Рефераты. Правотворческая деятельность субъектов РФ






Право – это государственно-властная общеобязательность того, что официально признается и устанавливается как закон в определенное время и в определенном социальном пространстве – установление правового закона. Эта обязательность – следствие права – общеобязательность как необходимые определения права.

Положение Конституции РФ о высшей ценности прав и свобод человека (ст. 2), о необходимости соответствия (непротиворечия) содержания законов правом и свободам человека (ст. ст. 18, 55) и др. подчеркивают, что правотворчество не должно быть противоречивыми с законом, а закон не вступая в противоречие с правами, т. е. взаимодействовать они должны в единстве, без великих противоречий. Только такое правотворчество эффективно.

Но наряду со всеми этим в Конституции РФ (ч. 3 ст. 17) содержится следующая специальная оговорка: «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц». Такое законодательное пояснение означает, что в Конституции РФ закреплены естественные права и свободы человека, гражданина и не противоречат правовому принципу формального равенства. Следовательно, в правотворчестве в различных регионах РФ это положение должно юридически законно.

 






1.2.  СУЩНОСТЬ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ. ВИДЫ, ФОРМЫ, ЗНАЧЕНИЕ. 


Актуальность таких понятий как правотворчество и правотворческая деятельность обусловлена тем, что в современный период  демократизации общества значимость личности – субъекта, народа – субъекта возрастает и появляется условия для активной творческой деятельности, в том числе правотворчестве.

В настоящее время, когда в России идут сложные сдвиги в преобразовании всех сторон социальной жизни, проблема прав человека выходит, безусловно, на первый план. Понимание о необходимости формирования правосознания и внедрение в общественное сознание ценности правотворчества важны не только  для специалистов в области юриспруденции, но и для всех тех, кто способен участвовать в правотворческой деятельности, для тех, кто может позитивно повлиять на реализацию и воплощение в жизнь естественных (так называемые гражданские, культурные, социальные права) и приобретенных (так называемые политические и экономические права) прав.

До настоящего момента ни одно из современных обществ не имеет пока реальных условий для полной и всесторонней реализации прав человека. Это объясняется тем, что общество обладает ограниченными возможностями для раскрытия внутреннего потенциала каждого человека и соответственно потенциального внутреннего и внешнего развития каждого субъекта федерации.

Кроме того, очевидность недостаточной теоретической разработки проблемы правотворчества и правотворческой деятельности в современных условиях в национальных республиках, округах позволяет нам утверждать, что требует дальнейшего развития актуальный понятийный аппарат правоведческой науки.

Такие понятия, появившиеся сравнительно недавно в юридической литературе в предлагаемом дипломном проекте, как правотворчество, правотворческая деятельность являются ключевыми в дипломной работе и современные ученые – правоведы используют, и будут использовать данные философико-правовые категории, что соответственно выявляет методологическое значение данных понятий.

Правотворчество особая форма государственной деятельности, направленная на создание правовых норм, а также на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену. Это процесс создания и развития действующего права как единой и внутренне согласованной системы общеобязательных норм, регулирующих общественные отношения, специальная, имеющая официальное значение деятельность по установлению правового регулирования[6]. С. С. Алексеев отождествляя правотворчество законотворчеству именует её как специальную деятельность компетентных органов, завершающей процесс правообразования, в результате которой приобретает юридическую силу и вступает в действие закон[7]. По своей сущности правотворчество своеобразная форма возведения государственной воли в закон, имеющий общеобязательное значение юридического предписания. Для правотворчества современного периода характерны все основные принципы, свойственные государственно-правовой надстройке общества. Вместе с тем правотворчеству как особому общественному явлению свойственны и только ему присущи принципы, которые, по мнению М. Ф. Маликова сводятся к следующему: 1) главенствующая роль законодательных органов в правотворческой деятельности; 2) верховенство законодательных органов перед исполнительно-распорядительными органами; 3) научная обоснованность правотворческой деятельности; 5) использование наиболее совершенных форм выражения государственной воли – нормативно-правовых актов; 6) применение прогрессивных приемов и правил законодательной техники[8].  

Правотворческая деятельность  включает в себя процесс создания  нормативного акта от зарождения его идеи в связи с выявлением потребности в правовой регламентации до вступления его в силу[9]. Правотворческая деятельность проходит три этапа:

1.                  «Предпроектный» этап – период изучения правопотребности, изучение общественного мнения.

