Процесс овладения искомой информацией в таких случаях неразрывен с решением других задач — с процессуально-протокольной технико-криминалистической фиксацией полученной информационной процедуры, условий и способов ее получения, а также с анализом и использованием собранной информации в рамках производимого действия по мере ее получения. осуществляемая по месту производства действия подготовитель-деятельность (второй ее этап) рассчитана на получение информации, дающей общее представление о месте, сфере поиска, изучаемой Остановке, следах, условиях, в которых предстоит действовать. Полунине информации об этих объектах позволяет сориентироваться в реальной ситуации, уточнить, конкретизировать намеченную программу деятельности, принять меры, которые не были в ней заложены в начале подготовительного этапа.
После этого следователь приступает к непосредственному производству действия — его основной части. Предметная реализация при этом целей следственного действия осуществляется на основе тщательной проверки версий, других мысленных моделей в условиях непосредственного контакта с объектом (обстановкой, предметом, человеком и т.д.).
Информационное взаимодействие следователя с объектами его активности осуществляется на основе применения вербальных, инструментальных и экспериментальных общих, отраслевых и специальных методов и приемов познания (анализа, измерения, наблюдения, сравнения, аналогии, идентификации, моделирования и т.д.) логической, психологической, физической и иной природы. Важное значение для достижения целей следственных действий имеют органолептические методы познания — восприятие объектов с помощью органов зрения, слуха, обоняния, осязания, а иногда и вкусовым путем.
В заключительной стадии следственного действия осуществляется систематизация и оценка собранной информации, анализ хода и результатов проделанной работы, выполняются необходимые завершающие процессуально-фиксационные и удостоверительные действия.
Характерно, что деятельность по фиксации осуществляется на протяжении всего цикла следственного действия, начинаясь уже на стадии ориентирующего исследования. Первый шаг на этом пути деется в начале организации следственного действия на месте его производства.
2.Что такое криминалистическая характеристика преступлений.
Каково ее значение.
Понятие преступления является одной из основных категорий уголовного права. Для осуществления стоящих перед уголовным законодательством задач охраны личности, прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и безопасности, окружающей среды, конституционного строя РФ, мира безопасности человечества от преступных посягательств, а так; предупреждения преступлений УК РФ определяет, какие опасности для личности, общества или государства деяния признаются прeступлениями (ст. 2 УК).
В ч. 1 ст. 14 УК 1996 г., озаглавленной «Понятие преступления» оно определено как «виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания».
Преступление всегда представляет собой деяние (действия или бездействие
Противоправное поведение человека может быть выражено как в активной деятельности, так и в бездействии лица в случаях, когда на него законом была возложена обязанность действовать. Бездействие в таком случае также представляет собой определенный поступок. Понятием деяния в ст. 14 УК охватывается как общественно опасное действие (бездействие), так и его вредные последствия.
Как правомерное, так и противоправное поведение человека начинается с мыслительной деятельности, которая сама по себе (размышления, умозаключения человека) не может быть преступной, если не сопровождается непосредственной деятельностью, поступками человека. Намерения, цели, ради осуществления которой человек не предпринимает действий, не относятся к области уголовно-правового регулирования, поскольку не создают общественной опасности причинения вредных последствий.
Такое положение в настоящее время является общепризнанным в науке уголовного права. Вместе с тем так было не всегда. Например, в древнегерманском праве не проводилось различия между кражей задуманной и совершенной: «Если ты не совершил задуманную тобой кражу только ради страха, то ты все-таки совершил ее своим помыслом».
Преступление как правовое явление характеризуется определенными признаками, представляющими существенные стороны данного явления. Признаки преступления могут быть выяснены на основе анализа законодательного определения понятия преступления. Предусмотренное в ст. 14 УК определение преступления может быть охарактеризовано как формально-материальное.
Российское законодательство рассматривает в качестве преступления такое поведение человека, которое специально предусмотрено в диспозициях статей Особенной части УК. В науке уголовного права данный признак преступления принято называть противоправностью, или противозаконностью. Признак противоправности впервые законодательно закреплен в Основах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г. Действовавшее ранее уголовное законодательство предусматривало возможность аналогии, т.е. применения норм уголовного закона к деяниям, не предусмотренным этими нормами, на основе их сходства с теми, которые предусмотрены законом. Применение аналогии приводило к нарушению закона и произволу.
