Рефераты. Правовое регулирование гражданства в РФ






Очевидно, что лицо, обладающее правовым статусом бипатрида, не может в полной мере быть лояльным к обоим государствам своего граж­данства. Следовательно, в неурегулированных соответствующими между­народными соглашениями случаях двойного гражданства для бипатрида может возникнуть неразрешимая ситуация, при которой придется выбирать, в отношении какого из государств своего гражданства следует прежде всего исполнить свой долг. Однако при этом бипатрид рискует в лучшем случае утратить свой правовой статус, а в худшем — стать преступником в государ­стве своего второго гражданства.

Лояльность по отношению к двум государствам может не только создавать определенные трудности бипатриду, но являться также потенциальным источником угрозы безопасности в отношении того государства, чьими интересами «пожертвует» лицо с двойным гражданством при возникновении чрезвычайных ситуаций. С этой точки зрения опасность рыхлости националь­ного сообщества, расколов, конфликтов, ослабления сплоченности общества будет, как правило, больше, когда жители являются лицами с двойным гражданством, которые могли бы чувствовать себя более обязанными проявлять лояльность к другой стране, чем если бы они имели лишь гражданство страны, где они проживают.

С другой стороны, как отмечает А.И. Синкевич, за последнее десяти­летие в Европе утвердилось мнение о том, что институт двойного гражданства не предполагает двойную лояльность, а «является эффективным средством повышения уверенности некоренного населения в своем правовом статусе и ведет к более доверительному отношению к стране проживания, способствуя при этом укреплению стабильности в обществе и государстве»[23].

Двойная лояльность, по моему мнению, может быть даже выгодна для государства. Бипатриды могут способствовать улучшению взаимопонимания и ослабления напряженности между государствами, гражданство которых они имеют. Двойное гражданство, по мнению А. И. Синкевича, «в плане обеспечения прав и свобод предоставляет дополнительные гарантии их реализации и защиты, особенно в отношении: права на жительство в обоих государствах, свободы передвижения по территориям обоих госу­дарств, права на возвращение или реэмиграцию, возможности сохранения единого гражданства в смешанном браке»[24].

Политика ряда государств направлена на поддержание правовой связи с соотечественниками, проживающими за рубежом, путем предоставления им своего гражданства, а также оставления гражданства своим гражданам, натурализующимся в иностранном государстве. Аналогичной политики, за некоторыми исключениями, придерживается и Россия.

Отдельные государства используют двойное гражданство не столько в целях сохранения связи со своими гражданами, эмигрировавшими за границу, сколько для усиления своего влияния в дружественных государ­ствах. При этом государство может извлечь пользу из деятельности и опыта своих сохранивших гражданство соотечественников, которые могли бы в определенной мере считаться посланниками страны своего происхождения.

Работая над вопросами гражданства, нужно отметить проблему употребления различных терминов в российской правовой системе и правовых системах большинства европейских государств. Речь идет о таких понятиях, как двойное и множе­ственное гражданство. В законодательстве большинства европейских государств используется такой термин, как множественное гражданство.

Европейская конвенция о граж­данстве 1997 года оперирует такой же категорией, подразуме­вая под множественным гражданством обладание одним и тем же лицом одновременно гражданством двух и более государств. Если сопоставить определение двойного гражданство в россий­ском законе и определение множественного гражданства, ко­торым оперирует Страсбургская конвенция, то мы не сможем найти различия в содержании определений[25]. Полагаю, что законодатель использовал более узкое понятие (двойное граж­данство), хотя практически Конституция Российской Федерации употребляет аналогичный термин. Если бы в законе использо­вался термин множественное гражданство, то никакого проти­воречия между Конституцией и законом не было бы. Кроме того, общепризнанные принципы и нормы международного право и международные договоры Российской Федерации не запреща­ют лицу обладать только гражданством двух государств.




Заключение


Действующее законодательство о гражданстве сыграло позитивную роль в правовом оформлении российского гражданства в период становления России как суверенного, независимого государства после распада СССР. Однако оно не в полной мере соответствует принятой позднее Конституции 1993 г., современному государственному и правовому развитию страны. Присоединение России к Европейской конвенции о гражданстве 1997 г., необходимость приведения норм о гражданстве к европейским стандартам, опыт, накопленный за почти десятилетний период применения Закона о гражданстве 1991 г., также требуют его обновления, совершенствования с сохранением, естественно, оправдавших себя принципов и норм.

Закон 2002 года изменил довольно существенно условия приобретения гражданства по сравнению с законом 1991 г. (в первую очередь порядок упрощенного приобретения гражданства), что вызвало огромное количество нареканий. В результате изменения, внесенные в него законом от 11 ноября 2003 г., привели к тому, что положения о приобретении гражданства стали во многом практически такими же как и в законе 1991 г.

