Рефераты. Россия - демократическое государство






Свободные демократические выборы чужды тоталитар­ному государству. В фашистских и коммунистических госу­дарствах порой проводились формальные "выборы", кото­рые являли собой сплошной фарс. Выборы непосредственно отражают политическую сис­тему и со своей стороны влияют на нее. Вся их организация и порядок определения результатов голосования тесно свя­заны с политическими партиями. Различаются, например, избирательные системы и проводимые на их основе выборы при двухпартийной и многопартийной системах. Выборы по­зволяют гражданам уяснить подлинный смысл программ по­литических партий, борющихся за власть. Через них, и только через них, выявляется воля большинства народа, на основе которой может быть создана демократическая власть. Поли­тические партии как раз способствуют формированию тако­го большинства.

В демократическом государстве при достаточной разви­тости политической культуры и самодеятельности граждан практически не бывает (скорее, и не может быть) полного единодушия на выборах. Смысл выборов не в том, чтобы про­демонстрировать мнимый консенсус между всеми гражданами и социальными слоями, который никогда, кроме чрезвы­чайных ситуаций, не может быть достигнут в развитом обществе, а в том, чтобы все могли выразить свою волю, а госу­дарственная власть — быть созданной и действовать в соот­ветствии с этой волей. Через борьбу на выборах, следова­тельно, в конечном счете достигается стабильность и поря­док в общественной жизни.

Коль скоро выборы это борьба и состязательность кан­дидатов, в них есть элемент игры и азарта. Это вполне объяснимо, поскольку граждане, участвующие в выборах, ока­зываются перед необходимостью не только определить свои интересы в соответствии с предлагаемыми им программами политических партий, но и проявить симпатии или антипа­тии  к конкретным кандидатам. Во время избирательных кам­паний обычно наблюдается подъем эмоциональной активно­сти людей, порой сопровождаемый разного рода эксцессами. В развитых обществах поэтому вырабатываются определен­ные стандарты политического поведения, подкрепляемые соответствующими требованиями закона. Выборы дают вы­ход накопившемуся у известной части населения недоволь­ству действиями властей, они открывают единственно воз­можный путь демократического разрешения противоречий в обществе, исключая физические столкновения людей и путь навязывания большинству мнения меньшинства или отдель­ных политиков. Выборы, таким образом, это своеобразный праздник всех людей, если они верят в демократию и стре­мятся обрести справедливое правление.[31]

Под выборами понимается участие граждан в осуществлении власти народа посредством выделения из своей среды путем голосования пред­ставителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуществле­нию власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на выборах.

Главное в выборах — то, что они являются формой осуществления гражданами принадлежащей им власти. Наиболее существенный признак выборов — прямое волеизъявление граждан и выдвижение ими из своей среды представителей для осуществления народовластия.

Этому в полной мере соответствует правило, согласно которому право на участие в управлении государством, прежде всего активное и пассивное избирательное право, предоставляется гражданам конкрет­ного государства, т.е. лицам, обладающим гражданством. Избиратель­ное право — право не просто человека, а гражданина.

Выборы государственных органов и органов местного самоуправле­ния, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, являют­ся свободными и проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.[32]

Правовой основой выборов являются федеральные законы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Основополагающие на­чала для проведения выборов всех уровней установлены Федеральным законом от 12 июня 2002 г. "Об основных га­рантиях избирательных прав и права на участие в рефе­рендуме граждан Российской Федерации".[33]

Полная свобода воли в избирательной кампании является право­вой основой демократических выборов, непременным условием пра­вомерности депутатских мандатов, занятия теми или иными гражда­нами выборных должностей. Отсюда и задача федерального закона — закрепить основные гарантии избирательных прав граждан Россий­ской Федерации. Многолетняя практика по формированию предста­вительных органов государства показывает, что там, где нет реальных гарантий избирательных прав граждан, там неизбежны формализм, фальсификация выборов, пассивность избирателей.

Гарантированность избирательных прав граждан способствует формированию их правового менталитета, стимулирует активность в избирательной кампании, чувство ответственности за ее результаты.

