследовании   преступлений,   связанных    с   профессиональной деятельностью   в  сфере   экономики,  нередко   проводятся   инвентаризация товарно-материальных  ценностей   и  денежных  средств,  контрольные  обмеры сооружений,   выемка   образцов,   контрольные  закупки   изделий  в   сфере производства  и  торговли,  производятся  документальные ревизии". При  этом реализуются  различные методы подготовки и производства указанных действий и мероприятий, фиксации,  исследования и использования полученных результатов.

Перечень   такого   рода   методов   довольно   внушительный.   Определенное представление    об    этом    дает,    например,    номенклатура    методов криминалистического исследования документов по делам о преступлениях (прежде всего маскируемых), связанных с хозяйственной деятельностью. Их особенностью является то,  что они базируются на знании закономерного характера отражения указанных  преступлений  в документах  пред  приятий  в виде  противоречия в содержании  одного  и  того  же  документа,  противоречий между  содержанием нескольких  взаимосвязанных  документов (либо  различных экземпляров  одного документа),   противоречий   между   содержанием  документа  и   фактическим положением  дел.  С   учетом  этого  разработаны  и  широко   применяются  в следственной практике, в частности, следующие методы:

     -проверка документов по форме (все  ли  необходимые реквизиты имеются и нет ли среди них таких, которые вызывают сомнения);

     -арифметическая    проверка    (определение    правильности    итоговых показателей, подсчитанных как по вертикали, так и по горизонтали);

     -  сопоставление  различных  экземпляров  одного и того  же  документа, различных  частей  одного  и  того  же  документа,  первичных  документов  с результатами их бухгалтерской обработки, а также сопоставление различных  по характеру документов, отражающих движение того или иного имущества;

     - встречная проверка документов (сличение имеющихся в одной организации записей с документами,  оформленными по взаимосвязанным операциям с  другими организациями);

     -сопоставление  официальных документов с черновыми  записями;  проверка соответствия  сведений,  содержащихся  в документе, фактическому характеру и объему  операции,  а  также   фактическому  наличию  сырья,  материалов,  их качеству, весу, количеству и т. д.;

     - выяснение, выполнялась  ли  в  действительности операция, указанная в документе (путем сопоставления документальных  данных с результатами допроса об  этом лиц, указанных в документе, а также  документальных сведений с теми данными,  которые зафиксированы  с помощью  технических средств).

Раскрытие преступлений в сфере  экономики, повлекших наступление вредных  последствий, которые относятся  к  категории  происшествий  (обнаружение крупных недостач товарно-материальных ценностей, взрывы,  пожары на  предприятиях,  обрушения строящихся  или эксплуатируемых  зданий, массовый  падеж  скота,  отравления потребителей пищевой продукцией и т. д.), осуществляется по следующей схеме:

     - собирание  данных, характеризующих место,  время,  механизм и  другие обстоятельства общественно вредного события:

     -установление непосредственной причины данного события;

     -  установление   основной   причины  события   (т.  е.  действий   или бездействия, обусловивших возможность реализации непосредственной причины);

     -   установление  личности   преступника,   мотива,   цели   и   других обстоятельств содеянного.

Решение названных  задач  осуществляется путем:

а) осмотра места происшествия и прилегающей к  нему территории;

б) выявления  и допроса  его  очевидцев,  потерпевших; 

в)  направления  изымаемых  на месте происшествия  объектов  на  экспертные  исследования;

г)  определения  круга предприятий  (если  нет   данных   о  связи  происшествия  с   деятельностью определенного  предприятия),  с  деятельностью  которых  может быть  связано происшествие, организации их обследований,  проверок тех  или иных сторон их

деятельности  с  помощью  специалистов,  органов государственного  контроля, представителей   общественности; 

 д)    выемки,   исследования   документов предприятия   и   использования  содержащихся  в  них   данных   в  процессе доказывания; 

е)  допроса  работников  предприятия.

 Ключевое  значение  для установления  истины  по  делу   имеет  выявление  непосредственной  причины происшествия.  {данное обстоятельство устанавливается  путем  осмотра  места происшествия,    предмета    преступного     посягательства,    производства судебно-экспертных исследований  этого предмета  и других  объектов, допроса свидетелей, выемки и исследования документов предприятия.

     Уголовные  дела  по  поводу  преступлений  в  сфере  экономики  нередко возбуждаются   по  материалам   служебных  (непроцессуальных)  расследований контролирующих   органов.   Эти   материалы   обычно   состоят   из:   актов расследования, заключений его участников: актов о несчастных случаях и  иных происшествиях;  планов, схем, эскизов, иногда фотографий места происшествия, зафиксированных здесь объектов; выписок  из правил исследуемой деятельности; объяснений   работников   предприятий   и   некоторых   других   документов.