В то же время, значительные изменения закон 2002 года внес в ус­ловия приобретения гражданства. Срок непрерывною прожи­вания на территории Российской Федерации до подачи заявления о приеме в гражданство увеличивается с трех до пяти лет. Появились новые условна приема в гражданство — владение русским языком, наличие законного источника средств к существованию, а также обращение в пол­номочный орган иностранного государства с заявлением об от­казе от имеющегося гражданства, отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным догово­ром Российской Федерации или действующим законом о гражданстве либо цели отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин.

Не до конца терминологически оправдано использование в Законе 2002 года термина «двойное гражданство», поскольку по своему определению в законе оно соответствует общепринятому понятию «множественное гражданство». Устранение этой неточности поможет в будущем избежать возможных проблем.

Говоря о главной проблеме, связанной с двойным, гражданством, - проблеме лояльности, следует отметить, что государства по-разному подходят к проблеме лояль­ности. Каждая страна, решая вопрос о допущении, ограничении или запрещении для своих граждан двойного гражданства, неизбежно должна будет определить для себя, какие из аспектов двойного гражданства, включая лояльность, отвечают ее государственным интересам и даже оказывают свое позитивное влияние на развитие государства в целом, а какие нежелательны.

При определении курса внутренней и внешней политики государства в вопросах гражданства нельзя руководствоваться положительным или отрицательным влиянием только одного из аспектов двойного гражданства. Необходимо все стороны двойного гражданства рассматривать в совокуп­ности. И когда их общее позитивное влияние значительно перевесит, для этого государства закрепление института двойного гражданства будет являться целесообразным.

В заключении следует отметить, что несмотря на указанные в работе недостатки закона о гражданстве 2002 г., нужно отметить что он является значительным шагом на пути к гражданскому обществу. Так хотелось бы отметить высокую законодатель­ную технику авторов и плодотворную работу экспертов закона, а также своевременность его внесения Президентом и приня­тия Федеральным Собранием, особенно внесенных в него изменений.


Список использованных источников


I. Нормативные акты Российской Федерации


1.     Конституция РФ (с изменениями от 9 сентября 1996 г., 10 февраля 1996 г., 9 июня 2001 г., 25 июля 2003 г) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря; СЗ РФ. – 1996. – №3. – Ст.125; №7. – Ст.676; 2003. – №30. – Ст.3051.

2.     Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. №223-ФЗ (с изм. и доп. от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г.) // СЗ РФ. – 1996. – №1. – Ст.16; 1997. – №46. – Ст.5243; 1998. – №26. – Ст.3014; 2000. – №2. – Ст.153.

3.     Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. №151-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» // Российская газета. – 14 ноября 2003 г.

4.     Федеральный закон от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с изм. и доп. от 11 ноября 2003 г.) // СЗ РФ. – 2002. – №22. – Ст.2031; Российская газета. – 14 ноября 2003 г.

5.     Закон РФ от 28 ноября 1991 г. №1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» (с изм. и доп. от 17 июня 1993 г., 6 февраля 1995 г., 31 мая 2002 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1992. – №6. – Ст.243; 1993. – №29. – Ст.1112; СЗ РФ. – 1995. – №7. – Ст.496; 2002. – №22. – Ст.2031.

6.     Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. №1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2002. – №46. – Ст.4571.

7.     Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. №1318 «Об утверждении Положения о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации и ее состава» (с изм. и доп. от 25 ноября 2003 г.) // СЗ РФ. – 2002. – №46. – Ст.4570;  Справочная правовая система «Гарант»

8.     Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. №217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием» // СЗ РФ. – 2002. – №15. – Ст. 1434

9.     Приказ Минобразования РФ от 20 июня 2003 г. №2606 «Об организации государственного тестирования по русскому языку как иностранному иностранных граждан и лиц без гражданства для приема в гражданство Российской Федерации» // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. – 2003. – №9.

10. Приказ МВД РФ от 6 февраля 2003 г. №82 «Об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2003. – №16.


II. Международные акты


11. Европейская конвенция о гражданстве (Страсбург, 6 ноября 1997 г.) // Справочная правовая система «Гарант»

12. Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) // Справочная правовая система «Гарант»

13. Конвенция о гражданстве замужней женщины (Нью-Йорк, 20 февраля 1957 г.) // Ведомости ВС СССР. – 1958. – №28.

14. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. – 10 декабря 1998 г.


III. Специальная литература


15. Авакьян С.А. Российское гражданство: опыт и проблемы. // Законодательство. – 1997. – №6.

