Рефераты. Референдумы и его формы






См. Конституцию Италии




Такой предмет встречается не часто. Например, Конституция княжества Лихтенштейн 1921г., ст.48 предусматривает такую возможность. Роспуск парламентов в результате народного голосования может иметь место в некоторых германских землях (например, Берлине)

В большинстве случаев местные референдумы факультативны

предметом обязательного референдума являются изменения территориального устройства, иногда финансовые проблемы

Например, венгерский закон 1999г. о местном самоуправлении предусматривает народное голосование по вопросам:

1)об объединении и разъединении общин;

2)об образовании новой общины;

3)о создании местного представительного органа и о его разделении;

4)по вопросам, которые определены самоуправленческим постановлением.

Не могут выноситься на референдум:

1)о бюджете;

2)о местных налогах;

3)о кадровых вопросах

Нередко конституции и законы запрещают повторное проведение референдума, если решение принятое отрицательное

Например, в Италии, повторный референдум, не ранее, чем через 5 лет, в Венгрии 2 года, если это проект Конституции, то через год.


Процедура референдума


Инициатива и назначение принадлежит

-         главе государства;

-         парламенту;

-         иногда обоим органам;

-         правительству;

-         группе депутатов парламента;

-         региональным органам власти;

-         группе избирателей.

Право инициативы дает возможность

-         принятия государственных решений и придания им особого авторитета;

-         оппозиционным партиям обратиться к народу для разрешения спора с правящими партиями.

Референдум по инициативе группы избирателей – петиционный, т.к. подписывается петиция с требованием провести народное голосование по определенному вопросу (одному или нескольким)

например, Конституция Венгрии 1949 г. в редакции 1990 г. предусматривает:

-         общенациональное голосование назначается Государственным собранием (парламентом);

-         в ч. 1 §30 – президент республики пользуется правом этой инициативы;

-         Закон XVII о народном голосовании установил это право за Советом министров, не менее 50 депутатам Государственного Собрания, и не менее 50000 избирателей.

Инициатор

-         представляет председателю Государственного Собрания предложение с формулировкой вопроса (формулой референдума);

-         Государственное Собрание принимает (отклоняет) решение 2/3 голосов;

-         положительное решение содержит формулу референдума и дату его проведения (не позднее 3-х месяцев после даты решения).

Немногие страны регулируют основы процедуры референдума Конституцией.

-         Конституция Македонии 1991 г. ст. 73: Парламент назначает референдум большинством голосов от общего числа депутатов, а ч. 3 статьи – по требованию 150000 избирателей.

-         По Конституции Хорватии 1990 г. право назначать референдум имеет только Палата Представителей и Президент, но по предложению правительства с подписью его председателя.

-         В Италии, согласно ст. 75, ч. 5 Конституции, референдум назначается по требованию 500000 избирателей или 5 областных советов и т.д.

Организация референдума.

Институты аналогичны соответствующим институтам выборов государственных или самоуправленческих органов. Например, испанский закон в ст. 11 предусматривает:

-         производство по референдуму подчинено избирательному праву;

-         права общественных объединений будут распространяться на парламентские политические группы и такие, которые получили на парламентских выборах не менее 3% голосов;

-         избирательские советы будут образоавны в течение 15 рабочих дней после декрета о назначении референдума;

-         СМИ публичные – бесплатное время парламентским политическим группам;

-         льготный тариф для почты;

-         агиткомпания длится не менее 10 и не более 20 дней и заканчивается в 00:00 часов дня, предшествующего дню голосования;

-         в течение последних 5 дней запрещается публикация, зондаж общественного мнения и моделирование голосования;

-         голосование осуществляется официальными бюллетенями;

-         проверку подсчета голосов осуществляют провинциальными избирательными советами в течение 5 рабочих дней;

-         итоги подводятся Центральным Избирательным Советом и немедленно доводятся председателям правительства и палат парламента;

-         протесты рассматриваются палатами по административным избирательным спорам, которые могут постановить:

a)      о недопустимости протеста;

b)      о действительности голосования и объявлении его результатов;

c)      о действительности голосования и необходимости нового объявления  результатов;

d)      о недействительности голосования.

