Рефераты. Принятие конституции США. Билль о правах






  В разработке текста конституции также принимал участие Джеймс Мэдисон. В отличие от Гамильтона Мэдисон по происхождению принадлежал к американской элите – родился 1751 году в богатой плантаторской семье. Он получил прекрасное образование – учился в частной школе и престижном Принстонском колледже (будущем университете). В 1776 году Мэдисона избирают членом первого исполнительного совета Виргинии, а в 1779 году направляют в Континентальный конгресс представлять интересы штата. Мэдисон являлся выразителем плантаторских и аграрных интересов страны, но внешне политические соображения дали толчок переходу Мэдисона на федералистские позиции. Требование возвысить национальные интересы над интересами штатов сомкнуло Мэдисона с Гамильтоном. Сильное национальное правительство, единодушно провозглашали оба политических деятеля, необходимо было не только для того, чтобы преодолевать сепаратизм штатов и защищать суверенитет США на международной арене, но и для того, чтобы поддерживать внутри страны социальный порядок. Мотив преодоления с помощью сильного центрального правительства социальных конфликтов выступил на первый план у Гамильтона и Мэдисона, впрочем как и у других идеологов «верхов», во время принятия федеральной конституции.

Федеральная Конституция была разработана летом 1787 г. на конвенте в Филадельфии. Он проходил в глубокой секретности, а по его окончании вниманию общественности был предложен проект Федеральной Конституции. Тон конвенту задавали 8-10 человек, а его идейными вдохновителями были Мэдисон, которого не случайно нарекли «философом американской конституции», и Гамильтон. Конституция США воплотила компромисс не только между двумя группами буржуазно – плантаторской элиты, но также и между нею и патриотическим лагерем в целом. На компромиссной основе решался в конституции вопрос о соотношении прав штатов и федерального правительства: прерогативы последнего были перечислены, что соответствовало требованиям сторонников прав штатов, но были весьма многочисленными, что удовлетворяло поборников сильного центра. Среди новых полномочий правительства США особое значение имели  введение и сбор любых, как прямых, так и косвенных федеральных налогов и регулирование торговых и коммерческих отношений между штатами. Решение Конституционного конвента о допуске к национальным выборам всех американцев, наделенных избирательным правом в годы Войны за независимость означало признание одного из важных политических нововведений Американской революции. Компромиссом между северными и южными штатами завершилось на конвенте обсуждение вопроса о рабстве. Ради утверждения прочного государственного союза делегаты северных штатов поступились заповедью о равенстве естественных прав человека. Рабы на конвенте были признаны собственностью, посягательство на которую объявлялось таким же кощунством, как и посягательство на недвижимость и банковские вклады. Конституция США санкционировала институт рабства и предоставила южным штатам право расширенного политического представительства в Конгрессе с учетом трех пятых численности подневольного негритянского населения. Правда, участники филадельфийского конвента не упоминали само слово «рабство» в конституции: во всех случаях в основном законе США о нём говорилось иносказательно.

       Федеральной Конституции предстояло вступить в силу после ее утверждения 9-ю штатами из 13-ти. Эта процедура вызвала напряженную политическую борьбу в стране. Противники Конституции – антифедералисты критиковали её в основном по 2-м причинам: они не желали ограничения суверенитета штатов, опасаясь узурпации власти центром, и указывали на отсутствие билля о правах. Её сторонники – федералисты имели лишь небольшой перевес, и ратификация происходила с большим трудом. В июне 1788 года новая Конституция вступила в силу.

Конституция США – сравнительно краткий документ. В ней содержится приблизительно 7 тыс. слов. Она состоит из преамбулы, в которой говорится, что народ США принимает эту конституцию в целях создание более совершенного союза, утверждения правосудия и внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и свободе, а также из семи статей, обозначенных римскими цифрами (некоторые из статей занимают несколько страниц). Большинство статей делятся на разделы. Важнейшими конституционными документами являются также поправки к конституции, которые обозначаются римскими цифрами. Они не включаются в текст конституции, остающийся неизменным, а прилагаются к ней. К настоящему времени принято 27 поправок, последняя из них – в 1992 году.

Впервые Конституция США была дополнена Биллем о правах (первые 10 поправок), принятым в 1789 году и ратифицированным требуемым числом штатов в 1791 году. Билль о правах закрепляет важнейшие политические и личные свободы. Из области социально-экономических прав в нём говорится только о некоторых гарантиях частной собственности: никакая собственность не может отбираться для общего блага без справедливого возмещения. Принципиальное значение имеют три послевоенные поправки, принятые после Гражданской войны 1861-1865 гг. Это XIII поправка (1865 г.) о признании бывших рабов-негров гражданами США и о равенстве прав граждан, XIV поправка (принята в 1966 г., ратифицирована в 1968 г.) о расовом и национальном равноправии граждан, о запрещении лишения жизни, свободы, собственности без должной судебной процедуры, о лишении прав определенных должностных лиц за участие в мятеже, о некоторых вопросах государственного долга и XV поправка (принята в 1869 г., ратифицирована в 1870 г.) о равенстве избирательных прав граждан-мужчин. XIX поправка (принята в 1917 г., ратифицирована в 1919 г.) предоставила избирательные права женщинам, XXIV – запрещает лишение избирательных прав за не уплату налогов, XXVII – запрещает сенаторам и палате представителей увеличивать размер своего жалования. Другие поправки касаются способа избрания президента и сенаторов, преемственность власти в случае досрочного прекращения своих полномочий президентом, отдельных вопросов правосудия и т. д.

