Рефераты. Судебная криминалистическая экспертиза






p> Отставание в разработке методик восстановления уничтоженных маркировочных обозначений на новых видах синтетических материалов пластмасс указывает на необходимость развертывания научно-исследовательских работ.

Все перечисленные методы дают положительные результаты лишь при восстановлении маркировочных обозначений, нанесенных на изделие штамповкой.

Восстановить маркировочные обозначения, выполненные гравированием, вообще невозможно, так как при гравировании не происходит уплотнения металла в местах знаков, а следовательно, растворимость металла везде будет одинаковой. Например, нельзя восстановить номер на затворах, рамках пистолета ПМ.

Подготовка материалов, направляемых на экспертизу восстановления маркировочных обозначений

Некоторые виды маркируемых изделий являются достаточно крупными объектами.

Следователи в таких случаях советуются со специалистами:
- изделие может быть разобрано на части;
- от изделия отрезается (отделяется) та деталь, на которой имеются маркировочные обозначения;
- от изделия отделяется фрагмент его конструкции. (от рамы табличку с номером…).

Следователь должен сообщить эксперту заводские технические сведения о том, где наносятся маркировочные обозначения, иногда требуются и заводские размерные данные знаков (высота, ширина, толщина штрихов) и сведения об их относительном размещении.

Вещественные доказательства, представленные на экспертизу, должны быть упакованы таким образом, чтобы при транспортировке и хранении была исключена возможность причинения механических повреждений поверхности, где находились маркировочные обозначения. Во избежание коррозирования поверхности ее нужно протереть и смазать какой-либо технической смазкой.

Примерный перечень вопросов, разрешаемых при проведении судебной экспертизы восстановления уничтоженных маркировочных обозначений

1. Имелись ли на представленном на экспертизу изделии маркировочные обозначения?
2. Изменились ли полностью или частично маркировочные обозначения на представленном на экспертизу изделии?
3. Подвергался ли изменению номер на данном предмете (оружии, автомашине, ином…)?
4. Каким был номер до изменения?
5. Не использовались ли для изготовления или изменения номерного знака инструмента и материалы, изъятые у подозреваемого?

Наиболее яркие примеры экспертного исследования изделий из пластмасс, резины и изделий из них

1. По материалам уголовного дела № … по факту кражи товара из магазина, на исследование представлены две пуговицы, изготовленные из пластмассового материала. На куртке подозреваемого в совершение кражи отсутствовали две пуговицы, которые по цвету и конструкции были одинаковы, и имели общую родовую и групповую принадлежность полимерного материала., т.е. был установлен факт пребывания его на месте происшествия.
2. По факту убийства у подозреваемого изъята липкая лента, которая сравнивалась с липкой лентой, которой преступник обмотал голову потерпевшего. Однако, сравниваемые образцы липкой ленты отличались по химическому составу.
3. При проверке почтового вагона железнодорожного почтампта у начальника почтового вагона обнаружены посылки с признаками хищения. На представленных кусках картона присутствовали два вида клеящего вещества, причем один из них имел одинаковый состав с клеем «Момент-1», изъятым у подозреваемого. Наслоений подобного клеящего вещества на контрольных образцах отсутствовало. Было доказано, что посылки, из которых похищены вещи, вскрывались, затем заклеивались.
4. Исследовался кусок провода с пластмассовой изоляцией, которым упаковывалось похищенное и провода, изъятые в доме подозреваемого лица.

Установлена его причастность к расследуемому событию.
5. Важной доказательственной информацией по делам о хищениях незаконном изготовлении и сбыте неучтенной продукции, экспертом установлена принадлежность пластмассового сырья и изготовленной из него продукции, единому источнику происхождения, определенной партии заводского выпуска.
6. Обнаружение клеящего вещества и исследование его, явилось доказательством кражи часов подозреваемым, несмотря на то, что он отказывался в своей причастности к краже.