Содержащиеся  в   них  данные  о   месте,  времени,  причинах  происшествия, ответственных  за   это  лицах   и  других  обстоятельствах  могут   оказать существенную   помощь  следователю  в   выдвижении  версий,  организации   и планировании расследования.  Вместе  с  тем необходимо учитывать, что выводы работников  органов  государственного   и  ведомственного  контроля  требуют тщательного  анализа,  оценки и  исследования следственным путем,  поскольку проводимые  ими  расследования  не  основываются на  нормах  процессуального закона и регулируются ведомственными инструкциями,  положениями, методиками.

Акты  служебных  расследований относятся  к числу так называемых суммирующих производных доказательств, которые  фиксируются  позже первоначальных, на их основе и содержат меньший объем фактической информации, относящейся к  делу, так  как  часть ее  не воспринимается и не воспроизводится  при  передаче. В отдельных случаях, кроме того, возможны искажения информации при переходе ее от  первоначального  носителя  (например,  очевидца  происшествия)  к  лицу, производящему    непроцессуальное    расследование.    На    обоснованность, правильность    выводов    его    участников   влияют   и   другие   факторы объективно-субъективного порядка. В  частности, не во всех случаях участники служебного  расследования заинтересованы  в  установлении  истинной  картины содеянного,   так  как   недостатки   в   деятельности   предприятий   могут свидетельствовать   о  ненадлежащем   уровне  текущего  надзора  со  стороны проверяющих  лиц.  Отрицательно  сказывается  на  эффективности  их   работы отсутствие   необходимой  профессиональной  подготовки  у  некоторых  членов комиссий.  Поэтому  в  случае  возбуждения  дела  по указанным  материалам необходимо    обеспечивать   планирование,    организацию    и    проведение процессуального  расследования  таким  образом,  чтобы  всесторонне, полно и объективно исследовать на процессуальной  основе как установленные, так и не установленные     непроцессуальным    расследованием    либо    недостаточно исследованные, но важные для дела обстоятельства, а также выводы и суждения, обоснованность которых вызывает сомнение.

     В   частности,   на   первом   этапе  расследования  может   возникнуть необходимость принятия мер:

     - по организации и проведению осмотра места происшествия;

     - по ознакомлению с характером  деятельности предприятия,  условиями  и режимом работы отдельных подразделений, конкретных лиц;

     -по собиранию ориентирующих данных о предполагаемых нарушителях правил, их связях, поведении;

     -по выяснению круга правил, регулирующих деятельность предприятия, и их изучению.

Важное научное и практическое значение имеет вопрос о  соотношении актов   служебного   расследования,  заключений  принявших  в  них   участие специалистов и заключений  технических, санитарных,  ветеринарных  и  других судебных  экспертиз.  В  некоторых  случаях  по  рассматриваемым  делам   не проводятся судебные экспертизы, в которых имеется необходимость.  Чаще всего это   объясняется  неправильным  подходом  к  оценке  заключений  служебного (непроцессуального)   расследования,  которое   подчас   отождествляется   с заключением  экспертизы. Между тем имеющиеся в делах  заключения  служебного расследования  нельзя  приравнивать  к  экспертизам, хотя  они  часто  имеют большое значение для дела. Акты либо справки о результатах непроцессуального расследования какого-либо обстоятельства, хотя бы  и полученные  по  запросу органа следствия и суда, не могут расцениваться как  экспертные заключения и служить основанием к отказу в проведении судебной экспертизы. Это положение, однако, вряд ли следует  понимать  в том  смысле,  что  в каждом  конкретном случае   при  необходимости  разрешения   вопросов,   требующих  специальных познаний,   обязательно  проведение  соответствующей   судебной  экспертизы. Экспертиза  должна  назначаться  всегда,  когда,  во-первых,  к  этому  есть основания,   указанные   в   законе:   во-вторых,  при  условии,   что   при непроцессуальном расследовании вопросы, относящиеся к компетенции  комиссии, не  разрешены  или  разрешены не полностью; в-третьих,  выводы  специалистов вызывают сомнение, оспариваются  обвиняемыми, свидетелями  или  противоречат другим материалам  дела;  в-четвертых,  специалисты высказали противоречивые мнения  о  причинах происшествия.  Необходимость  назначения соответствующей судебной   экспертизы  отсутствует,  если  в   заключении  непроцессуального расследования   полно  освещены   обстоятельства   происшествия,  выводы  не противоречат  материалам дела, не оспариваются обвиняемыми или иными лицами, служебная  деятельность  которых   проверялась.  Рассмотренные  выше   общие положения  расследования  различных видов  преступлений в сфере экономики не отражают   специфики  методов   расследования   отдельных  видов   указанных преступлений.  Поэтому  для  составления  представления  об  этой  специфике целесообразно   изучить   рекомендации  отраженные   в   частных   методиках расследования.