Концепция прав человека, лежащая в основе конституционного регулирования, исходит из идеи о естественных и неотчуждаемых правах. Конституция 1787 года (с поправками) закрепляет личные свободы не столько в общей сколько конкретизированной форме. Она предписывает рассматривать все дела о преступлениях с участием присяжных заседателей, запрещает принимать законы об опале (наказании без судебного разбирательства) и законы, имеющие обратную силу. Конституция запрещает лишать гражданских прав членов семей тех лиц, которые осуждены за государственную измену, исключает проверку религиозных убеждений в качестве условия для занятия какой-либо государственной должности. Билль о правах тоже исходит из концепции естественных прав. Он устанавливает, что конгресс не должен издавать законы, ограничивающие свободу слова, печати, собраний (мирных и без оружия), право народа носить и хранить оружие, право обращаться к правительству с петициями. Согласно Биллю о правах, обеспечивается свобода совести, охрана личности, бумаг (документов, переписки и др.), имущества, предусматривается суд присяжных не только по уголовным делам, но и по определенной категории гражданских дел, право обвиняемого на защиту, право отказываться от дачи показаний против самого себя. Не допускается двойное наказание за одно и тоже преступление, запрещается требовать большой залог по судебным делам, налагать чрезмерные штрафы, применять жестокие и необычные наказания.

Государственным устройством США является федерация, субъектами федерации – 50 штатов. Территория США включает также острова Пуэрто–Рико и Гуам. Пуэрто-Рико считается «свободно присоединившемся государством», этот остров – не член ООН. Население Пуэрто-Рико и Гуама избирает законодательные собрания и губернаторов (как и штаты). Законы США имеют здесь верховенство, но все эти территории (несубъекты федерации) не имеют представительства в сенате, а в палату представителей они посылают только по одному делегату с правом совещательного голоса. Не имея представительства в федеральных органах, их жители не платят федеральных налогов. В Пуэрто-Рико проводились референдумы по преобразованию острова в штат, но его избиратели голосовали против. В прямом управлении США находятся острова Восточное Самоа и Виргинские острова, имеющие статус территории США. Там существует практически назначаемая администрация. Особый статус имеет федеральный округ Колумбия. В отличие от других названных территорий жители округа избирают трех выборщиков для участия в выборах президента. Они посылают также одного делегата в нижнюю палату конгресса с правом совещательного голоса, но законодательные полномочия в отношении округа принадлежат конгрессу. Вашингтон – столица США,  находящаяся на территории округа, пользуется самоуправлением, население избирает прямыми выборами городской совет и мэра. Штаты – это государственные образования. Все они равноправны, не обладают государственным суверенитетом и не имеют права выхода из США (это положение было сформулировано Верховным судом США в связи с Гражданской войной 1861 – 1865 гг.). Однако они принимают свои конституции, которые должны соответствовать конституции США (конституции штатов в отличие от конституции США принимались неоднократно). Штаты вправе издавать свои законы, обладают собственным гражданством. Их граждане равноправны на территории всей федерации. Конституция запрещает штатам вступать в какие-либо союзы, договоры и конфедерации, без согласия конгресса облагать пошлинами импорт и экспорт, заключать соглашения с другим штатом или иностранным государством, содержать в мирное время войска. Структура органов штатов сходна со структурой федеральных органов. Законодательные собрания, за исключением одного штата, двухпалатные, избираются на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Названия этих палат также одинаковы: палата представителей и сенат. Срок их полномочий в разных штатах колеблется от двух до четырех лет, ротация в сенате, как правило не применяется. Главой исполнительной власти в штате является губернатор, избираемый, как правило, на 2-4 года. Законы передаются на подпись губернатору, который обладает правом отлагательного вето. Однако в отличие от президента США губернатор не назначает всю администрацию штата. Некоторые должностные лица могут избираться непосредственно гражданами. Но и в этом случае губернатор координирует из деятельность и в какой-то мере руководит ими. Конгресс может принимать в союз новые штаты, но не в праве учреждать штаты в рамках существующих. Слияние штатов в один возможно только при согласии конгресса и законодательных собраний штатов. Федерация США – относительно централизовано. В соответствии с доктриной дуалистического федерализма конституция разграничивает сферу исключительной компетенции федерации и сферу исключительной компетенции штатов. Со временем сфера компетенции федерации была расширена толкованиями Верховного суда США на основе доктрины подразумеваемых в конституции полномочий. Иногда штаты протестуют против этого, обращаясь в федеральные суды с исками о вторжении в компетенцию штатов. С другой стороны, федерация ежегодно предоставляет штатам значительные денежные субсидии, правда, на строго определенные цели, проверяя их использование. Кроме того, в последние десятилетия федерация, стремясь разгрузить федеральный бюджет передает штатам многие полномочия по решению социальных вопросов.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.