Рефераты. Военный прокурор






 Высший уровень целей - это достижение высшего уровня эффективности взаимодействия, означающего полное выполнение его цели - точного исполнения закона всеми лицами.  Это означает и создание социальных и моральных условий, исключающих совершение противоправных деяний и антиобщественных проявлений. Имеется ввиду одновременное достижение и высокого уровня сознания субъектов, для которых точное исполнение законов становится жизненной необходимостью.  Однако, высшая цель деятельности военной прокуратуры, в том числе и организуемого взаимодействия в настоящее время рассматривается как идеальная, желаемая. Она выступает этапом к которому стремится военная  прокуратура, осуществляя взаимодействие. Поэтому на практике военные прокуратуры, исходя из имеющихся возможностей, ставят более реальные цели: добиться снижения правонарушений,  добиться прекращения роста правонарушений или даже приостановить их рост, имея ввиду в перспективе  через  несколько лет  или даже более поздний период времени, достигнуть высшей цели -  точного исполнения  законов всеми субъектами. Но такие цели, то есть цели ближайшего периода (обычно цели года) для военной прокуратуры выступают в качестве высших. Тоже можно сказать и относительно задач. Военные прокуроры как бы постепенно, поэтапно добиваются достижения высших целей. Поэтому на каждом этапе взаимодействия высшая цель определяется с учетом конкретной обстановки. Точное же исполнение законов всеми субъектами в таком случае может рассматриваться  как высшая перспективная цель.  Она может быть достигнута в перспективе путем достижения целей каждого конкретного периода. Назовем их текущими целями.

Целями взаимодействия  более низкого уровня могут выступать:

- сбор сведений о нарушениях  закона. Имеется ввиду сбор сведений не о всех нарушениях, а только о тех, для устранения которых требуется вмешательство военного  прокурора;

- выявление нарушений законов, установление обстоятельств им способствующих и лиц, нарушивших законы;

- принятие мер по фактическому устранению нарушений законов, причин нарушений и условий, им способствующих и привлечению к ответственности виновных лиц.  Предполагается своевременное и полное выявление и устранение нарушений законов и способствующих им условий;

- охрана прав и свобод  военнослужащих, военных строителей и других субъектов, прав и законных интересов воинских частей,  организаций и учреждений;

- предупреждение нарушений законов и повышение правовых знаний должностных лиц, военнослужащих, военных строителей и других граждан.  Достижению цели предупреждения нарушений законов и повышения правовых знаний должностных лиц в процессе осуществления взаимодействия, способствует  вся многогранная деятельность военных  прокуроров.

Третьим важным условием осуществления взаимодействия  является согласованность действий всех его субъектов во времени. К примеру, если информация о правонарушениях поступает от командования воинских частей тогда, когда эти нарушения уже выявлены другими способами (прокурорской проверкой, поступил сигнал от других лиц и т.д.), то такое “взаимодействие” навряд ли будет эффективным. Поэтому, каждый из субъектов должен четко понимать отведенную ему во взаимодействии роль и своевременно включаться в деятельность другого субъекта. Из сказанного выше может сложиться впечатление, что взаимодействие - явление периодическое и прибегают к нему по мере необходимости. Однако это не так. Взаимодействие - это очень сложный, динамичный и непрерывный процесс. В месте с тем, чтобы лучше изучить какое - либо явление или предмет, всесторонне понять его сущность, удобнее рассмотреть его в статике. Для лучшего понимания процесса взаимодействия, на наш взгляд, целесообразнее рассмотреть его сначала как явление и, раскрыв основные его положения, рассмотреть динамику этого процесса. Поэтому, возвращаясь к временным параметрам данного процесса, необходимо отметить, что согласованность действий во времени подразумевает активность всех его субъектов, а не только его организатора. Каждый из субъектов, осознавая свою роль в этом процессе и, проявляя разумную инициативу, своевременно совершает необходимые действия.

Процесс взаимодействия, как уже отмечалось выше, процесс сложный, многогранный и непрерывный. Он охватывает собой почти все сферы деятельности военного прокурора, однако не всегда взаимодействию уделяется должное внимание. Любой военный прокурор так или иначе взаимодействует и с правоохранительными органами  и с органами военного управления ,но как  и любой другой работник военной прокуратуры, он может поддерживать личные отношения с представителями вышеупомянутых органов. Такая взаимосвязь не является предметом рассмотрения данной темы, однако, необходимо отметить ,что налаживание более тесных связей между указанными субъектами может оказать  значительную помощь в процессе их взаимодействия. Это отнюдь не означает ,что при осуществлении взаимодействия возможно внесение в служебные отношения духа панибратства, принципа “ ты - мне, я - тебе “.Однако правильное понимание духа товарищества, осознание выполнения общего дела, взаимовыручка  ( в правильном понимании этого слова ) могут значительно повысить эффективность работы всех вышеуказанных органов, сэкономить драгоценное время, которое можно с пользой использовать на других направлениях деятельности военного  прокурора.

