|
См. Конституцию Италии Такой предмет встречается не часто. Например, Конституция княжества Лихтенштейн 1921г., ст.48 предусматривает такую возможность. Роспуск парламентов в результате народного голосования может иметь место в некоторых германских землях (например, Берлине) |
|
В большинстве случаев местные референдумы факультативны предметом обязательного референдума являются изменения территориального устройства, иногда финансовые проблемы |
Например, венгерский закон 1999г. о местном самоуправлении предусматривает народное голосование по вопросам: 1)об объединении и разъединении общин; 2)об образовании новой общины; 3)о создании местного представительного органа и о его разделении; 4)по вопросам, которые определены самоуправленческим постановлением. Не могут выноситься на референдум: 1)о бюджете; 2)о местных налогах; 3)о кадровых вопросах |
|
Нередко конституции и законы запрещают повторное проведение референдума, если решение принятое отрицательное |
Например, в Италии, повторный референдум, не ранее, чем через 5 лет, в Венгрии 2 года, если это проект Конституции, то через год. |
Процедура референдума
Инициатива и назначение принадлежит
- главе государства;
- парламенту;
- иногда обоим органам;
- правительству;
- группе депутатов парламента;
- региональным органам власти;
- группе избирателей.
Право инициативы дает возможность
- принятия государственных решений и придания им особого авторитета;
- оппозиционным партиям обратиться к народу для разрешения спора с правящими партиями.
Референдум по инициативе группы избирателей – петиционный, т.к. подписывается петиция с требованием провести народное голосование по определенному вопросу (одному или нескольким)
например, Конституция Венгрии 1949 г. в редакции 1990 г. предусматривает:
- общенациональное голосование назначается Государственным собранием (парламентом);
- в ч. 1 §30 – президент республики пользуется правом этой инициативы;
- Закон XVII о народном голосовании установил это право за Советом министров, не менее 50 депутатам Государственного Собрания, и не менее 50000 избирателей.
Инициатор
- представляет председателю Государственного Собрания предложение с формулировкой вопроса (формулой референдума);
- Государственное Собрание принимает (отклоняет) решение 2/3 голосов;
- положительное решение содержит формулу референдума и дату его проведения (не позднее 3-х месяцев после даты решения).
Немногие страны регулируют основы процедуры референдума Конституцией.
- Конституция Македонии 1991 г. ст. 73: Парламент назначает референдум большинством голосов от общего числа депутатов, а ч. 3 статьи – по требованию 150000 избирателей.
- По Конституции Хорватии 1990 г. право назначать референдум имеет только Палата Представителей и Президент, но по предложению правительства с подписью его председателя.
- В Италии, согласно ст. 75, ч. 5 Конституции, референдум назначается по требованию 500000 избирателей или 5 областных советов и т.д.
Организация референдума.
Институты аналогичны соответствующим институтам выборов государственных или самоуправленческих органов. Например, испанский закон в ст. 11 предусматривает:
- производство по референдуму подчинено избирательному праву;
- права общественных объединений будут распространяться на парламентские политические группы и такие, которые получили на парламентских выборах не менее 3% голосов;
- избирательские советы будут образоавны в течение 15 рабочих дней после декрета о назначении референдума;
- СМИ публичные – бесплатное время парламентским политическим группам;
- льготный тариф для почты;
- агиткомпания длится не менее 10 и не более 20 дней и заканчивается в 00:00 часов дня, предшествующего дню голосования;
- в течение последних 5 дней запрещается публикация, зондаж общественного мнения и моделирование голосования;
- голосование осуществляется официальными бюллетенями;
- проверку подсчета голосов осуществляют провинциальными избирательными советами в течение 5 рабочих дней;
- итоги подводятся Центральным Избирательным Советом и немедленно доводятся председателям правительства и палат парламента;
- протесты рассматриваются палатами по административным избирательным спорам, которые могут постановить:
a) о недопустимости протеста;
b) о действительности голосования и объявлении его результатов;
c) о действительности голосования и необходимости нового объявления результатов;
d) о недействительности голосования.
Формула референдума
Виды:
1. Обращенный к голосующим вопрос.
