Рефераты. Правовое положение иностранцев в Российской Федерации






Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.


2. 2 Основные положения закона


Новый Федеральный закон определяет три правовых режима пребывания иностранных граждан в нашей стране:

·                    временное пребывание;

·                    временное проживание;  

·                    постоянное проживание.

Согласно статье 5 Закона срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, как правило, не может превышать девяноста суток. В отношении иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и заключивших трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), срок временного пребывания в Российской Федерации продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию.

  Разрешение на временное проживание выдается иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года. Без учета утвержденной Правительством РФ квоты разрешение на временное проживание может быть выдано только отдельным категориям иностранных граждан. В их число входят те, кто родился на территории РСФСР и состоял в гражданстве СССР или родился в России; а также признанные нетрудоспособными и имеющие дееспособных сына или дочь - граждан России; имеющие хотя бы одного нетрудоспособного родителя - гражданина РФ; состоящие в браке с гражданином РФ, имеющие место жительства в РФ; осуществившие инвестиции в России в размере, установленном Правительством РФ; некоторые иные категории иностранных граждан.

  Отказ иностранному гражданину в выдаче разрешения на временное проживание либо аннулирование разрешения на временное проживание возможны в случае, если иностранный гражданин:

·выступает за насильственное изменение основ конституционного строя РФ, иными действиями создает угрозу безопасности РФ или граждан РФ;

·своими действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;

·ранее подвергался административному выдворению за пределы России либо депортации;

·представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;

·осужден либо имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления;

·привлекался к административной ответственности за нарушение режима пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ;

·не может представить доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в РФ в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства (за исключением случая, если иностранный гражданин признан нетрудоспособным);

·по истечении трех лет со дня въезда не имеет в РФ жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством РФ;

·выехал из РФ в иностранное государство для постоянного проживания; находится за пределами РФ более шести месяцев;

·заключил брак с гражданином РФ, послуживший основанием для получения разрешения на временное проживание, и этот брак признан судом недействительным;

·является больным наркоманией либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих.

В течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство, дающий право на постоянное проживание в Российской Федерации. До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в России не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Следует заметить, что вид на жительство выдается иностранному гражданину сроком на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен еще на пять лет. Законодатель не ограничивает количество продлений срока действия вида на жительство. Основания отказа в выдаче (либо аннулирования) вида на жительство те же, что и в случае отказа в выдаче разрешения на временное проживание. 

Федеральный закон регулирует также порядок оформления приглашений на въезд в Россию, порядок регистрации иностранных граждан, въехавших на территорию РФ, порядок их передвижения в пределах страны, избирательные права иностранных граждан, условия участия иностранцев в трудовых отношениях, порядок замещения ими государственных должностей, отношение к военной службе.


2.3 Нововведения в Законе "О правовом положении иностранных граждан в РФ ".


Первый шаг нового Закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» довольно жесткий - введение трудовой миграционной квоты на привлечение иностранной рабочей силы в нашу страну и регионы.

С 1 ноября Правительство России определит квоту - сколько иностранцев для осуществления трудовой деятельности в год будет принимать страна (с разбивкой по субъектам) "с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан. Указанные предложения исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации формируются на основе принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда".[16]

 Каждый работодатель должен будет сделать заявку в службу занятости для оформления документов на привлечение точного количества иностранной рабочей силы. После этого каждый его иностранный работник получит подтверждение на это право. Эта справка (с фотографией, паспортными и другими данными) даст ему разрешение работать только в определённой  области, только по этой специальности и только на том предприятии, которое его пригласило.

Нынешний переход миграционных служб в ведение МВД для иностранцев, желающих поработать в России, означает ужесточение режима въезда и пребывания в нашей стране. В каждой миграционной службе создаются иммиграционные инспекции. С 1 июля 2002 года, с момента вступления в силу нового Кодекса об административных правонарушениях, инспектора отделов по делам миграции имеют право штрафовать не только самих нелегальных иностранных рабочих, но и работодателей, взявших их на работу без специального разрешения миграционных служб. Кроме того, по новому закону нелегалов будут депортировать из России за счет работодателей.

Второе новшество - миграционная карта - документ, удостоверяющий личность каждый иммигранта. Такая карта позволит миграционным службам регистрировать количество прибывающих и убывающих иностранцев. Этот документ будет выдаваться приезжим при пересечении границы. В нем будут указаны сведения о личности прибывшего, цели визита и о периоде времени посещения страны.  Карта будет состоять из двух частей, одна из которых будет предоставлена иностранцу в качестве официального документа, а вторая половина остается у сотрудников служб миграционного контроля для отчетности. Выдавая ее, теперь будет известно: куда и зачем направляется приезжий, на какие сроки, кто дает гарантии и т.п.

