Рефераты. Понятие международного договора






Выражение согласия договаривающихся сторон на обязательность договора. Послед­ней стадией заключения международного договора является выражение субъектами международного права согласия на его обязательность. Государство может участвовать через своих представителей в процессе выработки текста договора, в установлении аутентичности текста, подписывать заключительный акт конференции или проголосовать за резолюцию международной организации, которыми принимается текст договора, но оно не будет связано его положениями, пока не выразит свое согласие на обязательность для него договора. Федеральный закон «О международных договорах РФ» в ст. 6 перечисляет шесть наиболее употребляемых способов выражения такого согласия, при реализации которых договор вступает в силу, приобретает юридическую обязательность: подписание; обмен документами, образующими договор; ратификация; утверждение; принятие; присоединение к договору. Как сказано в статье, могут быть и другие способы, о которых условятся стороны. Однако в российской практике до настоящего времени случаев использования таких способов не встречалось15.

Из перечисленных в Законе способов наиболее распространенным является подписание. При этом следует различать подписание как способ выражения согласия на обязательность договора и подписание под условием последующей ратификации, принятия, утверждения или одобрения. В первом случае подписание договора его участниками влечет за собой его вступление в силу. Во втором случае вступления в силу не происходит; оно наступит только при выполнении условия ратификации, принятия, утверждения или одобрения. В случае, когда подписание влечет за собой вступление договора в силу, в его тексте, как правило, прямо указывается, что он вступает в силу со дня подписания.

Двусторонние договоры подписываются обычно представителями обоих договаривающихся государств в одном месте и одновременно. Это, однако, не является обязательным. Многосторонний договор может подписываться в одном месте одновременно всеми государствами, которые участвовали в переговорах, но может быть открыт для подписания в течение определенного срока и в нескольких местах, что чаще встречается, когда подписание не является способом выражения согласия на обязательность договора, а предшествует ратификации, принятию и т.п.

Обмен документами также является весьма широко используемым способом выражения согласия на обязательность договора. Его основные формы - обмен нотами или письмами. Обмен нотами осуществляется по линии Министерства иностранных дел РФ. Другие ведомства нотную переписку не ведут. Как правило, используется форма вербальной ноты, то есть нота составляется от третьего лица. Вербальная нота не подписывается, на ней ставятся печать Министерства и дата отправления. Возможно и использование личной ноты, составляемой от первого лица. Однако такая нота адресуется уже не министерству или посольству, а конкретному должностному лицу. Она подписывается лицом, от имени которого направляется (обычно министром иностранных дел или его заместителем). На ней ставится дата, но не проставляется печать.

Обменное письмо по форме, по существу, совпадает с личной нотой. Разница лишь в том, что обмен письмами осуществляется не по линии Министерства иностранных дел, а другими ведомствами. Обычно обменное письмо составляется от имени руководителя ведомства или его заместителя.

Ратификация международного договора - это окончательное его утверждение высшим органом государства. В практике многих государств ратификация осуществляется главой государства, причем это может быть обусловлено согласием парламента. В России ратификация осуществляется Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона16.

Ратификация не является обязательной стадией заключения договора. Критерии, в соответствии с которыми определяется, подлежит ли данный договор ратификации Федеральным Собранием, изложены в п. 1 ст. 15 Федерального закона «О международных договорах РФ». Ратификации подлежат международные договоры Российской Федерации: а) исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федераль­ных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом; б) предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина; в) о территориальном разграничении Российской Федерации с другими государствами, включая договоры о прохождении Государственной границы Российской Федерации, а также о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; г) об основах межгосударственных отношений, по вопросам, затрагивающим обороноспособность Российской Федерации, по вопросам разоружения или международного контроля над вооружениями, по вопросам обеспечения международ­ного мира и безопасности, а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности; д) об участии Российской Федерации в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий Российской Федерации или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для Российской Федерации. Равным образом подлежат ратификации международные договоры Российской Федерации, при заключении которых стороны условились о последующей ратификации.

Порядок внесения международного договора в Государственную Думу на ратификацию предусматривает ст. 16 Федерального закона «О международных договорах РФ». Этот порядок зависит от того, кем было принято решение о подписании договора. Если решение о подписании договора было принято Президентом, то он вносится на ратификацию Президентом. Если решение о подписании договора было принято Правительством, то он вносится на ратификацию Правительством.

