Рефераты. Тактика задержания и ареста






Одной из основных функций органов, ведущих борьбу с преступностью, является предупреждение преступлений. В ряде случаев она успешно может быть выполнена также лишь благодаря использованию научно-технических средств. Важной функцией является организация работы по борьбе с преступностью. Правильно организованная дея­тельность позволяет быстро получать необходимую информа­цию, своевременно и без потерь передавать ее соответствую­щим лицам, успешно маневрировать имеющимися силами с тем, чтобы предупреждать правонарушения, а если преступ­ление все же совершено, то раскрыть его как можно скорее. Представляется, что научно-технические средства в зави­симости от выполняемых с их помощью функций могут быть подразделены на следующие группы: научно-технические средства обнаружения криминалистических объектов; фикса­ции; изъятия; исследования; предупреждения преступлений; организации борьбы с преступностью. Рассмотрим каждую из них в отдельности.

Научно-технические средства обнаружения кримина­листических объектов. Разработка новых и приспособление для целей обнаружения уже существующих технических средств и приемов в значительной мере зависят от свойств и особеннос­тей искомых объектов, целый ряд которых постоянно является предметом поиска криминалистов. Это следы рук, всевозмож­ные металлические предметы, спрятанные трупы или их части, пятна, подозрительные на кровь, и тому подобное. Для обнару­жения таких объектов специально разрабатываются или заим­ствуются из других областей науки и техники всевозможные приборы, приспособления, инструменты, материалы. Поэто­му выделяют научно-технические средства выявления следов рук; обнаружения металлических объектов; тайников; трупов или их частей; пятен биологического происхождения и пятен различных химических веществ; микрообъектов; иных следов.

Обнаружение тайников, в которых преступники прячут интересующие правоохранительные органы объекты, зачастую невозможно без использования соответствующей аппа­ратуры.

Поиск трупов и их частей при расследовании убийств облегчается благодаря применению прибора «Поиск-1», реаги­рующего на наличие в почве сероводорода, который поступа­ет в индикаторную камеру через полый щуп, загнанный в зем­лю.

Микрообъекты обычно рассматриваются с помощью раз­личных оптических приборов (луп, микроскопов). Некоторые из них находят с помощью других средств. Так, опилки из фер­ромагнитных сплавов удается обнаружить с помощью неболь­шого постоянного магнита. Существуют методы, позволяющие установить благодаря цветовой реакции микроскопические количества вещества, которые не удается выявить с помощью имеющихся технических средств. Так, для обнаружения следов меди и ее сплавов используется специальная реактивная бу­мага, которая под воздействием микрочастиц меди окрашива­ется в сине-фиолетовый цвет. Благодаря этому удается, на­пример, дифференцировать огнестрельные повреждения, ос­тавленные оболочечной пулей, и повреждения, оставленные другими предметами[2].

Научно-технические средства фиксации. Все способы фиксации либо обеспечивают консервирование самого объек­та вместе с интересующей правосудие информацией, либо позволяют запечатлеть при помощи изготовленной модели те или иные его свойства, стороны и качества. Поэтому их мож­но разделить на способы консервирования и моделирования.

Научно-технические средства изъятия. В процессе расследования преступлений часто возникает необходимость в изъятии самых разнообразных объектов, находящихся в твердом, полутвердом, жидком, газообразном состояниях.

Научно-технические средства исследования кримина­листических объектов. Познание новых сторон, свойств и качеств объекта (или явления) с целью более глубокого про­никновения в его сущность требует использования различных методов. Многообразие их исследования определяет и разновидность технических средств: каков метод, такова и техника, используемая для его осуществления. На выбор метода иссле­дования и соответствующих средств влияют характер изучае­мого объекта, цели исследования, процессуальное положение субъекта, изучающего доказательства. Каждый участник про­цесса осуществляет исследования в пределах своей компетен­ции и только теми методами и средствами, которые не проти­воречат закону [9. с. 110].

Научно-технические средства, используемые для пре­дупреждения преступлений. Предупреждение преступле­ний — важнейшая задача криминалистики. В предупредитель­ной деятельности широко используются научно-технические средства. С их помощью выявляются причины и условия, спо­собствующие совершению преступлений; предотвращаются конкретные преступления путем выявления лиц, стремящихся их совершить, и принимаются к ним меры предупредительно­го характера; предотвращаются преступления, если неизвест­но, кто же собирается их совершить.

Научно-технические средства, используемые для ор­ганизации борьбы с преступностью. Применяются для ре­шения трех основных задач: организации  и координации действий правоохранительных органов в процессе раскрытия и расследования преступлений; организации труда следовате­ля в процессе расследования преступления; накопления и вы­дачи информации о совершенных преступлениях, о лицах, их совершивших, об изъятых с мест происшествий следах и дру­гих объектах, о похищенных вещах и тому подобном.

