Рефераты. Роль главы государства в обеспечении конституционных прав личности в РФ






         Президенту РФ принадлежит право назначать и освобождать от должности глав администраций в регионы, когда там, по каким-то причинам не могут быть проведены выборы местной администрации.  

         Совещательным и консультативным органом, содействующим реализации главой государства его контрольных конституционных полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина, признаваемых и гарантируемых в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ является Комиссия по правам человека при Президенте РФ. Комиссия формируется в составе председателя Комиссии и членов Комиссии. Председатель Комиссии и состав Комиссии утверждаются Указом Президента РФ. Комиссия осуществляет сбор, изучение и анализ информации по вопросам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, содержащейся в обращениях граждан и общественных объединений по вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина, в сообщениях средств массовой информации по указанным вопросам, проводит специальные исследования, составляет общие ежегодные и специальные доклады о соблюдении прав человека и гражданина  и направляет их Президенту РФ; осуществляет подготовку проектов указов, распоряжений, поручений и обращений Президента РФ по вопросам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина; рассматривает направленные непосредственно в Комиссию обращения граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, а также учреждений и организаций, содержащие информацию о фактах систематических нарушений прав и свобод человека и гражданина, проверяет информацию о случаях нарушений прав и свобод человека и гражданина, а также об отдельных фактах ущемления прав человека и гражданина, представляющих особую общественную опасность. Комиссия обладает широкими правами. Она может запрашивать и получать необходимые документы и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также учреждений, организаций и должностных лиц; заслушивать на своих заседаниях информацию соответствующих должностных лиц, запрашивать и получать объяснения от соответствующих должностных лиц по вопросам, входящим в ее компетенцию. По вопросам, входящим в компетенцию Комиссии, члены Комиссии имеют право посещать органы государственной власти, а также любые государственные учреждения и организации. Должностные лица федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также государственных учреждений и организаций обязаны безотлагательно предоставлять информацию, запрашиваемую Комиссией. Рекомендации и заключения Комиссии, принятые в пределах ее полномочий, направляются соответствующему органу государственной власти, в компетенцию которого входит решение вопроса. Орган государственной власти и его должностные лица, получившие рекомендации и заключения Комиссии, обязаны в установленный срок рассмотреть их и уведомить Комиссию о принятом решении. В необходимых случаях информация об этом доводится до сведения Президента РФ.        



§ 3. Гарантии конституционных прав человека и гражданина

в чрезвычайных условиях

        

         Полномочия Президента РФ в вопросах защиты конституционных прав человека и гражданина в чрезвычайных условиях сформулированы в Конституции РФ предельно четко. Чрезвычайное положение вводится Президентом Российской Федерации для скорейшей нормализации обстановки, восстановления законности и правопорядка, устранения угрозы безопасности граждан и оказания им необходимой помощи.

         В соответствии со статьей 1 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»: «Чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

         Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации»[24].

         В части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации перечислены права и свободы, действие которых не приостанавливается и в условиях чрезвычайного положения. Недопустимо вводить принудительный труд, ограничивать свободу совести, свободу вероисповедания, отказывать в получении юридической помощи, лишать права на судебную защиту, нарушать право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, применять пытки.

         В статье 27 Закона говорится, что введение чрезвычайного положения не может служить основанием для применения пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания, для каких-либо ограничений права на жизнь, на свободу мысли, совести, религии, как это предусмотрено в Международном пакте о гражданских и политических правах и в российском законодательстве. Равным образом недопустимо применение обратной силы уголовного закона, устанавливающего наказуемость деяния или усиливающего наказание.

         Неправомочное применение силы сотрудниками органов внутренних дел и военнослужащими, превышение должностными лицами служебных полномочий, включая нарушение гарантий прав граждан, установленных законом, влечет за собой ответственность согласно действующему законодательству Российской Федерации.

         Основаниями введения чрезвычайного положения могут быть: а) попытки насильственного изменения конституционного строя, массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, межнациональные конфликты, блокада отдельных местностей, угрожающие жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов; б) стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, крупные аварии, ставящие под угрозу жизнь и здоровье населения и требующие проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ. Право на введение чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации принадлежит только Президенту Российской Федерации. Прежде это право принадлежало и другим государственным органам, что создавало опасность дублирования полномочий по введению чрезвычайного положения. Кроме того, предусмотрено правило, что указы Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения должны утверждаться Советом Федерации. Процедура утверждения указа о введении чрезвычайного положения аналогична процедуре утверждения указа о введении военного положения, хотя правовая природа этих указов различна. В гипотезе нормы названы юридические факты (в данном случае это события), служащие основанием для принятия Президентом РФ указа о введении военного положения.

         В соответствии со статьей 5 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»: «В указе Президента РФ о введении чрезвычайного положения должны быть определены: а) обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения; б) обоснование необходимости введения чрезвычайного положения; в) границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение; г) силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения; д) перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений; е) государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения; ж) время вступления указа в силу, а также срок действия чрезвычайного положения»[25].

        Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию (статья 6 Закона).

         Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях, - 60 суток (статья 9 Закона).

         В соответствии с международно-правовыми обязательствами Российской Федерации, вытекающими из Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года (статья 4)[26], Президент Российской Федерации в трехдневный срок, как это предписывает статья 37 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», принимает меры к оповещению Генерального секретаря ООН об ограничениях прав и свобод граждан, составляющих отступления от обязательств по указанному Международному пакту, об объеме этих отступлений и о причинах такого решения. В уведомлении сообщается также о дате предполагаемого прекращения указанных отступлений от обязательств, предусмотренных Международным пактом о гражданских и политических правах. Президент РФ вправе вводить чрезвычайное положение в отдельных местностях Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

         Порядок объявления военного положения предусматривает издание указа Президентом Российской Федерации, который утверждается с соблюдением процедуры принятия актов Советом Федерации. Незамедлительное сообщение о введении военного положения доводится Президентом РФ до Совета Федерации и Государственной Думы. Нельзя исключать возможности внесения Советом Федерации изменений и дополнений в текст рассматриваемого и утверждаемого указа Президента РФ. Вполне понятно, что эти изменения и дополнения должны быть согласованы с Президентом РФ и приняты им. В противном случае указ не может быть действующим актом. Следует иметь ввиду, что вопросы об объявлении и введении военного положения в интересах обороны страны и обеспечения правопорядка, законности и безопасности должны быть решены незамедлительно.

         Военное положение, вводимое Президентом РФ в соответствии с Конституцией Российской Федерации на основании Федерального конституционного закона от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении»[27], в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, представляет собой особый правовой режим жизнедеятельности государства и общества. Этот режим предусматривает наделение органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также формируемых органов государственного управления военного времени, военных властей правами по реализации функций, обеспечивающих выполнение должностными лицами и гражданами возложенных на них обязанностей. В условиях военного положения органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, организации, учреждения обязываются оказывать полное содействие военному командованию в использовании сил и средств данной территории для нужд обороны, обеспечения общественного порядка и безопасности. В интересах обороны страны, безопасности государства, защиты конституционного строя, обеспечения в экстремальной ситуации гарантированной защиты прав и свобод человека и гражданина, неукоснительного исполнения установленных для должностных лиц и граждан обязанностей в обстановке военного времени могут предусматриваться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и сроков их действия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.