Кроме вышеперечисленных условий необходимо учитывать ряд важных требований, предъявляемых к взаимодействию и отражающих сущность складывающихся в этой связи отношений . Перечислим их :

Во - первых, взаимодействие должно строится  на основе строгого соблюдения требований законности, т.е. осуществляться в соответствии с предписаниями законов и подзаконных нормативных актов, регулирующих как совместную деятельность, так и порядок функционирования каждого органа в отдельности.

Во - вторых, оно не должно приводить к слиянию деятельности органов, т.е. должно осуществляться в условиях четкого разграничения компетенции взаимодействующих правоохранительных органов. Необходимость такого разграничения обусловлена выполнением задачи обеспечения объективности и обоснованности проводимых мероприятий. Практика показывает, что слияние функций рассматриваемых органов приводит к серьезным нарушениям законности.[7] Исходя из этого требования, работник прокуратуры ( прокурор ) ни при каких обстоятельствах не имеет права участвовать в оперативно - розыскных мероприятиях, проводимых органами дознания, либо осуществлять такие мероприятия самостоятельно.

В - третьих, ведущая роль во взаимодействии органов принадлежит прокуратуре ( работнику прокуратуры ). Именно прокуратура является непосредственным организатором, координаторами руководителем совместной деятельности органов. Только ей законом предоставлено право принимать решение о том, привлекать ли к участию дополнительные силы и средства, и если да, то на каком этапе и для решения каких конкретно целей.[8]

         













     Правовая регламентация взаимодействия.


Как уже отмечалось, взаимодействие должно осуществляться в соответствии с предписаниями законов подзаконных нормативных актов, регулирующих как совместную деятельность, так и порядок функционирования каждого органа в отдельности. Исходя из этого положения можно сделать вывод, что правовую основу взаимодействия составляют: Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации “О прокуратуре Российской Федерации”, Положение о Военной прокуратуре, приказы Генерального прокурора Российской Федерации и другие нормативно - правовые акты, регулирующие данную область деятельности. Однако сложность данного вопроса состоит в том, что регламентация как таковая в законе отсутствует, да и сам термин, как уже отмечалось, в законе не используется, а там, где говорится о взаимодействии используется его синоним - термин “ координация“ . Прямое упоминание о взаимодействии мы найдем лишь в Законе Российской Федерации “ О прокуратуре Российской Федерации “ от 17 ноября 1995 года ;[9] статья четвертая Положения о Военной прокуратуре закрепила взаимодействие как один из принципов организации деятельности Военной прокуратуры ;[10] статья четвертая Инструкции органам дознания Вооруженных Сил и иных воинских формирований [11] определяет  проведение оперативно - розыскных действий  во взаимодействии с Военной прокуратурой.  Других, прямых указаний  на порядок организации и проведения взаимодействия в законодательстве нет. Не исключением являются и приказы Генерального прокурора: в которых он требует улучшения взаимодействия прокуратуры с другими правоохранительными органами. Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, согласно от  Закона РФ  “О прокуратуре РФ” утвержденное Президентом РФ существует лишь в пределах  упоминания о нем в статье 8 Закона и пополняет собой список пробелов Российского Законодательства. Принятый 17.11.95. закон Российской Федерации “О прокуратуре Российской Федерации” в новой редакции  конечно же улучшил положение прокуратуры, освободив ее от разрешения вопросов простоя вагонов, недопоставки продуктов и других не свойственных прокуратуре функций, но в тоже время о столь важном элементе деятельности прокуратуры как взаимодействие законодатель умалчивает: делая регулирующую взаимодействие норму бланкетной.

Поэтому прокуроры стараются максимально использовать все указания, которые существуют в нормативной базе, а также положения, разработанные юридической наукой[12], которые необходимо переложить на строгий язык закона и внедрить в практику. Четкое определение сущности разграничения прав и обязанностей субъектов взаимодействия, его форм не только повысит качество проведения последнего, но и позволит исключить лишние споры о сущности данного процесса. А.М. Ларин, например, считает, что взаимодействие прокуратуры и органов дознания невозможно, ибо “наделение работника прокуратуры такими полномочиями по отношению к органу дознания обуславливает их неравенство в деятельности по расследованию преступлений “ [13] Однако с этим утверждением трудно согласиться, так как потребность в использовании тех или иных полномочий органов дознания и прокуратуры носит обоюдный характер. Кроме того, орган дознания не находится в административном подчинении прокуратуры, что исключает возможность оперативного управления им со стороны последнего, а следовательно, и верховенство одного над другим. Термин ” взаимодействие “ надежно укоренился в юридической литературе, работники правоохранительных органов точно понимают его смысл, поэтому вряд ли следует исключать его из правового лексикона.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.