Формула референдума


Виды:


1.      Обращенный к голосующим вопрос.

Согласен ли он с определенным утверждением, текстом закона, определенным мероприятием и т.д.

Ответ должен быть "да" или "нет".

2.      Народный выбор (т.е. предоставление голосующему двух или более вариантов решения вопроса).

Может быть предложено:

-         отметить (например, "крестом") предпочитаемый вариант;

-         ответить "да" или "нет" ("жесткое" требование);

-         положительный ответ, два или более вариантов ("мягкое" требование).

Например, Швейцарская Конституция. Ст. 12, ч. B, предусматривает: если 100000 избирателей предложат проект поправки к Конституции, а федеральное собрание выдвинет контрпроект, то избирателю могут быть предложены три вопроса:

1)      предпочитает ли он проект избирателей действующим положениям Конституции;

2)      предпочитает ли он контрпроект действующим положениям Конституции;

3)      какой из двух проектов должен вступить в силу, если оба проекта получат поддержку на референдуме.

Вывод: если оба проекта получили поддержку, то решение определяется ответом на третий вопрос.

Этот вид формулы не стоит смешивать со случаем, когда на референдум вынесено несколько вопросов.

Например, в Италии положения о референдумах, предусмотренных Конституцией, определяют, что если в один день проводятся несколько референдумов, то для каждого из них печатаются бюллетени на бумаге особого цвета.

В Австрии – единый бюллетень, каждый вопрос помечается арабской цифрой.


Определение результатов референдума.


Для этого нужно решить вопрос о действительности голосования.

-        Итальянский закон требует, чтобы в голосовании приняло участие большинство зарегистрированных граждан (действует обязательный вотум).

-        Венгерский закон требует, чтобы в голосовании приняло участие более половины избирателей, и более половины голосовавших одинаково ответили на вопрос.

-        Испанский закон никакого порога не устанавливает.

Одобренным считается решение, за которое подано большинство действительных голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

-        Согласно австрийскому Федеральному конституционному закону ст. 45, ч. 1 "При проведении народного голосования решение принимается простым большинством".

-        По Конституции Македонии, ст. 73 решение считается принятым, если за него подано большинство голосов, при условии, что в голосовании приняло участие более половины из общего числа.

Исключения.

-        В Намибии, по Конституции 1990 г. ст. 132, ч. 3 предусмотрено, что конституционная поправка 2/3 от общего числа голосов.

-        В Швейцарии для принятия обычного закона требуется относительное большинство голосов, конституционной поправки – абсолютное большинство в большинстве кантонов.

-        В Италии на местных референдумах предложение считается одобренным, если его поддержало большинство зарегистрированных депутатов в коммунах.

Проблема абсентеизма: можно ли мнение активного меньшинства считать мнением народа?

Можно и нужно. В данном случае абсентеисты, которым все равно, готовы принять решение любого большинства тех, кому не все равно и кто пришел голосовать, чтобы выразить свою волю. И такое решение должно быть обязательным для всех, включая абсентеистов.


Правовые последствия референдума.



Практически речь идет:


1.      О юридической силе акта, принятого путем референдума.

-        Если речь идет о Конституции, проблем нет – она обладает высшей юридической силой;

-        Если речь идет об обычном законе, принятом парламентом, приоритет должен быть отдан референдуму.

2.      О возможности или невозможности изменения либо отмены закона, утвержденного или принятого на референдуме обычным парламентским путем.

-        По Венгерскому закону решения, принятые на референдуме, обязательны для Государственного Собрания. Отсюда, закон, принятый Государственным Собранием и вынесенный на референдум, но не прошедший его, вступить в силу не может.

-        Несовершенство конституционного законодательства дает возможность по конституциям, принятым на референдуме, согласно текстам могут подлежать частичному пересмотру парламентом без обращения к избирателям.


Выводы по 2 вопросу.


1.      По предмету

2.      По правовым последствиям они могут быть консультативного, "дозаконодательного", совещательного и "послезаконодательного" ратифицирующего характера.

3.      Референдумы бывают обязательными и факультативными. Инициаторами их проведения могут выступать государственные органы или избиратели.

4.      С помощью референдума правящие круги иногда обходят правительственные учреждения.



Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.