Но главное заключается в том, что закон обязывает должностных лиц строго руководствоваться его нормами и не прибегать к аппа­ратным играм в процессе подготовки и проведения выборов.[34]





2.2. Представительная демократия.

Различают институты представительной и непосредственной Демократии, в зависимости от формы волеизъявления народа. В советской правовой литературе принято было считать представительную форму правления ведущей.

Согласно действующей Конституции РФ народ осуществляет свою власть через органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 3), а представительным и законодательным органом является Федеральное Собрание — парламент Россииской Федерации (ст. 94). Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, однако их су­ществование признается и гарантируется (ст. 12).

Что означает представительство народа? Испокон веков содер­жание института народного представительства заключалось в пред­ставлении парламентом (выборным полномочным представитель­ным органом) определенных интересов, воли либо всего народа, либо населения, проживающего на определенной территории, либо части населения (сословное представительство).

Представительство народа — понятие условное. Возможно, оно перестало бы быть таковым, если бы всех депутатов избирал народ в целом, и депутаты не являлись одновременно представите­лями какой-либо партии (а в парламентах демократических госу­дарств таких депутатов большинство). На самом же деле за депу­тата голосует не весь народ, а избиратели лишь одного округа, ко­торые учитывают не только личные качества кандидата, но и его партийную принадлежность, ориентир на ту или иную предвыбор­ную программу. [35]

Правовое положение парламентария (депутата) во многом определяется природой его мандата.

Депутатский мандат (от лат. mandatum — поручение) — документ, удостоверяющий законность полномочий депутата. В более широком смысле депутатский мандат представляет собой весь объем полномочийй, прав и обязанностей депутата, а также форму взаимоотношений депутата с избирателями. Различают два вида депутатского мандата: императивный и свободный мандат.

Императивный мандат, существовавший в СССР и РСФСР, означает, что депутат рассматривается как непосредственный представи­тель той части населения, которая его избрала. Отсюда вытекает ответственность депутата перед избирателями, имеющими право давать наказы депутатам и отзывать их в установленных законом случаях, т. е. связанность волей избирателей в течение всей депутатской деятельности.

Отзыв депутата избирателями практически не исключает ситуации, когда депутат, получивший на выборах относительное большинство голосов, может быть лишен мандата голосами других избирате­лей вообще не голосовавших или голосовавших за других кандидатов. Институт отзыва не согласуется также с идеями плюрализма в парламентской деятельности, так как может быть направлен против парламентского меньшинства, что не соответствует условиям функционирования представительной системы в демократическом обществе.

Современное конституционное право России устанавливает свободный депутатский мандат, поскольку депутат Государственной Думы, независимо от того, избран он по одномандатному или федеральному избирательному округу, рассматривается как представитель всего народа, обязанный действовать в общегосударственных интересах.  Это означает, что при выражении своей позиции депутат не связан с волей своих избирателей, не может быть ими отозван. Однако это вовсе не означает оторванности депутата от своих избирателей. Депутат должен поддерживать связь с избравшими его гражданами, информировать их о своей деятельности, вести прием избирателей и т.п., иначе он вряд ли сможет получить поддержку населения дующих выборах.

Мандат члена Совета Федерации имеет некоторые особенности, связанные  с  природой  данной  палаты   Федерального  Собрания. С одной стороны, он не избирается населением непосредственно, а как уже отмечалось, избирается (назначается) органами государственной власти конкретного субъекта Российской Федерации, и призван представлять его интересы. В этой связи член Совета Федерации очень жестко связан «наказами» органа, его избравшего (назначившего) и не обладает такой свободой волеизъявления, как депутат Государственной Думы, иначе его полномочия могут быть досрочно прекращены. С другой стороны, Совет Федерации в целом призван защищать не только интересы субъектов РФ, но и общенациональные интересы, которые должны быть приоритетными для членов Совета Федерации.[36]

