Рефераты. Проблемы связанные с правами, свободами и обязанностями иностранных граждан и лиц без гражданства






   Решение о выдворении - постановление органа внутренних дел или органа государственной безопасности о депортации иностранца по основаниям, предусмотренным законодательством Республики Беларусь.

   В решении о выдворении определяется порядок выезда, срок выезда иностранца с территории Республики Беларусь, страна следования и порядок обжалования решения.

   Порядок  выезда  иностранца с территории Республики Беларусь может быть добровольный или принудительный (под конвоем).

Иностранный гражданин может быть выдворен из пределов РБ:

  1) если его действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка;

  2) если это необходимо для охраны здоровья и нравственности населения,  защиты прав и законных интересов граждан РБ и других лиц;

  3) если он грубо нарушил законодательство о правовом положении  иностранных граждан в РБ, таможенное, валютное или иное белорусское  законодательство.

  Решение о выдворении принимается компетентными белорусскими органами.   Иностранный гражданин обязан покинуть РБ в срок, указанный в этом решении.  Уклоняющиеся от выезда в таких случаях подлежат с санкции прокурора  задержанию и выдворению в принудительном порядке. Задержание допускается при  этом на срок, необходимый для выдворения (депортации). (См. Постановление СМ от 25.10.1999 «Об утверждении положения о порядке депортации иностранных граждан и лиц без гражданства в РБ»)

IV. БЕЖЕНЦЫ

Прекращение существования СССР привело к тому, что большинство русских и других русскоязычных граждан оказались жителями иностранных государств, в прошлом являвшихся союзными республиками. Во многих государствах стали ущемляться права и свободы русскоязычного населения. Формы ущемления  прав и свобод принимали самые различные формы -  в странах Балтии  русскоязычному населению отказывали в предоставлении гражданства, появились ограничения в выборе профессии, русские школы стали сокращаться в количестве, средства массовой информации стали запрещаться.

Правовые основы статуса беженца.

Статья 1 Закона  «О беженцах» дает следующее определение  понятия «беженец»:

беженец - это лицо, которое не является гражданином РБ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений  находится вне страны своей гражданской принадлежности  и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства  и находясь  вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

В данном определении, как основание для обращения за получением статуса беженца выступают обоснованные опасения стать жертвой преследований по признакам, перечисленным выше.

   Лицами, ходатайствующими о признании беженцами, могут быть:

- иностранные граждане, прибывшие или желающие прибыть на территорию РБ;

- лица без гражданства, прибывшие или желающие прибыть на территорию РБ;

- иностранные граждане или лица без гражданства, пребывающие на        территорию РБ на законных основаниях.

     В законе «О беженцах» определены и условия, при которых лицо не может быть признано беженцем:

n   лицо, совершившее преступление против мира и человечности или другие тяжкие преступления;

n   лицо, покинувшее место жительства по экономическим причинам,  либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций  природного и техногенного характера.

Кроме этого в статье 2 закона «О беженцах» записано, что действие настоящего Закона не распространяется на  иностранных граждан  и  лиц без гражданства, которые:                                                

- совершили преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества в определении, данном этим действиям в международных актах;                          

- совершили тяжкое преступление неполитического характера за пределами Республики Беларусь до прибытия на ее территорию; 

- пользуются защитой либо помощью органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Управления Верховного Комиссара по делам беженцев.

Порядок получения статуса беженца.

     Для получения статуса беженца  необходимо, чтобы лицо, заявившее  о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста 18 лет, обратилось лично, или через уполномоченного на то представителя (в случае, если лицо по состоянию здоровья не может обратиться лично) с ходатайством в письменной форме в соответствующий орган миграционной службы Беларуси. 

Таким органом может быть:

n  дипломатическое представительство или консульское учреждение РБ, если данное лицо еще не прибыло на территорию РБ;

n  пост иммиграционного контроля органа исполнительной власти по миграционной службе, а при его отсутствии орган пограничного контроля органа исполнительной власти;

n   орган пограничного контроля органа исполнительной власти по пограничной службе, или территориальный орган органа исполнительной власти по внутренним делам  при вынужденном незаконном пересечении Государственной границы РБ в пункте пропуска либо вне пункта пропуска в течение суток со дня  пересечения данным лицом Государственной границы РБ.

n  территориальный орган органа исполнительной власти по миграционной службе, если лицо  пребывает на законном основании на территории РБ.