Противоправность свидетельствует о том, что лицо, совершившее преступление, нарушило запрет, содержащийся в уголовно-правовой норме. В случае совершения лицом деяния, не предусмотренного уголовным законом, оно не может считаться преступлением даже в случае пробела закона. Только законодатель имеет право выделять существенные признаки того или иного деяния и относить его к числу преступных.
Обязательным компонентом уголовной противоправности является наличие в норме уголовно-правовой санкции, которая содержит угрозу применения наказания определенного вида в случае совершения предусмотренного законом деяния.
Признание деяния противоправным не является произвольным. Из всей массы человеческих поступков законодатель призван выделить те, которые наиболее опасны для общества и государства.
Прерогативой законодателя является также разграничение преступлений и смежных правонарушений, не представляющих такой степени общественной опасности, как преступления, например административные.
Возможны ситуации, когда действие или бездействие в правосознании людей является общественно опасным, однако законодатель не признает его в качестве преступления. Только с момента объявления деяния противоправным, издания соответствующего закона (криминализации) деяние становится преступлением, а у государства появляется возможность бороться с подобными деяниями уголовно-правовыми средствами. И наоборот, лишь после, отмены в установленном порядке уголовно-правовой нормы (декриминализации) предусмотренное в ней деяние перестает быть преступлением.
Статья 14 УК определяет преступление как общественно опасное деяние. Наличие общественной опасности — качественны»признак преступления.
Общественная опасность является объективным свойством преступления. Оно причиняет вред общественным отношениям независимо от сознания и воли законодателя, потому что по своей внутренней сущности противоречит нормальным условиям существования общества.
Преступлениями являются деяния, опасные для личности, общества и государства. Общественная опасность преступления может быть раскрыта путем указания объектов уголовно-правовой oxpаны. Согласно УК 1996 г. такими объектами являются: личность) права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и безопасность, окружающая среда, конституционный строй РФ, мир и безопасность человечества.
Однако характеристика преступления как общественно опасного деяния не исчерпывается только указанием объектов, на которые оно посягает. Это лишь одна из существенных сторон характеристики общественной опасности.
Общественная опасность может зависеть от особенностей саг го общественно опасного деяния — места, времени, способа, обстановки его совершения.
Одной из основных величин, определяющих общественную опасность, является вред, который причиняет или может причинить совершенное деяние. Некоторые деяния становятся общественно опасными с момента совершения действия или бездействия независимо от того, какие они повлекли за собой вредные последствия. Другие же приобретают общественную опасность лишь при наступлении тех последствий, которые указаны в законе. Характер последствий, позволяющих отнести деяние к числу общественно опасных и преступных, законодателем может быть описан по-разному. Иногда последствия четко определены (причинение вреда здоровью, материальный ущерб).
Так, характер последствий (тяжесть причиненного вреда здоровью — тяжкого, средней тяжести или легкого) служит основанием для выделения различных по своей опасности видов преступлений (ст. 111,112,115 УК). В других случаях, когда последствия могут быть разнообразными и нет возможности их конкретизировать, законодатель прибегает к неопределенным формулировкам. Установление наличия или отсутствия последствий в таких случаях является вопросом факта. Так, в ст. 196 УК законодатель говорит об иных тяжких последствиях, в ст. 161 УК — о причинении значительного ущерба гражданину.
Общественная опасность преступления связана также с такими его признаками, как мотив и цель. Так, подмен ребенка является преступлением лишь в случае совершения его из корыстных или иных низменных побуждений (ст. 153 УК).
В некоторых случаях общественная опасность определяется свойствами лица, совершившего деяние. Так, за отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140 УК) несет ответственность лишь должностное лицо. Нередко особые характеристики субъекта повышают степень общественной опасности преступления, например вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления родителем, педагогом или иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего (ч. 2 ст. 150 УК).
Наука уголовного права и уголовное законодательство выделяет в общественной опасности качественную и количественную стороны. Статья 60 УК, определяя общие начала назначения наказания, указывает на необходимость учета судами при назначении наказания характера и степени общественной опасности преступления. При этом характер общественной опасности принято называть качественной характеристикой преступления, а степень — количественной.