 Задача: Н., 15 лет, привлекалась к административной ответственности за мелкое хулиганство (учинила в общественном месте в пьяном виде скандал с пожилой женщиной).

Семья у Н. неполная. Живет с матерью. Отец ушел из семьи, когда ей было 4 года. Воспитание в раннем детстве по типу гиперопеки. Мать старалась «быть не хуже других», стремилась удовлетворять желания девочки, не заставляла работать по дому. В дальнейшем требовала отличной успеваемости в школе. Большое внимание уделяла тому, чтобы «девочка прилично выглядела», хорошо одевалась. Не интересовалась ее внутренней жизнью, всегда избегала откровенных разговоров, в особенности об уходе отца из семьи. Мать по профессии инженер, занимается общественной работой. Семья живет в материальном достатке, имеет трехкомнатную квартиру. В доме бывают гости – сотрудники матери. Всегда подчеркивается социальный статус приглашенных («у нас бывают только уважаемые, приличные люди»). Разговоры в основном связаны с производственными отношениями и осуждением людей, которые не вписываются в систему принятых ценностей, очень большое значение придается материальному достатку, обеспеченности дачами, машинами, дефицитными товарами. Когда речь заходила об интимных сторонах жизни, девочку обычно прогоняли из общества, но, по словам матери, наверное, не всегда делали это вовремя. Поведение Н. изменилось с 12 лет. Она стала хуже учиться, вечерами долго не возвращалась домой. В 14-летнем возрасте несколько раз не возвращалась на ночь, объясняя это тем, что ночевала у подруги. В это же время мать обнаружила, что девочка курит, иногда возвращается домой с запахом алкоголя. В дальнейшем выяснилось, что Н. проводит время в компании подростков с асоциальным поведением. Пропускает занятия в школе, обманывает учителей («болела», «нужно было остаться дома»). Мать обнаружила дневник, в котором Н. описывала свою «дружбу» с мальчиками, эффект употребления различных токсических и химических веществ. После скандала с матерью угрожала «покончить с собой».


Ответьте на следующие вопросы:

1. Раскройте нравственно-психологическую характеристику личности Н. Укажите условия неблагоприятного нравственного и психологического формирования личности Н.

2. Что послужило вовлечению Н. в антисоциальную форму жизнедеятельности? Роль семьи, школы, улицы и окружения в формировании ценностных ориентаций несовершеннолетней Н.

3. Каким образом можно повысить уровень правосознания Н. и предотвратить в дальнейшем действия неправомерного характера?


Ответ:

  1. у Н. негативно-пренебрежительное отношение к личности и её важнейшим благам: жизни, чести, спокойствию и т.п. Для неё характерно ослабление чувства стыда, несдержанность, грубость и жестокость, лживость и несамокритичность. Нервно-психические расстройства, связанные с психологической травмой – неполноценная семья (развод родителей).. равнодушие к переживаниям и страданиям других людей, низкий культурно-образовательный уровень (плохая учёба в школе – пропуски занятий); неадекватное поведение, связанное с ранним употреблением алкоголя и различных токсических и химических веществ
  2. отрицательные влияния в семье (разговоры о материальном достатке как высшей ценности жизни, разговоры взрослых об интимных сторонах жизни в присутствии несовершеннолетней); безнадзорность как отсутствие должного контроля со стороны семьи и образовательных учреждений за поведением, связями, времяпрепровождением несовершеннолетней Н.;
  3. осуществляется нормализация условий жизни и воспитания, оздоровление среды. Вместе с тем, существенно увеличивается воздействие на саму несовершеннолетнию, включая при необходимости меры правового характера. Следующий этап профилактики образуют меры в отношении несовершеннолетней Н., которых можно рассматривать как находящихся в силу развития криминогенной мотивации на грани совершения преступления. Здесь используются меры, реализуемые в процессе каждодневного, интенсивного и демонстративного контроля за поведением, связями и времяпрепровождением несовершеннолетнего. Эти меры имеют задачу удержать от перехода на преступный путь. Служба социальной защиты и помощи, специализированная служба органов внутренних дел и специализированные формирования общественности выясняют и устраняют обстоятельства, под влиянием которых конкретные несовершеннолетние совершают нарушения общественного порядка (мелкие кражи, участие в выпивках, азартных играх и т. д.), а также ведут работу по исправлению самих этих лиц.





























Список литературы


  1. Антонян Ю.М. Изучение личности преступника. – М., 1982.
  2. Мишин Г.К. Проблема экономической преступности. – М., 1994
  3. Преступления в сфере экономики. – М., 1997
  4. . Хохрякова Г.Ф. Криминология: Учебник / Отв. ред. В.Н. Кудрявцев. – М.: Юристъ, 1999. – 511 с.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.