Рефераты. Принцип разделения властей






Принцип разделения властей

ПЛАН:


1 . Появление и становление  принципа разделения властей .


2. Сущность принципа разделения властей .


3 . Принцип разделения властей в России :


      а ) понимание принципа разделения властей в постреволюционной  России .


      б ) особенности принципа разделения властей характерные для российской конституции .


     в ) один из взглядов на принцип разделения властей в современной научной литературе .


      г ) недостаточность правового регулирования разделения властей на современном этапе .

 

4 . Модернизация принципа разделения властей .


5 . В Ы В О Д .


                                    

1

Появление и становление принципа разделения властей.


Идея разделения законодательной , исполнительной и судебной власти сопровождает поиск человеком идеального государства на протяжении многих веков . в зачаточном состоянии она присутствовала уже во взгляда древнегреческих философов (Аристотель , Полибий ) . однако утверждение разделения власти как составной части учения о демократическом государстве связано с революциями 17 –18 веков , когда Д .Локк и Ш. Монтескье сформировали этот принцип как важную гарантию против концентрации  и злоупотребления властью , свойственным феодальным монархиям . * Они выдвинули тезис о необходимости разделения государственной  власти н законодательную , исполнительную и судебную .

Первая должна быть избрана народом  ( т.е.  парламент ) , исполнительная власть должна осуществляться главой государства , а судебная власть должна быть представлена независимым судом , а не Королевским .

        Против этой концепции выступал Ж.-Ж. Руссо . Он отстаивал единство власти и отвергал концепцию разделения властей не столько с организационно – правовых позиций сколько с позиций социологических .он утверждал , что вся власть должна принадлежать народу , её нельзя делить , отчуждая от народа , а формой осуществления власти народом должно было служить народное собрание .**

      Первые конституции США и Франции закрепили , хотя и в разных вариантах ,разделения властей, видя в нем

________________________________________________

* М. В. Баглай , Конституционное право России , Норма , Москва , 1998 год , стр. 129.

** В. Е. Чиркин , Конституционное право : Россия и зарубежный опыт , Зерцало , Москва , 1998 год, стр. 245 .


2

важный элемент равновесия трех основных ветвей государственной власти для осуществления главной функции государств : охрана прав и свобод человека и гражданина .

      Декларация прав и свобод человека и гражданина  1789 года включает бессмертные строки : “ Всякое общество , в котором не обеспечивается пользование правами и не проведено разделения властей не имеет конституции” ст . 16 .

      Указанный принцип оказался жизнеспособным и нашел воплощение в конституциях цивилизованных стран *.

      Историческая практика показала , что сосредоточение в одних руках законодательных , исполнительных и судебных функций приводит к установлению в стране диктаторских режимов , Так и произошло в России в начале 20 века ,разделение властей было отвергнуто марксизмом –ленинизмом . в соответствии с этим учением в России , а затем и ряде других стран было построено тоталитарное государство, отказавшееся от принципа разделения властей.**











_________________________________________________

*И . Коваленко , Конституционное право РФ , Артания, Москва ,1995 год , стр. 100 .

** М. В. Баглай , Конституционное право России , Норма , Москва , 1998 год , стр. 129.


3

Сущность принципа разделения властей .

 

     В условиях разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается другой , различные ее ветви взаимно уравновешивают друг друга , действуя как система сдержек и противовесов , предотвращая монополизацию власти каким –либо одним институтом государства .*

      Самостоятельность  органов  законодательной, исполнительной  и  судебной  властей  не  должна  абсолютизироваться.

       Являясь  органами  государства, они  должны  взаимодействовать  между  собой, ибо  в  противном  случае  становится  невозможным  нормальное  функционирование  государственного  механизма. Но  в  этом  взаимодействии  они  должны  уравновешивать  друг  друга  с  помощью  системы  сдержек  и  противовесов. Взаимное  ограничеие  их  полномочий  на  основе  Конституции  позволяет  разумно  и  согласованно  решать  реальные  вопросы  государственной  политики.**

      Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счёте правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженных в них. Однако

*Конституция РФ , Комментарии , Юридическая литература , Москва ,1994 год , стр. 96

** И . Коваленко , Конституционное право РФ , Артания, Москва ,1995 год , стр. 100


4

органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции.  Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Её деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права или обязанности граждан и организаций. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. Сдерживание исполнительной власти достигается также посредством её подотчётности и ответственности перед представительными органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. С одной стороны, суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти, с другой стороны его важнейшей задачей является организационно–правовой контроль за нормативными актами этих властей. Судебная власть, таким образом, выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и

прежде всего конституционных, как со стороны

5                                                              

  законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

        Хотя  органы  власти  действуют  самостоятельно, речь  идет  не  об  абсолютном  обособлении, а  лишь  об  относительной  их  самостоятельности  и  одновременном  тесном  взаимодействии  друг  с  другом, осуществляемом  в  пределах  их  полномочий. Принцип  разделения  властей  имеет  свои  особенности  в  зависимости  от  формы  правления  в  государстве.*

         Существенные  особенности  свойственны  системе  разделения  властей  в  государствах  с  парламентской  формой правления. Здесь, как и  в  любом  конституционно- правовом  государстве, обеспечивается  относительная  самостоятельность  законодательной, исполнительной  и  судебной  власти, но  баланс  между  ними  поддерживается  при  помощи  специфических средств, т. е., например, парламент ** может  выразить недоверие  правительству, а  глава  государства  может  распустить  парламент

Если говорить о президенте республики , то здесь разделение властей проводится наиболее последовательно. В США этот принцип был существенно дополнен системой “ сдержек и противовесов” , которая не только позволяет разделить три ветви власти , но и конструктивно уравновесить их .

        Есть свои особенности и в полупрезидентских республиках . Президент делит исполнительную власть с правительством  , которое в свою очередь должно опираться на поддержку парламентского большинства.

*А. Е. Козлов  Конституционное право России , Москва , БЕК , 1996 год , стр. 245

**здесь и далее под “парламентом” понимается законодательный ( представительный ) орган власти .



6


Принцип разделения властей в России.

 

Понимание принципа разделения властей в постреволюционной России.

 

        Теория “разделения властей” – буржуазная политико-правовая доктрина , согласно которой государственная власть понимается не как единое целое , а как совокупность различных властных функций ,осуществляемых независимыми друг от друга государственными органами.*

       Учение о разделении властей связанное с теорией естественного права , исторически сыграло прогрессивную  роль в борьбе буржуазии с абсолютизмом и произволом королевской власти .

      По словам Ф .Энгельса теория разделения властей представляет собой “….. не что иное , как прозаическое деловое разделение труда , примененное к государственному механизму в целях упрощения и контроля”.**

      С утверждением капиталистического строя принцип

разделения властей был провозглашен одним из основных принципов буржуазного конституционализма , что было впервые отражено в конституционных актах Великой Французской Революции.

         Марксистско-ленинская теория отвергает теорию разделения властей как игнорирующую классовую природу государства.

        Существование в социалистическом государстве государственных органов с различной компетенцией означает , что принцип единства государственной власти требует разграничения между ними функции по


*Юридический энциклопедический словарь , Советская энциклопедия , Москва ,198 год , стр.402

**К.Маркс и Ф .Энгельс , Сочинен., изд.2 ,том 5 стр.203


7

осуществлению государственной власти *- такая трактовка данного принципа характерна для большинства авторов советского периода.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.