Рефераты. Лекции по криминалистике






   (С помощью идентификации устанавливается   факт взаимодействия человека или предмета с окружающей средой.)

   (При раскрытии  преступлений  часто  возникает необходимость определить по следам и иным отображениям связь человека предмета или иного объекта с расследуемым событием.

     Например:

     -   по следам рук,  ног, зубов устанавливают лицо, оставившее эти следы;

     - по следам транспортного средства разыскивают  проверяемый автомобиль;

     - исследуя рукописный текст, выясняют, кем из подозреваемых лиц он выполнен;

     - по  следам  на  пуле  и  гильзе  устанавливают  пистолет, использованный при стрельбе. )

       Идентифицировать объект - это значит методом сравнительного  исследования  установить  по следам и иным отображениям его тождество в разные периоды времени или в разных его состояниях.

     Существенной особенностью криминалистической идентификации является то, что она направлена на установление конкретных единоличных объектов. Таким образом, задача крим. идентиф. заключается в том, чтобы максимально приблизить результаты группового тождества к индивидуальному отождествлению и тем самым как можно сузить круг подозреваемых объектов. Крим.идент. должна осуществляться строго в рамках уголовного процесса и в соответствии с его требованиями. Исходным материалом для установления тождества объектов могут быть только те фактические данные, которые получены и зафиксированы в соответствии  с УПК, что является гарантией объективности и достоверности их происхождения. Результат идентификации также оформляется в соотв. УПК.


   2.Основные принципы идентификации.


      В основу крим. идент. положены:

-индивидуальность объектов, т.е. то, что объект  обладает совокупностью свойств, неповторимых в других объектах материального мира.

-их способность к отражению, т.е. То, что взаимодействую с окруж.средой или между друг другом объекты находятся в постоянном изменении и развитии, утрачивая одни признаки и приобретая другие.

  Формы отражения объектов очень многообразны: от простейших форм механического взаимодействия до сложных процессов в такой высокоорганизованной материи как человеческий мозг.

     Процесс отождествления состоит из двух стадий - вначале устанавливается групповая  принадлежность   исследуемого   объекта (тип, род,  вид,  класс  и т.д.),  затем наличие индивидуального конкретного тождества.

   (В случае невозможности установления индивидуального тождества сравнительное исследование оканчивается на стадии установления групповой принадлежности объекта,  что также имеет большое значение для расследования.)

          

    Принципы крим. идентификации:


1. Объекты, участвующие в процессе, необходимо  различать на  идентифицируемые (в отношении которого устанавливают тождество) и идентифицирующие (с помощью которого устанавливается тождество) объекты.

2.Необходимо учитывать степень изменяемости всех объектов (изменяемые и относительно неизменяемые).

3.В ходе крим. идентиф. небходимо применять детального анализа и синтеза.   

4.Каждый сравниваемый признак необходимо исследовать в движении, динамике, выявляя причины, которые могли вызвать возникновение этого признака, обусловить его изменение.

   

  3. Объекты идентификации.


   Все предметы материального мира по их  роли  к  процессу идентификации  делятся  на  идентифицируемые (отождествляемые) и идентифицирующие (отождествляющие).

     Объект, в отношении которого устанавливают тождество, называется  идентифицируемым (сравни - устанавливаемым).

     Объект, с помощью которого устанавливается тождество, называется  идентифицирующим (сравни- устанавливающим).

    ( К первым  относятся люди,  животные,  предметы,  помещения, участки местности и т.д.,  то есть то, что необходимо установить (опознать) в числе других подобных объектов.

     Ко вторым - объекты,  которыми могут быть объекты неизвестного происхождения (следы на месте  происшествия,  в  том  числе предметы, оброненные преступником,  гильзы, пятна крови и другие выделения человека,  отпечатки пальцев рук,  и т.  п.),  то есть объекты с помощью которых может быть установлен искомый объект.)

     Различия между этими двумя группами предметов заключается  в том, что в идентифицируемом объекте изучаются свойства, присущие ему самому (размеры, форма, рельеф и т.д.), а в идентифицирующем  - свойства другого, отображенного в нем объекта.

     Отсюда значит,  что идентифицировать - это установить искомый предмет по его следам, оставленным на другом объекте.

     Кроме идентифицируемого  и  идентифицирующего  объектов,  в процессе отождествления используются сравнительные образцы.

     Они требуются, когда непосредственное сравнение идентифицирующего и идентифицируемого объектов невозможно или весьма  затруднительно.


