Рефераты. Материальные следы







        Гипсовые слепки с объемных следов обуви можно получить тремя способами: наливным, насыпным и комбинированным.Перед получением слепков необходимо подготовить следы: из них удаляются случайно попавшие предметы, воду отсасывают с помощью груши или фильтровальной бумаги, вокруг следов изготавливают барьер для предотвращения растекания раствора и заготавливают закладные детали с биркой.

        При наливном способе приготавливают раствор гипса в воде(на 2,5-3 стакана воды 500-600 гр гипса). Для этого порошок гипса медленно всыпают в сосуд водой и непрерывно помешивают. Раствор гипса должен иметь консистенцию густой сметаны. Для увеличения текучести раствора гипса количество воды можно несколько увеличить. В этом случае увеличивается время затвердения слепка, но лучше отображаются мелкие детали следа. Гипс обычно схватывается в течение 25-30 мин, а дальнейшем в течение суток просушивается при комнатной температуре.

        При насыпном способе гипс через сито или ткань крупного плетения наносят тонким слоем (1-2 мм) на след и увлажняют через пульверизатор. Повторяют несколько раз до образования твердой корочки(1-й вариант)

        Насыпной способ используют для изготовления слепков со следов, заполненных водой. Для этого вокруг следа делают барьер, выступающий за пределы воды и все пространство заполняют гипсом.

        Комбинированный способ: сначала изготавливают корочку из гипса насыпным способом, а затем оставшуюся часть следа- наливным способом.

        Особенности изготовления гипсовых слепков со следов на снегу:

        - гипс охладить до максимально возможной низкой температуры (рассыпать на лист бумаги тонким слоем гипс, который расположить на снегу)

        - при перемешивании в воду для охлаждения добавляют снег, причем можно охладить и саму воду в открытой емкости на снегу. Это необходимо для того, чтобы температура раствора была как можно ниже, так как затвердевание гипса происходит с выделением тепла и сглаживаются детали следа.












Глава IV: Криминалистическая экспертиза следов транспортных средств.



  §1. Предмет и объекты экспертизы следов транспортных средств.


   Объектами экспертизы транспортных средств являются:

  - слепки с объемных и оттиски с поверхностных следов;

  - фотоснимки следов, изготовленные по правилам масштабной измерительной фото-

графии;

  - предметы со следами (одежда, обувь);

  - части или детали транспортного средства (шина или шины автомобиля, осколки фарных рассеивателей, указателей поворотов, лобовых стекол, части лакокрасочного покрытия;

  - человек или труп, если на теле обнаружены следы шин в виде ссадин и кровоподтеков ( назначается комиссионная экспертиза с участием судебно-медицинского эксперта).


   Вопросы, относящиеся к установлению групповой принадлежности транспортных средств:

   - каким видом транспорта оставлены следы?

   - соответствуют ли форма, размеры и взаимное расположение следов соударению автомобилей (транспортных средств) определенных типов, видов, марок?

   - какова модель шины, оставившей следы на месте происшествия?

   - мог ли данный вид транспорта оставить эти следы?

            Вопросы, относящиеся к установлению конкретного транспортного средства:

   - не данным ли транспортным средством оставлены следы?

   - одним и тем же или несколькими транспортными средствами оставлены следы?

   - не данной ли шиной оставлены следы на месте происшествия?

   Вопросы, относящиеся к установлению целого по частям:

   - не принадлежат ли обнаруженные на месте дорожного происшествия части деталей поломанным деталям данного транспортного средства?

   - не составляли ли ранее единое целое осколки стекла, частицы краски, обнаруженные на месте происшествия и на транспортных средствах?


§2. Экспертиза следов колес.

Методика производства трасологической экспертизы транспортных средств как и всякой другой криминалистической экспертизы состоит из следующих стадий:

   - предварительное исследование;

   - детальное исследование;

   - оценка результатов исследования;

   - оформление материалов экспертизы;

На стадии предварительного исследования эксперт знакомится с поступившими

материалами, изучает состояние упаковки и объектов, соответствие объектов указанных в постановлении о назначении экспертизы, при необходимости фотографирует упаковку, знакомится с материалами дела, запрашивает дополнительные материалы.

            Рассмотрим более подробно три последующие стадии исследования диагностической экспертизы, выясним их особенности. Детальное исследование - это стадия более глубокого изучения объектов экспертизы.