Примеры экспертного восстановления уничтоженных маркировочных изображений

1. По уголовному делу о краже двигателя от мотоцикла ИЖ-ЮК-5, исследованием необходимо было восстановить уничтоженный номер.у

Установлено:

Номер на двигателе от мотоцикла ИЖ-ЮК-5 был уничтожен кустарным способом путем механического воздействия на металлическую номерную площадку

(см. фото №1).
2. По материалам уголовного дела на исследование представлен автомобиль ВАЗ-

21093, для установления подвергался ли номер на кузове автомобиля ВАЗ-

21093 изменению.

Установлено:

Номер кузова автомобиля ВАЗ-21093 подвергался изменению путем исправления цифры «8» на цифру «0», с последующим нанесением вещества серебристого цвета на среднюю часть цифры «8» и дополнением недостающих элементов для цифры «0».
3. По материалам уголовного дела на исследование представлен автомобиль М-

412, необходимо был установить первоначальный номер двигателя и его соответствие заводской маркировке.

Установлено:
- первоначальный номер двигателя был подделан путем наложения металлической пластины с номером;
- номер на металлической пластине нанесен не заводским способом;
- первоначальный номер на двигателе автомобиля М-412 установлен «М-412…»

(см. фото № 2)

1. Способы и признаки подделки маркировочных обозначений кузовов автомобилей отечественного и зарубежного производства

В настоящее время на Российский автомобильный рынок поступает большое количество отечественных и зарубежных автомобилей с измененными маркировочными обозначениями Расследование и раскрытие данной категории преступлений затруднено прежде всего многообразием профессиональных подделок.

Основной задачей предварительного исследования маркировочных обозначений является установление факта изменения первичной маркировки.

Для решения поставленной задачи необходимо знать расположение номерных площадок, заводские способы маркирования, типы применяемых шрифтов при маркировании, основные способы и признаки подделок.

С 1.01.80 г. странами ЕЭС было принято решение о введении 17- позиционного знака идентификационного номера ,в котором кроме порядкового номера содержится информация о стране производителе, автозаводе, варианте двигателя, года выпуска и т.д. Например:

Заводская маркировка автомобилей ВАЗ содержит 17 знаков –

Х Т А 2104 3 0 S 0498905

1 2 3 4 5 6 7 8, заключенных между двух звездочек. Расшифровка данной маркировки следующая:

1 - Х - шифр географической зоны;

2 - Т - шифр страны;

3 - А - шифр завода;

4 - 2104 - обозначение модели;

5, 6 - знак - модификация автомобиля.

7 - S - буква года выпуска / / буквы знака латинского алфавита соответствуют определенному году выпуска автомобилей.

8- 0000000 - семизначный порядковый номер кузова. Шрифты и буквы используемые при маркировании идентификационного номера кузовов автомобилей набиваются плакатным шрифтом, прямые, без засечек , штрихи одной и той же ширины.

На автомобилях ВМW, начиная с пятой серии идентификационный номер набивается в виде косорасположенных штрихов.

На автомобилях ВАЗ 2108 и 2109 в первом полугодии 1993 года использовалась маркировка кузовов автомобилей методом кернения (номер выглядит в виде точек).

2. Расположение номерных площадок

На автомобилях ВАЗ 01-07 номерная площадка расположена на нижней полке коробки воздухопритока справа.

На автомобилях ВАЗ 08-09 - на правой опоре пружины передней подвески.

На автомобилях Аudi - щитке передка кузова у водяного бочка стеклоочистителя.

На автомобилях Оpel - номерная площадка кузова располагается у разных моделей в разных местах:

- Oре1 Cоrsa - внизу стойки между дверью и сиденьем автомобиля ;

- Oре1 Asсоnа - между креплением правого переднего сиденья и порогом двери;

На автомобилях Wolkswagen - на щитке передка кузова над водяным бачком стеклоочистителя;

На автомобилях ВМW - на щитке передка кузова справа у отопителя.