Третий важный пункт - миграционная пошлина на использование иностранной рабочей силы. Ее размер - 3 тысячи рублей  плюс тысяча за подтверждение. Введение миграционной пошлины должно защитить национальный рынок труда, а также компенсировать недостаток рабочей силы в стране.

Кроме того, усилится уголовная ответственность за организацию незаконной иммиграции и содействие ей. Теперь руководитель объекта, где обнаружат работающих нелегалов, будет за это отвечать. Сначала карманом, а в       повторном случае - утратой свободы.

Для этих целей в 2003 году планируется создать около 300 пунктов миграционного контроля. По мнению министра по национальной политике РФ Владимира Зорина, эти пункты "позволят предотвратить проникновение нежелательных мигрантов, а также тех людей, которые занимаются нелегальным делом, в пределы тех или иных регионов"[17]. В настоящее время, по данным министра, работают лишь около 100 таких пунктов на границах, в то время как пограничных пунктов насчитывается около 450.

 

2. 4 Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

В соответствии со статьёй 33 закона иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства Российской Федерации, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом иностранный гражданин, незаконно находящийся в Российской Федерации, подлежит учету, фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации с последующим помещением полученных сведений в центральный банк данных.

Административное выдворение иностранного гражданина за пределы Российской Федерации осуществляется за счет средств выдворяемого иностранного гражданина, а в случае отсутствия таких средств либо в случае, если иностранный работник принят на работу с нарушением установленного настоящим Федеральным законом порядка привлечения и использования иностранных работников, - за счет средств пригласившего его органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, указанных в статье 16 настоящего Федерального закона.[18]

Должностные лица организаций, принимающих в Российской Федерации иностранных граждан, обеспечивающих их обслуживание или выполняющих обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации, а также порядка их регистрации, оформления документов на право пребывания или проживания иностранных граждан в Российской Федерации, их передвижения в пределах Российской Федерации, изменения ими места жительства в Российской Федерации, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.[19]

Заключение


Межнациональные конфликты в Краснодарском крае, армянский погром в подмосковном Красноармейске, волнения на вьетнамском рынке в Москве,  пугающие прогнозы китайской экспансии на территорию России вновь и вновь ставят вопрос о государственной политике в миграционной сфере. [20]

 Для иммигрантов Россия, как и в целом, Европа, привлекательна благодаря  более либеральной общественно-политической среде, относительному экономическому благополучию и высокой толерантности коренного населения.

 Больше всего к нам приезжают из регионов, где значительная часть населения живет в сложнейших экономических условиях. Таков, например, Таджикистан. Безвизовый режим, действующий на территории СНГ, делает нашу       ситуацию более проблематичной, чем в европейских странах.

По нашим подсчетам, приезжих иностранцев в России около 1,5 миллиона. Отчасти это наследие еще советских времен: афганцы, вьетнамцы. Например, согласно  договору с Вьетнамом его жители приезжали к нам работать в обмен на поставку техники из СССР. В договоре оговаривался срок и порядок их  возвращения на родину. Но Союз распался, а они остались здесь и вросли со всем своим скарбом в серую российскую экономику. Наша нынешняя задача - обеспечить безусловный выезд всех этих людей. Это не значит, что потом часть из них на законных основаниях не смогут снова посетить нашу страну. Но как системообразующая часть серой экономики они должны исчезнуть. Это       лишний раз доказали последние события на вьетнамском рынке. Зачинщики и участники беспорядков должны быть депортированы.

Устойчиво на территории России пребывает несколько сот тысяч китайцев. Но дело тут не только в количестве. Поменялись субъекты взаимоотношений в треугольнике Россия-Китай-"челнок". Если раньше "челноком" был преимущественно китаец, то теперь нередко это русский, нанятый китайцем.

Легализовав свое нахождение здесь различными путями, включая институт брака, китайские граждане уже контролируют значительную часть собственности в ряде регионов России. Таким образом, создается своего рода       экономический плацдарм. Это не может не быть объектом нашего пристального изучения.

С этим связана и другая проблема: возможное появление компактных поселений китайцев в приграничных территориях. А ведь это бомба замедленного действия. Человек, получивший вид на жительство, уже имеет право участвовать в избрании местного самоуправления. Понятно, кого изберут три, а то и десять тысяч представителей одной этнической группы.

Однако без ежегодного притока миллиона мигрантов-трудовиков Россия уже не обойдется. Если сейчас в ряде мегаполисов все мигранты объявят забастовку, в определенных сферах экономики наступит паралич. Не выйдут на маршруты троллейбусы, некому будет вывозить мусор, встанут все стройки. Но вместе с тем, чем жестче мы будем исполнять нормы миграционного права, тем больше к нам  будут приезжать. Ведь все беды приезжих, все поборы идут от правового вакуума.