Нормативно-правовые акты, регламентирующие применение криминалистической техники.

Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. Минск «Беларусь». (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 05.01.1999, № 1, рег. № 1/0 от 04.01.1999) (с изменениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004г.)

Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 1999 г. № 295-З. Принят Палатой Представителей 24 июня 1999 года. Одобрен Советом Республики 30 июня 1999 года. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 25.08.2000, № 77-78, рег. № 2/71 от 20.08.1999).

Уголовный кодекс Республики Беларусь. Принят Палатой представителей 2 июня 1999 года. Одобрен Советом Республики 24 июня 1999 года / Обзорная статья А. В. Баркова. - Мн.: Амалфея, 1999. - 320с.

Указ Президента Республики Беларусь 29 декабря 2001 г. № 808 «О государственной службе медицинских судебных экспертиз» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 11.01.2002, № 4, рег. № 1/3364 от 04.01.2002).

Закон Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» от 8 мая 2007 г. № 220-з. Принят Палатой представителей 11 апреля 2007 года одобрен Советом Республики 20 апреля 2007 года (национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 21.05.2007, № 119, рег. № 2/1317 от 15.05.2007).

Закон Республики Беларусь «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» от 17 июля 2007 г. № 263-З. Принят Палатой представителей 27 июня 2007 года. Одобрен Советом Республики 29 июня 2007 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 24.07.2007, № 173, рег. № 2/1360 от 18.07.2007).

Закон Республики Беларусь от 9 июля 1999г. №289-З «Об оперативно-розыскной деятельности». Принят Палатой представителей 24 июня 1999 года. Одобрен Советом республики 30 июня 1999 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 04.08.1999, № 57, рег. № 2/64 от 19.07.1999).

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 сентября 2006 года №1226 «Об утверждении стандартов материально-технического обеспечения государственных судебно-экспертных учреждений и подразделений» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 02.10.2006, №160, рег. № 5/22961 от 21.09.2006).

Постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 29 июня 2006 г. № 174 «Об утверждении инструкции о порядке организации деятельности органов внутренних дел и внутренних войск министерства внутренних дел Республики Беларусь по выявлению и пресечению незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 20.07.2006, № 111, рег. № 8/14701 от 11.07.2006).

Постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 10 июля 2006 г. № 185 «Об утверждении инструкции об организации деятельности экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 09.08.2006, № 125, рег. № 8/14748 от 24.07.2006)

Приказ Председателя государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь от 7 апреля 2005 года №152 «Об утверждении норм положенности техническими средствами пограничного контроля соединений, частей и подразделений пограничных войск Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 05.05.2005, № 71, рег. № 8/12504 от 29.04.2005) и другие.

2. ТАКТИКА ЗАДЕРЖАНИЯ И АРЕСТА. УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАДЕРЖАНИЯ И АРЕСТА


Задержание — это мера процессуального принуждения, применяемая при наличии указанных в уголовно-процессу­альном законе условий и оснований и заключающаяся в фактическом задержании лица, доставлении его в орган уго­ловного преследования и кратковременном содержании под стражей в местах и условиях, определенных законом. Хотя в УПК и не закреплено целевое назначение этой достаточно жесткой меры ограничительного порядка, оно следует из оснований, видов и процессуального порядка применения задержания. Основным предназначением задержания является обеспечение посредством его пресечения преступной деятельности лица, подозреваемого в совершении преступления, решение вопроса о применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу, предупреждение побега правонарушителя и обеспечение его участия в уголовном процессе [5. с. 110].

Общим для всех указанных видов задержания является то, что: - применяется оно при условии совершения преступления, за которое предусмотрено уголовное наказание в виде лишения сво­боды, направления в дисциплинарную воинскую часть или арест; - производится задержание по постановлению (определению) лица или органа, ведущего уголовный процесс; - задержание носит неотложный характер, в связи, с чем применение его органом расследования осуществляется без санкции прокурора.

Любое задержание — это своего рода исключение из ст. 11 УПК и ст. 25 Конституции Республики Беларусь, закрепляющих неприкос­новенность личности. По общему правилу лишение или ограничение свободы либо помещение в психиатрический диспансер возможно только с санкции прокурора или по постановлению (определению) суда; - факт задержания оформляется протоколом, который составляется должностным лицом, осуществившим фактическое за­держание; - задержанный имеет право обжаловать задержание в судебном порядке; - для всех видов задержание заключается в фактическом захвате лица, доставлении его в орган уголовного преследования. Доставление лица в орган уголовного преследования — неотъемлемый этап задержания. Однако носит оно, полагаем, административно-право­вой, а не уголовно-процессуальный характер, так как применяется, во-первых, вне сферы уголовного судопроизводства и, во-вторых, в боль­шинстве случаев — не лицом, осуществляющим уголовный процесс.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.