При определении количественной стороны общественной] опасности — ее степени — следует принимать во внимание факторов: тяжесть причиненных последствий, особенности посягательства (окончено оно или нет, совершено единолично или соучастии, какой способ был использован при совершении преступления и т.д.). I
Смысл ч. 2 ст. 14 УК состоит в том, что преступлением может быть признано лишь деяние, обладающее высокой, характерной для уголовного закона степенью общественной опасности. В случае лишь формального совпадения признаков совершенного деяния с теми признаками, которые описаны в законе, при отсутствии возможности причинения охраняемым общественным отношениям существенного вреда деяние не должно рассматриваться в качестве преступления.
Деяние может быть признано малозначительным, а лицо, его совершившее, не подлежащим уголовной ответственности в случае, например, незначительности причиненного ущерба (кража малоценной вещи, повреждение имущества, для восстановления которого не требуется значительных затрат).
При совершении умышленного преступления должно быть установлено, что умысел виновного был направлен именно на совершение малозначительного деяния и причинение последствий, не обладающих высокой степенью общественной опасности.
Если же виновное лицо замышляло причинить существенный вред, но по не зависящим от него причинам не смогло этого добиться, деяние не может считаться малозначительным.
Малозначительность поступка могут обусловить лишь признаки, которые проявились в совершенном деянии (способ совершения преступления, его мотив, цель, степень вины лица и т.д.). Обстоятельства, не проявившиеся в деянии (чистосердечное раскаяние лица после совершения преступления, добровольное возмещение причиненного ущерба, образ жизни виновного до совершения преступления, семейное положение и т.д.), при определении его преступности учитываться не должны.
Признаки, определяющие малозначительность деяния, находятся в обратной связи с объектом посягательства: чем большую важность и значимость представляют общественные отношения, которые были нарушены совершенным деянием, тем меньший вред может позволить признать деяние малозначительным.
Уголовная противоправность и общественная опасность являются основными и взаимосвязанными признаками преступления. Преступлением признается только такое деяние, которое предусмотрено уголовным законом. В то же время законодатель в качестве преступлений предусматривает лишь деяния, обладающие определенным характером и степенью общественной опасности.
Уголовная противоправность отражает именно такую степень общественной опасности, которая придает деянию характер тяжкого посягательства — преступления. Лишь при совершении преступления возможно применение наиболее суровой формы государственного принуждения — уголовного наказания.
В науке уголовного права уголовную противоправность принято называть формальным признаком преступления, а общественную опасность — материальным признаком. При этом уголовную противоправность — формальный признак преступления — следует понимать как закрепленность признаков деяния в законе, наличие внешней, словесно выраженной формы, определяющей существенные признаки преступления.
Признак общественной опасности в уголовном праве принят называть материальным, поскольку он призван ответить на вопрос о том, почему из всей массы возможных поступков законодатель качестве противоправных выбрал те, которые указаны в законе или позорящим наказанием». Уголовный кодекс Швейцарии (1937 г.) говорит о деянии, запрещенном под страхом наказания'.
В науке советского уголовного права общепринятым был постулат о том, что формальное определение преступления, сформулированное классической школой буржуазного уголовного права, лишь констатировало наказуемость преступления, но не раскрывало его внутреннюю сущность. Указывалось, что буржуазное уголовное право, провозглашая формальное равенство людей перед законом, выражает волю экономически и политически господствующего класса. При этом оно путем использования неопределенных формулировок при определении признаков конкретных преступлений, позволяющих свободно манипулировать ими, дает возможность представителям имущих слоев населения избегать ответственности даже за преступления, причиняющие большой ущерб обществу.
3.Дать криминалистическую характеристику незаконному обороту
наркотических средств
На первом месте по степени общественной опасности среди преступлений против здоровья населения стоят преступные деяния, связанные с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ. Во времена Советского Союза считалось, что наркомания не представляет для нашей страны социальной проблемы и не оказывает какого-либо влияния на состояние преступности. Эти времена ушли в прошлое, как и подобные представления о социальной опасности деяний, связанных с наркотиками.
