Рефераты. Взаимодействие органов предварительного следствия,дознания и экспертно-криминалистических подразделений при расследовании особо тяжких преступлений






p> На практике постоянно действующие следственные группы встречаются достаточно редко и эффективность их деятельности невысока. Другое дело, что если в данном случае речь идет о специализации, то такой моделью служат специализированные отделы, существующие по штатному расписанию в различных структурах правоохранительных органов. Тем более, что законодательство не упоминает о постоянно действующих группах, а расследование поручается группе следователей в каждом отдельном случае, т.е. группа создается вновь.
Совершенно иначе решен вопрос о постоянно действующих следственно- оперативных группах. В то же время руководящие документы МВД и Генеральной прокуратуры не упоминают постоянно действующие следственные группы как конкретные формирования для расследования какой-либо категории дел.

Предварительное следствие по конкретному делу поручается "нескольким следователям", т.е. группе, создаваемой на время расследования одного конкретного дела любого характера (убийство, хищение, взяточничество и т.п.).[38]

В настоящее время в МВД и Генеральной прокуратуре созданы и функционируют уже более полутора лет совместные следственные группы, занимающиеся расследованием уголовных дел о коррупции и взяточничестве. В их состав входят десятки следователей. Здесь следует сказать, что
"несколько следователей" и "следственная группа" по своему объему понятия разные. Несколькими могут быть 2-5 следователей, но это понятие неприемлемо, скажем, к 40 следователям.

Таким образом, под следственной группой (бригадой) понимается организация, состоящая из определенного числа следователей, проводящих одновременно расследование одного и того же дела. Подводя итоги сказанному, еще раз подчеркнем, что следственная группа, состоящая из следователей, может быть только единовременная, т.е. на период расследования конкретного уголовного дела.

До создания в России единого следственного аппарата особенно актуальной является проблема формирования "смешанных" групп

На практике и в теории уголовного процесса дискутировался вопрос о создании объединенных следственных групп органов прокуратуры и внутренних дел.
Возникает вопрос: во всех ли случаях создания смешанной следственному группы (включающей в состав следователей прокуратуры, МВД и ФСБ) следователь прокуратуры должен назначаться старшим. В законодательном порядке данный вопрос также не урегулирован. Нет на этот счет каких-либо инструкций Генеральной прокуратуры. По нашему мнению, нет никаких оснований во всех случаях однозначно назначать следователя прокуратуры старшим группы. Вопрос должен решаться только с учетом деловых и профессиональных качеств всех членов следственной группы. Например, в многоэпизодном уголовном деле о кражах, хищениях в составе группы, как правило, большинство следователей МВД, имеющих достаточный опыт расследования таких преступлений. Но один или несколько эпизодов обычно поручаются прокурором следователю прокуратуры, В этом случае имеет смысл старшим назначить следователя милиции.

В юридической литературе высказывалась мысль о том, что для ускорения расследования сложных уголовных дел целесообразно в состав следственной группы включать оперативных работников органов дознания.[39]

В Законе на это прямо не указано, и понятие "следственно-оперативная группа" не упомянуто и не раскрыто. Создание и деятельность следственно- оперативной группы принципиально отличается от проведения следствия но делу несколькими следователями и от направления ими поручений органу дознания о выполнении отдельных следственных действий или оперативно-розыскных мероприятий

Можно выделить два вида следственных групп по форме участия в них оперативных работников органов дознания. Первые - взаимодействующие с оперативными работниками по разовым поручениям, направляемым через начальника органа дознания; вторые - взаимодействующие с постоянно выделенным составом оперативных работников. На наш взгляд, вторые - более приближены к модели следственно-оперативной группы, При этом считается, что для создания следственно-оперативных групп специальное постановление не должно выноситься, а надо, чтобы соответствующий руководитель ведомства издал приказ, где бы были выделены для постоянной работы в группе подчиненные ему работники. В постановлении о создании оперативно- следственной группы должно быть предусмотрено, что поручения и указания о проведении отдельных следственных и розыскных действий будут выполняться конкретным органом дознания.[40]