Таким образом, интересы народа не есть нечто данное, как в тоталитарных государствах, где политический моно­полист сам определяет "интересы народа". Видимо, парламент и существует для того, чтобы издавать законы на основе баланса ин­тересов социальных, национальных и территориальных групп на­селения, выявлять и раскрывать волю народа, представлять ее в своей воле так, как он ее воспринял. Выявляя через свою волю волю народа, представительный орган вносит свой вклад в опти­мизацию управленческого процесса в гражданском обществе. Вы­сокая степень соответствия между векторами этих воль обеспечи­вается рядом государственных и иных социально-политических механизмов гражданского общества, уменьшает оторванность представительного выборного органа от суверена, обладающего полнотой публичной власти, обеспечивая подлинность и стабиль­ность самоуправленческого процесса. При несоответствии дейст­вительной воли представительного органа воле народа в решении конкретного вопроса должен вступить в действие механизм пря­мой демократии, в рамках которого выявится подлинная воля на­рода относительно разрешения данного вопроса. Такой механизм может быть заложен в виде референдума, назначаемого президен­том или иным органом власти по требованию граждан (населе­ния). В случае полного несоответствия воли представителей воле народа относительно общей политики государства или его органа возможен роспуск представительного органа или одной из его палат. Если установленный режим в целом не соответствует жела­ниям и надеждам народа, если воля и интересы правителей про­тиворечат воле и интересам народа, то последний волен забрать у государства, принадлежащую ему изначально государственную власть и направить ее для установления нового типа правления или нового персонального состава прежних государственных структур. Такая возможность реализуется через право народа на восстание. Необходимо признать за народом не одно только право устанавливать тот или другой образ правления, но и всю полноту верховной власти, считая самоуправление народа естественной его принадлежностью.[37]

 Итак, представительная демократия —  это осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают ре­шения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, на­селение, проживающее на той или иной территории.

Выборное представительство — важнейшее средство, обеспечиваю­щее подлинное народовластие. Выборное представительство образуют избираемые народом государственные органы и органы местного само­управления.[38]







                                          


Заключение.


Проведённое исследование позволяет нам сделать некоторые выводы в отношении Российской демократии и таких её основных  институтов, как – референдум и выборы.

Прежде всего, надо отметить то, что, на наш взгляд, демократический режим для Российского общества является самым оптимальным в нынешних условиях, и это обусловлено в первую очередь многонациональностью населения страны. Народ действительно должен принимать реальное участие в управлении государством, поскольку, как мы помним ещё из истории древней Руси, нередко важные государственные вопросы решались всенародным голосованием на вечевых собраниях, поэтому теперь, в нашем развитом обществе народовластие должно быть непременным атрибутом Российского государства, вместе с основными формами его реализации: референдумом и выборами.

Конечно, существующая в Российской федерации система демократии не идеальна, но в дальнейшем, на наш взгляд, если, например, представительство народа станет более эффективным, то многие недостатки системы исчезнут, и гораздо меньшее количество нареканий со стороны народа будет высказываться в адрес его представителей.



Список использованной литературы и нормативных источников.

I. Нормативные акты.

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосова­нием 12 декабря 1993 года // Информационно-справочная система Гарант.

2. ФЗ от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"  (с изменениями и дополнениями от 22 апреля, 26 ноября 1996 г., 17 марта 1997 г., 4 августа 2000 г., 21 марта 2002 г., 7 июля 2003 г.) // РГ. 1995. 1 сентября; СЗ РФ. 1995. №35. Ст.3506.

3. ФЗ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"  (с изменениями от 27 сентября, 24 декабря 2002 г., 23 июня, 4 июля 2003 г.) // РГ. 2002. 15 июня; СЗ РФ. 2002. №24. Ст.2253.


II.Специальная литература.

1. Комарова В. Ф. Формы  непосредственной демократии в России: Учебное пособие. -  М.: Феникс, 1998.

III. Учебная литература.

1.     Баглай М. В. Конституционное право РФ: Учебник. - М.: НОРМА, 1998.

2.     Григонис В. П., Григонис Э. П. Конституционное право России: Курс лекций. – СПб.:  Питер, 2002.

3.     Коваленко А. И. Конституционное право России: Учебник. – М.: Право и закон, 1997.

4.     Ковешников Е. М. Конституционное право РФ: Краткий курс лекций. – М.: НОРМА,  2001.