Согласен ли он с определенным утверждением, текстом закона, определенным мероприятием и т.д.
Ответ должен быть "да" или "нет".
2. Народный выбор (т.е. предоставление голосующему двух или более вариантов решения вопроса).
Может быть предложено:
- отметить (например, "крестом") предпочитаемый вариант;
- ответить "да" или "нет" ("жесткое" требование);
- положительный ответ, два или более вариантов ("мягкое" требование).
Например, Швейцарская Конституция. Ст. 12, ч. B, предусматривает: если 100000 избирателей предложат проект поправки к Конституции, а федеральное собрание выдвинет контрпроект, то избирателю могут быть предложены три вопроса:
1) предпочитает ли он проект избирателей действующим положениям Конституции;
2) предпочитает ли он контрпроект действующим положениям Конституции;
3) какой из двух проектов должен вступить в силу, если оба проекта получат поддержку на референдуме.
Вывод: если оба проекта получили поддержку, то решение определяется ответом на третий вопрос.
Этот вид формулы не стоит смешивать со случаем, когда на референдум вынесено несколько вопросов.
Например, в Италии положения о референдумах, предусмотренных Конституцией, определяют, что если в один день проводятся несколько референдумов, то для каждого из них печатаются бюллетени на бумаге особого цвета.
В Австрии – единый бюллетень, каждый вопрос помечается арабской цифрой.
Определение результатов референдума.
Для этого нужно решить вопрос о действительности голосования.
- Итальянский закон требует, чтобы в голосовании приняло участие большинство зарегистрированных граждан (действует обязательный вотум).
- Венгерский закон требует, чтобы в голосовании приняло участие более половины избирателей, и более половины голосовавших одинаково ответили на вопрос.
- Испанский закон никакого порога не устанавливает.
Одобренным считается решение, за которое подано большинство действительных голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
- Согласно австрийскому Федеральному конституционному закону ст. 45, ч. 1 "При проведении народного голосования решение принимается простым большинством".
- По Конституции Македонии, ст. 73 решение считается принятым, если за него подано большинство голосов, при условии, что в голосовании приняло участие более половины из общего числа.
Исключения.
- В Намибии, по Конституции 1990 г. ст. 132, ч. 3 предусмотрено, что конституционная поправка 2/3 от общего числа голосов.
- В Швейцарии для принятия обычного закона требуется относительное большинство голосов, конституционной поправки – абсолютное большинство в большинстве кантонов.
- В Италии на местных референдумах предложение считается одобренным, если его поддержало большинство зарегистрированных депутатов в коммунах.
Проблема абсентеизма: можно ли мнение активного меньшинства считать мнением народа?
Можно и нужно. В данном случае абсентеисты, которым все равно, готовы принять решение любого большинства тех, кому не все равно и кто пришел голосовать, чтобы выразить свою волю. И такое решение должно быть обязательным для всех, включая абсентеистов.
Правовые последствия референдума.
Практически речь идет:
1. О юридической силе акта, принятого путем референдума.
- Если речь идет о Конституции, проблем нет – она обладает высшей юридической силой;
- Если речь идет об обычном законе, принятом парламентом, приоритет должен быть отдан референдуму.
2. О возможности или невозможности изменения либо отмены закона, утвержденного или принятого на референдуме обычным парламентским путем.
- По Венгерскому закону решения, принятые на референдуме, обязательны для Государственного Собрания. Отсюда, закон, принятый Государственным Собранием и вынесенный на референдум, но не прошедший его, вступить в силу не может.
- Несовершенство конституционного законодательства дает возможность по конституциям, принятым на референдуме, согласно текстам могут подлежать частичному пересмотру парламентом без обращения к избирателям.
Выводы по 2 вопросу.
1. По предмету
2. По правовым последствиям они могут быть консультативного, "дозаконодательного", совещательного и "послезаконодательного" ратифицирующего характера.
3. Референдумы бывают обязательными и факультативными. Инициаторами их проведения могут выступать государственные органы или избиратели.
4. С помощью референдума правящие круги иногда обходят правительственные учреждения.
Страницы: 1, 2
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.