Оперативно-следственные группы создаются и выполняют определенные задачи. Для создания таких групп произвольно расширяется имеющееся правовое поле, что, строго говоря, приводит к нарушению законности.
В следственной практике сложились определенные виды ОСГ.
На наш взгляд, классифицируя общий массив следственно-оперативных групп, можно выделить такие основные виды.
Дежурная следственно-оперативная группа
Она сложилась в повседневной практике суточных дежурств, как правило, районного или городского уровня. Как единица она фактически не существует, поскольку ее состав постоянно изменяется в зависимости от дежурных работников прокуратуры в МВД. В то же время эти группы осуществляют выезд на месте всех преступлений и происшествий, совершенных в данном регионе (районе, городе), производят осмотр места происшествия, первоначальные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, в том числе и раскрытие преступления "по горячим следам". В состав группы входят следователь (прокуратуры или органов внутренних дел, в зависимости от подследственности происшествия), оперативные работники уголовного розыска, эксперт-криминалист судебно-медицинский эксперт, участковые инспектора милиции. В работе правоохранительных органов такие группы необходимы для оперативного реагирования на сообщения о совершенных преступлениях. Вместе с тем имеются и отрицательные аспекты в их работе.
Например, по окончании дежурства происходит замена следователя; между членами группы в зависимости от нагрузки нет сложившегося "рабочего контакта" ввиду постоянной смены состава. Все это снижает эффективность деятельности группы.

Постоянно действующая следственно-оперативная группа.

Она создается совместным приказом прокурора области и начальника областного МВД. Персональный состав такой группы ежегодно обновляется. В нее входят следователи по особо важным делам или старшие следователи областной или городской прокуратуры, работники управления уголовного розыска области, экспертно-криминалистической и судебно-медицинской службы, специалист-кинолог, другие специалисты (химики, биологи, почвоведы и т.п.).

Следственно-оперативная группа, созданная для раскрытия и расследования конкретного преступления. Она является единовременной, образуется совместным приказом прокурора района или города (реже вышестоящими структурами) и начальника органа внутренних дел для раскрытия и расследования конкретного (единичного или многоэпизодного) преступления из числа следователей прокуратуры, работников уголовного розыска и участковых инспекторов милиции. Экспертные работники ЭКО и СМЭ, как правило, в состав группы не включаются, поскольку фактически продолжают осуществлять свою повседневную служебную деятельность, а первоначальные следственно- оперативные мероприятия (осмотр места происшествия, трупа и т.д.) уже выполнены. Хотя при наличии большого объема работы для экспертных исследований (отобрании образцов, дактилоскопировании большого числа лиц, проведении баллистических и др. выборок) в состав группы, исходя из целесообразности, может быть включен и экспертный работник соответствующего профиля.

Руководитель СОГ (бригады), включенные в нее следователи и сотрудники оперативных подразделений составляют в установленном порядке план совместных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

Отсутствие четкого разграничения прав и обязанностей сотрудников, входяших в группу, нередко приводит к тому, что оперативные работники милиции ведут следствие, а следователь прокуратуры лишь оформляет или подписывает процессуальные документы, составленные оперативными уполномоченными (и том числе и от его имени).[41]
Но по мере развития группового метода расследования превалирующей функцией оперативных работников, включенных в группу следователей, становится собственно оперативно-розыскная работа Специфическая по своему содержанию, она, при сохранении ведущей роли следователя, позволяет широко использовать методы, находившиеся на вооружении органов дознании.
Несмотря на сдержанное отношение к организации совместных бригад, они находят все большее распространение. Однако отсутствие, надлежащей правовой регламентации приводит к тому, что руководящая роль следователя в них в ряде мест утрачивается. [42]
Законодательно не отражено изменившееся содержание группового метода расследовании преступлений, что, с одной стороны, не приостанавливает объединения в одной группе следователей и оперативных уполномоченных милиции, а с другой - до сегодняшнего дин не способствует правильной организации их совместной работы по делу.
Вследствие отсутствия убедительной законодательной регламентации взаимодействие следователей и оперативных работников органов внутренних дел совершенствуется самой практикой.
Оперативные работники постоянно стали входить в состав групп следователей для осуществления «тесного» взаимодействия со следователями и выполнять львиную долю работы по раскрытию преступления.

Параграф 2.

Взаимодействие следователя и специалиста при осмотре места происшествия.

Осмотр места происшествия — это неотложное следственное действие, заключающиеся в непосредственном восприятии, исследовании и фиксации следователем обстановки места происшествия, относящихся к делу следов и объектов, их индивидуальных особенностей и взаимосвязей в целях выяснения сущности происшедшего события, механизма преступления и отдельных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.[43]

Осмотр места происшествия является одним из основных процессуальных действий, в ходе которого происходит обнаружение следов преступления, а также изъятие вещественных доказательств.

Задачами осмотра являются:

-получение процессуально-закрепленной информации (фактических данных) об обстоятельствах происшедшего события, объектах и лицах, имеющих к нему;

-фиксирование в протоколе материальной обстановки, в которой произошло исследуемое событие;

-обнаружение, фиксирование и изъятие материальных следов преступления
(следы рук, ног, орудий взлома, транспортных средств, пятен крови, а также орудия преступления и других предметов, брошенных или потерянных преступником,

-выяснение связи следов и иных объектов с лицом, совершившим преступление, потер певшим и иными лицами и объектами;

-получение исходных сведений для установления и розыска виновного, организация и проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.