5.     Козлова Е. И., Кутафин О. Е.  Конституционное право России: Учебник. -  М.: Юристъ, 1999.

6.     Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник. – М.: Юристъ, 2001.

7.     Малько А. В., Колесников Е. В. Конституционное право РФ: Учебно-методическое пособие. – М.: НОРМА, 2001.

8.     Стрекозов В.Г., Казанчев Ю. Д. Конституционное право РФ: Учебник. – М.: Новый юрист, 1997.

9.     Хабриева Т. Я. Парламентское право России: Учебник. – М.: Юристъ, 2003.


[1] Козлова Е. И., Кутафин О. Е.  Конституционное право России. М., 1999.

[2] Баглай М. В. Конституционное право РФ. М., 1998.

[3] Лазарев В. В. Общая теория государства и права. М., 2001. С.367.

[4] Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосова­нием 12 декабря 1993 года. ст.1.


[5] Козлова Е. И., Кутафин О. Е.  Конституционное право России. М., 1999. С.86.


[6] Стрекозов В. Г., Казанчев Ю. Д. Конституционное право России. М., 1997. С. 49.


[7] Козлова Е. И., Кутафин О. Е.  Конституционное право России. М., 1999. С.87.


[8] Комарова В. Ф. Формы  непосредственной демократии в России. М., 1998. С. 43.

[9] Козлова Е. И., Кутафин О. Е.   Конституционное право России. М., 1999. С. 86, 90, 93.


[10] Ковешников Е. М. Конституционное право РФ. М.,  2001. С. 15.

[11]  ФЗ от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 22 апреля, 26 ноября 1996 г., 17 марта 1997 г., 4 августа 2000 г., 21 марта 2002 г., 7 июля 2003 г.) ст.2.


[12] Григонис В. П., Григонис Э. П. Конституционное право России. СПб., 2002. С. 223.

[13] Ковешников Е. М. Конституционное право РФ. М.,  2001. С. 170.


[14] Баглай М. В. Конституционное право РФ. М., 1998. С. 112.

[15] Комарова В. Ф. Формы  непосредственной демократии в России. М., 1998. С. 45 – 51.

[16] Малько А. В., Колесников Е. В. Конституционное право России. М., 2001. с. 199.

[17] Комарова В. Ф. Формы  непосредственной демократии в России. М., 1998. С. 49.

[18] Малько А. В., Колесников Е. В Конституционное право России. М., 2001. с. 199.

[19] Комарова В. Ф. Формы  непосредственной демократии в России. М., 1998. С. 51.

[20] Ковешников Е. М. Конституционное право РФ. М.,  2001. С. 15.

[21] Малько А. В., Колесников Е. В Конституционное право России. М., 2001. с. 199.


[22] Стрекозов В. Г., Казанчев Ю. Д. Конституционное право России. М., 1997. С. 59.


[23] Ковешников Е. М. Конституционное право РФ. М.,  2001. С. 17.


[24] ФЗ от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ст. 12.


[25] Стрекозов В. Г., Казанчев Ю. Д. Конституционное право России. М., 1997. С. 59.


[26] ФЗ от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ

"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ст. 13.


[27] Стрекозов В. Г., Казанчев Ю. Д. Конституционное право России. М., 1997. С. 65.


[28] Ковешников Е. М. Конституционное право РФ. М.,  2001. С.18.


[29] ФЗ от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ

"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ст. 14.


[30] Ковешников Е. М. Конституционное право РФ. М.,  2001. С. 20.


[31] Баглай М. В. Конституционное право РФ. М., 1998. С. 341 – 343.

[32] Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М., 1999. С. 95.

[33] Ковешников Е. М. Конституционное право РФ. М.,  2001. С. 19.

[34] Коваленко А. И. Конституционное право России. М., 1997. С. 70.

[35] Комарова В. Ф. Формы  непосредственной демократии в России. М., 1998. С. 42.

[36] Хабриева Т. Я. Парламентское право России. М., 2003. С. 117 – 118.

[37] Комарова В. Ф. Формы  непосредственной демократии в России. М., 1998. С. 44.

[38] Козлова Е. И., Кутафин О. Е.  Конституционное право России. М., 1999. С.87.


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.