В настоящее время, по словам Черненко, в России официально             зарегистрировано лишь 300 тысяч трудовых мигрантов. Однако реальное             их число в 10-15 раз больше. "Нелегалы" ежегодно вывозят из России             несколько миллиардов заработанных на нашей территории долларов. Но             уже в ближайшее время иностранцы, приезжающие в Россию на работу,             должны будут купить при въезде в страну миграционную карту и оплатить трудовую и миграционную пошлины. В среднем общая сумма составит около 100 долларов, что позволит ежегодно вносить в казну  России до 10 млн.  долларов.

Новый закон "О правовом положении иностранных граждан в РФ, является в определенном смысле поворотным в политике использования иностранной рабочей силы в России. Закон впервые реально защищает права иммигрантов в России. На это направлены такие положения закона, как квотирование иммиграции, миграционная карта въезжающего в Россию, а также иммиграционная пошлина, которая взимается с работодателя.  

До сегодняшнего дня иностранная рабочая сила в России эксплуатировалась работодателями очень недобросовестно. Это касается и низкой заработной платы, и отсутствия страховки, и невозможности медицинского обеспечения. Работодатель не несет сейчас никакой ответственности перед иностранными рабочими, а закон выстраивает четкую линию этих отношений. Кроме того, новый закон весьма  жестко диктует иностранцам, как им надо вести себя в нашей стране. Вплоть до введения "черных списков".

Для полноценного действия закона необходимо принять еще 17 подзаконных актов, регламентирующих как порядок проведение квотирования иностранной рабочей силы, так и введение миграционной карты.

В курсовой работе рассмотрены правовые аспекты пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации; приведена  характеристика нормативной базы; раскрыты основные права и обязанности иностранных граждан; затронуты основные аспекты ответственности иностранных граждан перед Российской Федерацией за нарушение законодательства страны.

Рекомендации и предложения по исследуемой теме (Из Концепции единой системы иммиграционного  контроля в РФ): 

- Создание пунктов иммиграционного контроля на всех пограничныхпостах РФ.

Создание в приграничных субъектах РФ мест временного содержания и  центров временного размещения иммигрантов (фильтрационных или депортационных центров).

- Создание иммиграционной инспекции.

-Введение квот на прием и распределение различных категорий мигрантов (постоянное проживание, гражданство, трудовая миграция,  учеба, лечение, туризм) с учетом социально-экономических  возможностей РФ.

- Переход на 100%-ный контроль въезжающих и выезжающих иностранных граждан и лиц без гражданства, а также следующих транзитом через  территорию России.

Литература


1.                 Алексеев С.С. Государство и право. – М.: Юридическая литература, 1994. – 287 с.

2.                 Ананьева С.  "Гастарбайтеры в законе", газета "Русский Север" от 9 октября 2002 г.

3.                 Козлов Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М. : Юрист, 1995. – 216 с.

4.                 Конституция Российской Федерации. – М.: Юридическая литература, 1993. – 61 с.

5.                 Маковский А.Л. Вступительная статья к сборнику нормативных актов о правовом положении иностранных граждан. – М.: БЕК, 1996. – 345 с.

6.                 Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. – М.: Юринформцентр, 1995. – 365 с.

7.                 Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"; "Российская газета" от 31 июля 2002 г., N 140. 



[1] ИТАР-ТАСС, 22 июля 2002 г.

[2] Конституция РФ, ст. 62

[3]  Конституция РФ, ст. 35

[4]  Конституция РФ ст. 28

[5] Козлов Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М. : Юрист, 1995.


[6] Там же


[7]  Конституция РФ, ст. 27

[8] Козлов Е.И., Кутафин О.Е. Указ. соч.

[9]  Конституция РФ, ст. 3, п. 1

[10] Там же, п. 2

[11]  Конституции РФ ст. 32

[12] Козлов Е.И., Кутафин О.Е. Указ. соч.



[13] Конституции РФ ст. 58

[14] О порядке выезда из РФ и въезда в РФ: Федеральный Закон от 18 июля 1996 г. № 101–ФЗ // Российская газета. – 1996. - 22 августа. – С. 5.


[15] Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. – М.: Юринформцентр, 1995.


[16] Ст. 18 Закона

[17] ИТАР-ТАСС, 22 июля 2002 г.



[18] Статья 34 Закона п. 1

[19] Статья 35 Закона

[20] Пресс-конференция главы Федеральной миграционной службы, заместителя министра внутренних дел РФ А. Черненко,  "Независимая газета" №169 (2724) 16 августа 2002 г.


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.