16. Блинов А.Б., Чаплин Г.Ю. Гражданство России: проблемы и перспективы // Конституционное и муниципальное право. – 2002. – №4. – С.3-4.

17. Боярс Ю.Р. Вопросы гражданства в международном праве. – М.: Юридическая литература, 1986.

18. Варлен М. Новые аспекты института российского гражданства // Законность. – 2002. – №12. – С.5-9.

19. Вишневская Е., Турилкина Т. Усыновление: понятие, причины, последствия // Семейное право. – 2003. – №1. – С.29-33.

20. Ковлер А.И. Двойное гражданство: панацея или ловушка // Актуальные проблемы гражданства: Материалы международной научно-практической конференции по проблемам гражданства. – М.: Юристъ, 1995. – С.119.

21. Комментарий к законодательству государств - участников СНГ о гражданстве. – М.: Юридическая литература, 1996.

22. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 16 мая 2003 г. // Российская газета. – 17 мая 2003 г.

23. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича. – М.: Юрайт-М, 2002.

24. Права человека / Под ред. Е.А. Лукашевой. – М.: Норма, 1999.

25. Российской гражданство // Независимая газета. – 26 февраля 1996.

26. Синкевич А.И. Международные договоры, направленные на урегулирование вопросов гражданства. – М.: Проспект, 2000.


[1] Права человека / Под ред. Е.А. Лукашевой. – М.: Норма, 1999. – С.105-106.

[2] Закон РФ от 28 ноября 1991 г. №1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» (с изм. и доп. от 17 июня 1993 г., 6 февраля 1995 г., 31 мая 2002 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1992. – №6. – Ст.243; 1993. – №29. – Ст.1112; СЗ РФ. – 1995. – №7. – Ст.496; 2002. – №22. – Ст.2031.

[3] Российское гражданство // Независимая газета. – 26 февраля 1996.

[4] Федеральный закон от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с изм. и доп. от 11 ноября 2003 г.) // СЗ РФ. – 2002. – №22. – Ст.2031; Российская газета. – 14 ноября 2003 г.



[5] Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 16 мая 2003 г. // Российская газета. – 17 мая 2003 г.

[6] Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. №151-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» // Российская газета. – 14 ноября 2003 г.

[7] Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. №1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2002. – №46. – Ст.4571.

[8] Приказ МВД РФ от 6 февраля 2003 г. №82 «Об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2003. – №16.

[9] Блинов А.Б., Чаплин Г.Ю. Гражданство России: проблемы и перспективы // Конституционное и муниципальное право. – 2002. – №4. – С.3-4.

[10] Там же


[11] Приказ Минобразования РФ от 20 июня 2003 г. №2606 «Об организации государственного тестирования по русскому языку как иностранному иностранных граждан и лиц без гражданства для приема в гражданство Российской Федерации» // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. – 2003. – №9.

[12] Конвенция о гражданстве замужней женщины (Нью-Йорк, 20 февраля 1957 г.) // Ведомости ВС СССР. – 1958. – №28.


[13] Авакьян С.А. Российское гражданство: опыт и проблемы. // Законодательство. – 1997. – №6.


[14] Авакьян С.А. Российское гражданство: опыт и проблемы. // Законодательство. – 1997. – №6.

[15] Права человека / Под ред. Е.А. Лукашевой. – М.: Норма, 1999. – С.119-120.


[16] Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) // Справочная правовая система «Гарант»

[17] Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. №217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием» // СЗ РФ. – 2002. – №15. – Ст. 1434

[18] Вишневская Е., Турилкина Т. Усыновление: понятие, причины, последствия // Семейное право. – 2003. – №1. – С.29-33.


[19] Блинов А.Б., Чаплин Г.Ю. Гражданство России: проблемы и перспективы // Конституционное и муниципальное право. – 2002. – №4. – С.3-4.


[20] Ковлер А.И. Двойное гражданство: панацея или ловушка // Актуальные проблемы гражданства: Материалы международной научно-практической конференции по проблемам гражданства. – М.: Юристх, 1995. – С.119.

[21] Синкевич А.И. Международные договоры, направленные на урегулирование вопросов ггражданства. – М.: Проспект, 2000. – С.5.


[22] Боярс Ю.Р. Вопросы гражданства в международном праве. – М.: Юридическая литература, 1986. – С.27.


[23] Синкевич А.И. Международные договоры, направленные на урегулирование вопросов ггражданства. – М.: Проспект, 2000. – С.5.


[24] Синкевич А.И. Международные договоры, направленные на урегулирование вопросов ггражданства. – М.: Проспект, 2000. – С.6.


[25] Варлен М. Новые аспекты института российского гражданства // Законность. – 2002. – №12. – С.5-9.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.