3. Способы и признаки подделки

1. Полное уничтожение номера без набивки нового номера. Заводской номер удаляется путем выработки металла шлифовальным кругом; спиливается или стачивается с помощью режущего инструмента.

2. Полное уничтожение номера с последующей набивкой нового номера. Номер полностью удаляется. На поверхность номерной площадки наносят слой металла (олово). Полученную поверхность номерной площадки шлифуют, затем набивают новый номер, покрывают лаком или краской.

3. Часть детали с находящимися на ней номером вырезается и заменяется на иную, содержащую другой заводской номер.

4. Углубление номерной площадки о последующей заливкой слоя металла или вставки металлической пластины. Поверхность номерной площадки выравнивается, грунтуется и шлифуется. На этом же месте набивается новый номер.

5. Количество знаков первичной маркировки идентификационного номера увеличивается путем их добавления спереди или сзади номера.

6. Изменение отдельных цифр первичной маркировки путем добивки недостающих элементов до требующейся вторичной маркировки.

7. Забивание (зачеркивание) отдельных знаков.

8. Несоответствие расположении имеющейся номерной площадки.

9. Замена всей маркировочной панели на иную содержащую другую маркировку заводского исполнения.

В изложенных выше способах подделки к признакам, свидетельствующим об изменениях маркировки, относятся:
- отличие количества знаков имеющейся маркировки от заводской;
- отличие имеющегося номера на номерной площадке от номера на заводской табличке;
- изменения номера на заводской табличке;
- нечеткое начертание знаков, их смещение по вертикали, различные интервалы и глубина, отличия конфигурации знаков от образцов, посторонние штрихи в знаках;
- следы обработки поверхности под слоем эмали, увеличение толщины покрытия, а также наличие остатков шпатлевки или иных материалов на участке маркировки;
- отличие ЛКП по цвету маркированной панели (участка, номерной площадки), наличие опыла (частиц) эмали на близлежащих деталях;
- несовпадение маркировки с ее отображением на оборотной стороне панели и следы забивания знаков на ней, локальное увеличение толщины панели;
- наличие нестандартных сварочных швов.

Для выявления названных признаков необходимо при исследовании иметь
:
- зеркала различных размеров;
- лупу;
- фотоаппарат;
- растворы для смывки лакокрасочного покрытия;
- рабочие перчатки;
- осветительное оборудование;
- препараторская игла;
- набор шлифовальной бумаги;
- набор необходимых реактивов;
- растворители (ацетон технический);
- набор пластилина;
- консервирующие составы для обработки оголеного металла после проведения исследования с целью предотвращенияя коррозийного разрушения.

4. Положительные примеры восстановления первичной маркировки кузова автомобиля «Opel Frontera»

04.01.95 г. в ЭКО УВД Оренбургской области поступил автомобиль «Opel
Frontera».

Исследованием требуется установить:

1. Каков первоначальный номер кузова?

При визуальном исследовании номерной площадки кузова автомобиля «Opel
Frontera», расположенной с правой стороны на боковой поверхности рамы, установлено, что:

- на номерной площадке кузова имеются изображения цифр и букв
SED5JMWL4PV571846;

- цифры номера 71846 расположены не на одной осевой линии, на разном расстоянии друг от друга, не прямолинейны.

Указанные цифры по своей форме отличаются от цифр заводской маркировки:

- поверхность номерной площадки, на уровне цифр 71846, имеет незначительные углубления, слабовидимые царапины.

Указанные выше признаки свидетельствует о том, что цифры первоначального номера были уничтожены и набиты новые 71846.

Для установления первоначального номера кузова автомобиля «Opel
Frontera» провели исследование химическим методом.

В результате проведенного исследования было установлено, что первоначальный номер кузова автомобиля «Opel Frontera»

SED 5 JMWL 4PV 557717.



Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.