  После того, как ходатайство о признании лица беженцем было подано в один из перечисленных выше органов, производятся следующие процедуры:

n   ходатайство   предварительно рассматривается;

n   принимается решение о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу.  Такое свидетельство выдается на руки лицу, обратившемуся с ходатайством.

n   ходатайство рассматривается по существу;

n   принимается решение о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;

n   выдается удостоверение беженца либо в случае отказа уведомление об отказе в признании беженцем.

  Таковы основные этапы процедуры приобретения статуса беженца. Рассмотрим теперь более подробно каждый из этих этапов.

  Лицо, заинтересованные в приобретении статуса беженца, обязано  предоставить документы, удостоверяющие его личность, заполнить анкету и ответить на вопросы опросного листа во время индивидуального собеседования с работниками миграционной службы. При отсутствии документов, удостоверяющих личность, проводится  установленная законом и  иными нормативными правовыми актами РБ процедура идентификации личности, включая дактилоскопию.  

  Лицо, претендующее на признание его вынужденным переселенцем, вправе обратиться с ходатайством:

– в орган государственной миграционной службы или территориальный орган миграционной службы  по месту предполагаемого переселения;

- в дипломатическое представительство или консульское учреждение РБ в государстве своего пребывания, которое затем передается в орган государственной миграционной службы по месту предполагаемого переселения.

  Во всех случаях ходатайства принимаются в письменной форме от лиц, достигших возраста 18 лет, явившихся в компетентный орган лично; либо через уполномоченного на то представителя  указанных лиц. Сведения о несовершеннолетних членах семьи заносятся в ходатайства взрослых  (родителей, опекунов и т.д.) 

  Статья 6  закона «О беженцах» определяет порядок обращения с ходатайством о признании иностранца беженцем. Основанием для начала процедуры о признании  иностранца беженцем является  письменное обращение иностранца с ходатайством о признании его беженцем в Республике Беларусь, поданное в соответствующий территориальный орган Государственной миграционной службы Республики Беларусь сразу после прибытия на территорию Республики Беларусь с указанием причин въезда либо нахождения на территории Республики Беларусь:

  1) В случае, если иностранец, прибывший на законном основании на территорию Республики Беларусь, сразу после прибытия в Республику Беларусь заявил в пункте пропуска через Государственную границу Республику Беларусь, что он просит  признать его беженцем в Республике Беларусь, при этом обосновал свое решение,  его ходатайство оформляется при иммиграционном контроле в месте пересечения им Государственной границы Республики Беларусь.

  2) В случае, если иностранец, прибывший на законном основании в Республику Беларусь и продолжительное время проживавший на ее территории, имеет намерение в результате объективных и обоснованных причин, отвечающих требованиям статьи 1 настоящего Закона, получить статус беженца в Республике Беларусь, он должен обратиться в территориальный орган Государственной миграционной службы Республики Беларусь по месту своего проживания с соответствующим ходатайством.

  Решение о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу принимается дипломатическим представительством или консульским учреждением по месту подачи ходатайства либо постом иммиграционного контроля или территориальным органом органа исполнительной власти по миграционной службе.

    Решение дипломатического представительства или консульского учреждения о выдаче свидетельства и материалы предварительного рассмотрения ходатайства  в течение 5 рабочих дней направляются в орган исполнительной власти по миграционной службе для выдачи свидетельства и рассмотрения ходатайства по существу.

     Статья 7 «О беженцах» устанавливает процедуру рассмотрения ходатайства по существу и определяет органы, уполномоченные решать вопрос  о предоставлении статуса  беженца:

    Рассмотрение ходатайства по существу осуществляют:

1) орган исполнительной власти по миграционной службе в отношении лица, находящегося вне пределов территории РБ, в течение двух месяцев со дня принятия решения о выдаче свидетельства;

2) территориальный орган исполнительной власти по миграционной службе в отношении лица, находящегося в центре временного размещения или ином месте пребывания на территории РБ, в течение трёх месяцев со дня принятия решения  о выдаче свидетельства. Срок рассмотрения ходатайства по существу может быть продлен уполномоченными на то органами, но не боле чем на три месяца.

     Решение о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем принимается органом исполнительной власти по миграционной службе или его территориальным органом по итогам рассмотрения ходатайства по существу.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.