В п. 4 ст. 16 Федерального закона «О международных договорах РФ» сформулиро­ваны требования, предъявляемые к содержанию предложения о ратификации международного договора. Предложение должно содержать заверенную копию официального текста международного договора, обоснование целесообразности его ратификации, определение соответствия договора законодательству РФ, а также оценку возможных финансово-экономических и иных последствий ратификации договора.

Рассмотрение Государственной Думой предложений о ратификации международных договоров осуществляется в соответствии с ее регламентом. Оно включает предварительное обсуждение в комитетах и комиссиях Государственной Думы, в том числе с участием уполномоченных соответственно Президентом и Правительством представителей. Возможны проведение парламентских слушаний, привлечение экспертов, создание необходимых комиссий. Особая роль в процессе предварительного обсуждения принадлежит комитетам по международным делам и по делам СНГ17.

Рассмотрение вопроса о ратификации международного договора и принятие соответствующего решения осуществляются Государственной Думой на своем заседании в таком же порядке, как и по другим законопроектам. Принятый Государственной Думой федеральный закон о ратификации международного договора в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации.

Федеральный закон о ратификации международного договора, принятый Федераль­ным Собранием, направляется в соответствии с Конституцией Президенту для подписания и обнародования (ст. 17 Федерального закона «О международных договорах РФ»).

На основании Федерального закона о ратификации международного договора Российской Федерации Президентом РФ подписывается ратификационная грамота, которая скрепляется его печатью и подписью министра иностранных дел РФ.

Обмен ратификационными грамотами и сдача грамот о ратификации международ­ных договоров Российской Федерации на хранение депозитариям (государство, международная организация или ее главное исполнительное должностное лицо, которым сдается на хранение подлинник международного договора и которые выполняют в отношении этого договора функции, предусмотренные международным правом) производятся, если не имеется иной договоренности, Министерством иностранных дел РФ либо по его поручению дипломатическим представительством России в иностранном государстве или представительством России при международной организации.

Утверждение, принятие международного договора также являются в соответствии со ст. 11 Венской конвенции 1969 года способами выражения согласия государств на обязательность для них договора. В этом смысле утверждение международного договора необходимо отличать от предварительного (до подписания) одобрения Президентом, Правительством проекта договора, которое иногда неправильно называют утверждением, а принятие международного договора - от принятия текста договора после его выработки.

В подп. «а» п. 1 ст. 20 Федерального закона «О международных договорах РФ» устанавливается, что в отношении заключаемых от имени России и подлежащих утверждению, принятию международных договоров по вопросам, указанным в п. 1 ст. 15 данного закона, утверждение, принятие осуществляются в форме Федерального закона.

В отношении заключаемых от имени Российской Федерации и подлежащих утверж­дению, принятию международных договоров (за исключением тех договоров, утвержде­ние, принятие которых производится в форме Федерального закона) утверждение, принятие осуществляются Президентом; в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, по вопросам, относящимся к ведению Правительства, а также договоров, заключаемых от имени Правительства, - Правительством РФ.

Утверждение, принятие международных договоров межведомственного характера ограничиваются случаями, когда договором предусматривается вступление его в силу после утверждения, принятия, и осуществляются федеральными органами исполнитель­ной власти, от имени которых они подписаны.

Если государство с самого начала не было участником договора, оно может присоединиться к нему на условиях, предусмотренных договором. Обычно присоеди­нение применяется в отношении многосторонних договоров.

В подп. «а» п. 1 ст. 21 Федерального закона «О международных договорах РФ» устанавливается, что в отношении договоров, присоединение к которым производится от имени Российской Федерации, по вопросам, указанным в п. 1 ст. 15 данного закона, присоединение осуществляется в форме Федерального закона [1.3 -1.4].

В отношении договоров, присоединение к которым производится от имени Российской Федерации (за исключением тех договоров, присоединение к которым осуществляется в форме федерального закона), решения о присоединении принимаются Президентом; в отношении договоров, присоединение к которым производится от имени Российской Федерации, по вопросам, относящимся к ведению Правительства, а также договоров, присоединение к которым производится от имени Правительства, - Правительством РФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.