(Например,  при решении вопроса об исполнителе рукописи невозможно без сравнительных образцов сопоставить идентификационные признаки, отобразившиеся в рукописи, с почерком исполнителя. При идентификации  нарезного  огнестрельного  оружия  по стреляной пуле  весьма затруднительно непосредственное сопоставление микрорельефа канала ствола проверяемого оружия и и  микрорельефа цилиндрической  поверхности пули.  Для того чтобы облегчить исследование в  подобных  случаях  необходимы  образцы  для сравнения -  выстреленные  из данного экземпляра оружия экспериментальные пули.  В этом случае сравнительному исследованию подвергаются две пули: та, что изъята из трупа или какой-либо преграды на месте происшествия и пуля  полученная  экспериментальным путем.)


       Образцы для идентификационного исследования должны удовлетворять определенным требованиям.


     Во-первых, несомненным должно быть их происхождение от проверяемых объектов;

     во-вторых, они   должны  отображать  достаточный  объем  их свойств;

     в-третьих, быть сопоставимы с идентифицирующими объектами.


       Сравнительные образцы подразделяются на две группы:


     - свободные и

     - экспериментальные.


      Свободными образцами являются объекты,  возникшие вне связи с данным уголовным делом, их появление относится обычно к периоду, предшествующему совершению правонарушения и возбуждению уголовного дела  (это,  например,заявления  письма  подозреваемого, направленные им в свое время в то или иное учреждение). 

    (Свободные образцы могут быть получены при производстве обыска,  выемки и осмотра.)

      Экспериментальные сравнительные образцы специально получают при назначении идентификационной экспертизы  для  сравнительного исследования у подозреваемого или обвиняемого, свидетеля, потерпевшего на основании и в порядке УПК.  Экспериментальные сравнительные  образцы обычно получает сам следователь, если нет необходимости в специалистах.


  


4.Идентификационный признак

 

 - это свойство объекта удовлетворяющее определенным требованиям.


Признаки, используемые в криминалистической идентифика­ции, классифицируются по разным основаниям.

1. В зависимости от того, как охватывают признаки отожде-
ствляемый объект, в целом или отдельные его части (детали),
различают общие и частные идентификационные признаки. Пер-­
вые признаки дают наиболее общее представление об объекте
(размер, цвет, форма и т. д.). Вторые признаки характеризуют
особенности частей (деталей) объекта.

2.      В зависимости от того, характеризуют признаки   группу
объектов или единичные объекты, различают групповые и индии-­
видуализирующие
признаки.

3.      В зависимости от того, какие стороны идентифицируемо­
го объекта характеризуют признаки, различают признаки внеш-
него
и внутреннего строения.

4.      В    зависимости   от   происхождения   идентификационных
признаков различают необходимо присущие признаки и случай-­
ные, возникшие в результате хранения, эксплуатации и других
конкретных обстоятельств, связанных с обстановкой расследуе­
мого события.


  Важным моментом является относительная устойчивость  признака.  Критерием  относительной устойчивости  свойства может быть его незначительная изменяемость во времени в пределах идентификационного периода.


5.Стадии идентификационного процесса.


Каждый идентифика­ционный процесс независимо от задач, характера объектов, ме­тодов исследования и результатов характеризуется тремя ста­диями: раздельный анализ, сравнительный анализ, оценка результатов сравнительного анализа.

Цель раздельного анализа — ознакомление с объектом. Задачей раздельного анализа является изучение закономерностей, причин появления иденти­фикационных признаков, определение объема последних, сте­пени устойчивости, корреляции, частоты встречаемости.

При идентификации объектов на основе состава и структуры материалов и веществ на этой стадии определяются состав и структура каждого из представленных на исследование объек­тов. Например, производится разделение сложных многокомпо­нентных смесей на отдельные компоненты, каждый из которых подвергается дальнейшему исследованию. .Всесторонний анализ веществ дает возможность на этой стадии выделить идентифика­ционные признаки, установить их взаимосвязь, систему, выявить структуру отождествляемого объекта.

В процессе сравнительного анализа производится сравнение признаков отображений идентифицируемого объекта и образ­цов. При этом объекты подвергаются детальному, всестороннему сравнительному анализу в их признаках.

   (Сравнительный анализ идет от общего к частному: вначале объекты сравнивают по общим признакам, затем переходят к сравнению частных. Такой путь сравнительного анализа обусловлен логическим порядком познания; сравнение по общим признакам дает возможность при различии в этих признаках исключить тождество, не переходя к анализу частных признаков.

При сравнительном анализе материалов и веществ устанав­ливается одинаковость или различие качественного и количест­венного состава компонентов.

  Следует сказать, что строгого разграничения идентификаци­онного процесса на стадии раздельного и сравнительного ана­лиза провести нельзя. Они постоянно чередуются между/собой в процессе идентификации. Поэтому можно, говорить лишь об условном делении идентификационного процесса на данные ста­дии. Общим правилом любого идентификационного процесса является применение комплекса методов для всестороннего изучения объектов идентификации. Применение ряда методов позволяет перепроверить результаты каждого из них. Только в этом случае можно быть уверенным в достоверности получен­ных результатов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.