Как было отмечено в Федеральной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1995—1997 годы»» утвержденной Постановлением Правительства РФ от 3 июня 1995 г., за последние 10 лет число преступлений, связанных с наркотиками, увеличилось почти в четыре раза и превысило в 1993 г. 50 тыс., причем исследованиями установлено стабильное увеличение числа лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков. И если в настоящее время их число составляет более 1,5 млн. человек, то к 2000 г. прогнозируется их двукратное увеличение1. Уголовная статистика подтверждает неблагоприятное состояние дел в рассматриваемой сфере. Так, если в 1991 г. общее число зарегистрированных фактов преступного незаконного изготовления, приобретения, хранения, перевозки и сбыта наркотических средств составляло 17 036, то в 1995 г. оно достигло 72 457. Соответственно увеличилось и число хищений наркотических средств: путем краж, грабежей и разбоев — с 433 в 1991 г.до691 в 1995г.2С 1991 г. в России было изъято более 220 т наркотиков растительного происхождения (маковой соломы, опия, героина, марихуаны, гашиша и кокаина), а общая стоимость такого «товара» превысила 158 млн. долл. США. При этом, по оценкам сотрудников Бюро по контролю за незаконным оборотом наркотиков МВД РФ, это лишь 10% наркотиков, предназначенных для продажи, и реальный бизнес российского наркобизнеса за последние пять лет оценивается в 2 млрд. долл. США. Число осужденных за незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку или сбыт наркотических средств в 1991 г. составило 712 человек, в 1995 г. — 3734, а за те же деяния, совершенные без цели сбыта, — 8310 и 34 421 человек соответственно".
Отмеченные факты свидетельствуют о распространенности и высокой общественной опасности преступлений, совершаемых в сфере незаконного оборота наркотиков, в том числе и о вреде, причиняемом такими деяниями здоровью населения. Особую озабоченность вызывает распространение наркомании среди молодежи, расширение детской и подростковой наркомании. Наркомания сопровождается целым рядом неблагоприятных последствий, как касающихся состояния физического и психического здоровья самого субъекта, так и социальных, например совершение корыстных преступлений наркоманами с целью Достать деньги на покупку наркотиков. Поэтому вполне закономерно, что уголовный закон оценивает преступления в сфере незаконного оборота наркотиков достаточно строго, относя большинство из них к категориям тяжких и особо тяжких.
Задача
6 октября 1999г на ул. Нартова г.Новгорода был задержан гражданин М., при личном досмотре у которого был обнаружен полиэтиленовый пакет с веществом белого цвета, который по справке исследования № 984 является наркотическим средством 0,2г. По данному факту следственное управление при Советском РУВД возбудило уголовное дело по ст. 228 ч.1 УК РФ
В ходе предварительного следствия было установлено, что личный досмотр М. и изъятие наркотических средств были произведены с нарушением норм УПК, а именно одним из понятых была женщина, понятые были приглашены после и осмотр был фактически произведен.
Уголовное дело в отношении М. было прекращено по ч.2 ст.5 УПК РФ.
Является ли досмотр следственным действие. Нормами какой отрасли права регламентируется порядок производства досмотра. Обязательно ли требование для досмотра об участии понятых.
Укажите особенности тактики первичных следственных действий при расследовании незаконного оборота наркотиков.
Решение:
Досмотр не является следственным действием, он должен производиться до возбуждения уголовного дела. Досмотр регламентируется Кодексом об административных правонарушениях. Участие понятых обязательно при данном следственном действии, а в данном случае понятые были приглашены после, и это уже будет нарушением производства досмотра.
При расследовании незаконного оборота наркотических средств первоначально должен был быть произведен осмотр с соблюдением всех требований УПК.
Список использованной литературы:
1.Криминалистика. Под ред. В.А.Образцова.М., Юрист, 1999
2.Уголовное право РФ. Общая часть.Под ред. Б.В.Здравомыслова.М., Юрист, 1999
3.Бернер А.Ф. Уголовное право.
4.Герцензон А.А. Понятие преступления в советском уголовном праве. М., 1955
5.Марцев А.И. Преступление: сущность и содержание. Омск. 1986
6.Советская юстиция. 1992 № 3
7.Классификация преступлений и ее значение для органов внутренних дел. Под ред. Загородникова Н.И.
8.Дурманов Н.Д. Понятие преступления. М., 1948
Страницы: 1, 2