2.                  Подготовка проекта нормативно-правового акта.

3.                  Правотворческий процесс, охватывающий властную деятельность компетентных субъектов от внесения проекта нормативно-правового акта до обнородывания и вступления данного акта в силу.

Территориальные органы юстиции принимают участие в региональной (республиканской, окружной, автономной) правотворчестве на всех этих этапах. Проавотворческая деятельность в полной мере может проявляться лишь в условиях свободы, поскольку только свобода раскрепощает и способствует раскрытию творческого потенциала личности и народа.

«Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости»[10]. Свобода как познанная необходимость позволяет принимать решения объективно. Свобода правотворческой деятельности предполагает моральную и социальную ответственность за свою деятельность.

Субъекты федерации прогнозируют и планируют в правовой форме, т. е. принимают посредством регионального законодательного органа, например, Курултая, организационно-правовые акты правотворческой деятельности. Органы юстиции субъектов федерации должны принимать активное участие в планировании, вносить свои предложения в планы и программы правотворческой деятельности и законодательств. Они могут выступатьв качестве соисполнителей.

Правотворческая деятельность субъектов РФ – это ответственная подготовка проекта нормативного акта для чего необходимо следующее:

проведение юридической экспертизы проектов нормативно-правового акта;

участие в рабочих группах по разработке подготовленных проектов.

Территориальные органы  юстиции должны также проводить экспертизу законопроектов, подготовленные субъектами федерации для внесения в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания РФ – это также проявление правотворчества. Важно, чтобы правотворчество субъектов федерации не противоречило федеральному законодательству, дабы это инициативное правотворчество защищали и охраняли интересы личности, общества и государства. Необходимо отметить, согласно экспертной оценке правовое поле Российской Федерации заполнено примерно полутора миллионами правовых актов, в число которых входят и международные акты, являющиеся составной частью российского законодательства. По состоянию на январь 2000 г. федеральное законодательство составляло 110 тыс. нормативно-правовых актов, законодательство субъектов Федерации 580 тыс., а на долю муниципальных образований приходилось 800 тыс. нормативно-правовых актов. Таким образом, федеральное законодательство составляет лишь 10% общего массива правовых актов Российской Федерации.

Идея свободы правотворчества предполагает правовые акты субъектов России, при этом признается верховенство федеральных законов на всей территории РФ. Конституции, уставы, законы и иные нормативно-правовые акты субъектов федерации не должны противоречить федеральному законодательству. Это положение закреплено в Конституции РФ (ст. ст. 4, 71, 72, 73, 76), что составляет юридическую основу для создания единого правового пространства в  федеральном государстве, а с другой стороны позволяет иметь собственное законодательство субъектов федерации, учитывающие национальное и другое своеобразие субъектов. Так, в соответствии с Уставом ЯНАО и Конституцией Республики Башкортостан.

Правотворческая деятельность социально обусловлена, как социальная необходимость проявление субъекта правотворческой деятельности личности, государственных органов, народа, проявление единства теоретической гуманистической сущности правотворчества и эмпирии.

Социальная значимость правотворческой деятельности в ее влиянии на социальные процессы, экономику и экономическое состояние субъектов федерации, духовно-нравственную сферу на процессы государственного строительства.

Правотворческая деятельность субъектов федерации должна учитывать исторический зарубежный и отечественный, региональный опыт, национальные особенности общества и другие факторы.

Правотворческая инициатива субъектов федерации, государственных органов, личности, народа не должна противоречить Конституции РФ, конституции (основного закона, устава) субъекта федерации.


Глава 2. Международные конституционные принципы национально-государственного

строительства.


2.1. Историко-правовой аспект проблем народного сувернитета и принципы национальности в историческом процессе становления субъекта федерации.


В специальных исследованиях по данной проблеме утвердилось мнение, что государственный суверенитет исторически возник со времени появления государственных образований, а его теоретическое осмысление и научное определение в конце средних веков. С тех пор продолжаются дискуссии о сущности суверенитета и его субъектах.

Один из основателей этой теории Жан Боден (XVI в.) считал, что власть, как сплоченная сила для семьи и всего общества, должна быть независимой (суверенной). По его мнению, суверенитет неделим, он должен принадлежать королю, аристократии или народу. Боден предпочтение отдал первому и определил суверенитет как высшую власть монарха над подданными, которая может быть ограничена божественным или естественным правом[11].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.