Исследование вещественных доказательств, как правило начинаются с осмотра и изучения следов или гипсовых слепков, изъятых с места происшествия. При осмотре объектов экспертизы нужно придавать значение характеру следов, принимать во внимание, каким веществом образованы следы наслоения и на каком материале. Во время осмотра следов выясняется, позитивные они или негативные, какая часть протектора, в каком объеме и с какой степенью четкости в них отражена, достаточно ли имеющегося отражения, чтобы решить поставленный вопрос. Если исследуемый слепок с объемного следа, важно выяснить на каком материале образован след, состояние материала, глубину следа, когда и каким способом изготовлен исследуемый слепок. Когда след поступил на исследование вместе с объектом, на котором он находится, необходимо определить, где и в каком положении данный объект был на месте происшествия. В результате эксперту удается более объективно представить себе условия, в которых образовался след шины и факторы, которые могли вызвать деформацию в отражении протектора. Возможность определения модели шины по ее следу обуславливается тем, что каждой модели свойственны свои специфические признаки, которые отражаются в следах, поддаются фиксации и изучению. Это прежде всего размеры шины в целом, ширина беговой дорожки, рисунок протектора и размер отдельных его элементов. В следе, исследуемом в натуре и по фотоснимку, в первую очередь предстоит выявить конструктивные признаки образовавшей его модели шины для последующего их сравнения со специальными справочными материалами. Самой благоприятной ситуацией является, когда в следе достаточно четко отражена полная по ширине часть беговой дорожки. В этом случае исследование сводится к измерению ширины отражения беговой дорожки и анализу рисунка протектора, конфигурации его элементов. При этом необходимо учитывать, что ширина беговой дорожки, измеренная по следу, может быть несколько меньше фактической, в случае неполного или нечеткого отражения ее краев в поверхностном следе.  Названных двух параметров - ширины беговой дорожки и рисунка протектора - чаще всего уже достаточно для того, чтобы определить модель шины, выделить ее из числа всех других, особенно когда рисунок своеобразен и не копирует другие хотя бы некоторыми своими элементами. При неполном отражении в ширины беговой дорожки, но отчетливом различении части рисунка протектора модель шины устанавливается по рисунку и размерам отдельных его элементов. Сначала сравнивается со справочными материалами та часть рисунка протектора, которая отражена в следе. Если рисунок оригинален и совпадает только с одной моделью шины, этого достаточно для вывода о модели. Если же отраженный в следе фрагмент рисунка встречается у шин нескольких моделей, для окончательного вывода необходимо сравнивать  размеры тех элементов рисунка которые отражены в следе. Подлежащие измерению параметры выбираются с учетом характера фигур, составляющих исследуемый рисунок. Ромбовидные выступы, например, измеряются по их продольным и поперечным диагоналям, зигзагообразные по их ширине и расстоянию между вершинами смежных углов. В фигурах, имеющих четко выраженные углы, нужно измерить их угловые величины. Те же измерения делаются и на масштабных изображениях, приведенных в справочных материалах. В процессе сравнения и при оценке результатов необходимо учитывать, что отдельные размеры могут не совпадать.

   Это объясняется:

   - нечеткостью отражения протектора в следе и неизбежными при этом ошибками      измерений;

   - деформацией протектора, его выступающий частей под действием нагрузки на      шину;

   - износом протектора.

   Выступы на беговой дорожке имеют в сечении форму трапеции, с меньшим  основанием вверху, поэтому по мере износа протектора площадь выступов, соприкасающаяся с дорогой постепенно увеличивается, в зависимости от степени износа разница в длине и ширине может достигать 2-3 мм. При значительном износе протектора наиболее ценную информацию будут нести угловые величины фигур. Общий вывод по результатам исследования может быть либо определенным, когда установлена одна конкретная модель шины, либо альтернативным с указанием двух или более равновероятных моделей и объяснением причин этого.

Далее рассмотрим стадию оформления материалов, исследовательская часть заключения начинается краткой характеристикой поступивших на исследование объектов, в частности предмета, на котором находится след, или объекта содержащего результаты фиксации следа. Затем идет описание следа вместе с данными о его виде, размерах, качестве отражения протектора. При описании рисунка протектора сосредотачиваться внимание на той части, которая отражена в следе: общий вид, форма и размеры основных элементов, степень выраженности. После выполнения сравнительного исследования требуется изложить его результаты, приводятся источники, из которых использованы справочные материалы. Перечисляются обнаружившиеся в следе признаки, которые совпадают с особенностями той или иной модели шины, дается их криминалистическая оценка. Если модель шины почему-либо не установлена или эксперт не смог прийти к категорическому выводу об одной модели, надо указать причины, обусловившие такой результат, либо назвать вероятные модели. Вывод по экспертизе фиксируется в виде ответа на поставленный вопрос. Если при исследовании следов выявлены броские особенности шины, эксперт указывает о них в своем выводе, такие данные важны для организации розыска шины.

   В качестве иллюстрации к заключению об установлении модели шины прилагаются фотоснимок общего вида объекта экспертизы и отдельно более крупным планом фотоснимок следа. Помещать фотоснимок рисунка протектора из справочных материалов не всегда целесообразно, однако в отдельных случаях использование таких снимков необходимо, когда след нечетко отражает небольшую часть протектора или когда использовались другие справочные материалы.

  Другой вид экспертизы по следам транспортных средств - это идентификационная экспертиза, то есть установление конкретной шины, оставившей след на месте происшествия. Как и в других идентификационных экспертизах, исследованию подвергаются разные виды объектов: следы, если они изъяты вместе с предметом, или результаты их фиксации (слепки, оттиски, фотоснимки), а так же шина или несколько шин.    Направление на экспертизу вместо проверяемой шины ее экспериментальных следов нельзя считать правильным. Не изучив непосредственно шину и используя только экспериментальные следы, невозможно определить идентификационную значимость деталей строения протектора, отличить групповые признаки от единичных, определить устойчивость их отображения. При осмотре следов особое внимание уделяется физическим свойствам поверхности, на которой образован след, поскольку от них зависят полнота и качество отражения протектора в следе. Если представлен сам объект с поверхностным следом, то ложные детали должны быть выявлены при предварительном осмотре. Предварительным исследованием шины определяются ее:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.