Рефераты. Политические права и свободы граждан






Каждый человек вправе передавать,производоть и распостраныть информацию любым законным способом,т.е. он может зделать ее достоянием общества под собственную ответственность за ее достоверность,для чего создать свою газету,использовать государственный или частный канкл телевидения,выступить с публичной лекцией и др.Распостранение государства не должно быть монополией государства – в этом залог полноты и объективности информации,получаемой обществом.

Особое значение имеют массовая информация,которая реализуется через информационные агенства и различные средства массовой информации(СМИ) – газеты,журналы т.д.Ответственная роль и опасность злоупотреблений свободой информации заставляют демократические государства детально определять их правовое положение,порядок создания ,деятельности и ликвидации.

Конституция гарантирует свободу массовой информации.Этот общий принцип открывает дорогу для бесприпятственного создания любым лицом(включая лиц без гражданства и иностранцев) газет и других СМИ и распостранения в них любой информации,не затрагивающей государственной тайны.Независимое телевидение и пресса не обязанны согласовывать свои материалы с каким либо государственным органом(например,с Государственным камитетом РФ по печати),они вправе отбирать информацию предоставляемую иим от госорганов,самостоятельно строить свои отношения с международными информациоными агенствами,направлять за рубеж собственных корреспондентов.

В основе механизма правового регулирования любой конституционной политической свободы граждан должна лежать норма Конституции. Что касается свободы слова и печати, то к сожалению, она регулируется действующей Конституцией РФ не в полном объеме. В частности, в статье 29 получили закрепление права граждан на свободу мысли, свободу слова, свободу выражения своих мнений и убеждений и право искать, получать и свободно распростронять информацию. Часть пятая ст29 гарантирует запрет цензуры. Эта гарантия содержится в Законе от 27 декабря 1991 года "О средствах массовой информации". Ни в каких редакциях СМИ (в том числе и правительственных,) ни в каком –либо государственном органе не может быть лиц,надзирающих за работой печатных органов,а тем более обладающих правом снимать с публикации или изменять те или иные подготовленные материалы.

Вместе с тем в Законе предусмотрена недопустимость злоупотребления свободой массовой информации. Собственно свобода печати Конституцией не урегулирована. Можно, конечно, обосновать отсутствие упоминания о свободе печати тем обстоятельством, что она является частным проявлением свободы выражения своих мнений. Но этот аргумент не соответствует международно-правовым обязательствам России. Международный пакт о гражданских и политических правах в числе способов  выражения мнения указывает использование печати как самостоятельное правомочие граждан.

Конкретные гарантии свободы средств массовой информации содержаться в Законе о средствах массовой информации(в редакции от 5 августа 2000г.).Так,установленно,что государственные органы и общественные объединения обязаны предоставлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций и других формах.Восприпятствование в какой-либо форме деятельности СМИ(например,незаконное прекращение или преостановление)влечет уголовную,административную или иную ответственность в соответствии с законом.Установленны порядок создания и регестрации СМИ,а также основания для отказа в регистрации или в леквидации.Такие суровые санкции возможны только по решению суда.

В январе 1995г. был принят Федеральный закон о порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации.Закон устанавливает что, государственные СМИ обязаны давать информацию о деятельности Президента,Федерального собрания,Правительства РФ и других органов,включать программы с соблюдением определенных требований(например,не прерывать официальные сообщения рекламой). Из того же Закона следует что,федеральные органы государственной власти и органы власти субъектов РФ не могут быть учередителями периодического печатного издания,за исключением печатного издания,публикующего только офицальные сообщения и материалы.Проведенно акционирование государственного телевидения.

Федеральный закон об информации,информатизации и защите информации от 20 февраля 1995г. призван защищать право собственности на документы и массивы документов в информационных системах,он вводит порядок правовой защиты информации,не допускает сбор ,хранение,использование и распостранение информации о частной жизни,а равно информации,нарушающюю личную тайну, семейную тайну, тайну переписки,телефонных переговоров,почтовых и иных сообщений физического лица без его согласия,кроме как на основания судебного решения.(ст11).Закон предусматривает меры против хищения и поделки информации,несанкционнированных действий по уничтожению,искажению и копирования информации,устанавливая тем самым правовой режим ее защиты в интересах физических и юридических лиц,государства.

Закрепляя свободу получения и распостранения информации любым законным способом,Конституция РФ(ч.4 ст.29) указывает на определенное припятствие:необходимость соблюдать государственную тайну.Но перечень сведений,составляющих государственную тайну,должен определяться федеральным законом.Это значит,что никто не вправе прроизвольно определять секретность той или иной информации,ограничивая тем самым конституционную свободу.Реализация требований ч.4 ст.29 Конституция обеспечиваеться Законом РФ “О государственной тайне”(в редакции от 6 октебря 1997г.),в котором определенно понятие государственной тайны и указаны сведения,относимые к государственной тайне.Перечень сведений,отнесенных к государственной тайне,утвержден Указом Президента РФ(в редакции от24 июля 1998г.).

 


13. Право граждан на объединение 


Право на объединене - одно из самых всеобъемлещех полтических прав граждан, затрагивающее основные аспекты политической жизни граждан.

Согласно ст.30 Конституции РФ “Каждый имеет право на объединение...”, т.е. создание разного рода (не государственных) общественных объединений общественных двжений, партий, профсоюзов, предпринимательскх объединений, обществ и ассоциаций.совместно с другими лицами, а также входить и беспрепятственно выходить из них. Такими объединениями являются - добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан в целях удовлетворения их (духовных, материальных) потребностей. Цель объединения состоит в том, что оно следует удовлетворению интересов личности, входящей в такое объединение.

Стаьтя 30 Конституции Россйской Федерации применяет формулировку "каждый гражданин Россйской Федераци имеет право на объединение....." - это значит, что каждый человек, законно находящийся на территории Россйской Федерации и обладающий всеми ее правами и обязанностями меет право создавать общественные объединения и организации для реализации своих общественных, социальных  и политических интересов. Право на объединения имеют как российске граждане и лица без гражданства, исключением являются политическе правртии, права на создание и участие в которых имеют только гарждане Российской Федерации. Принятие или вступление гражданина в общественную орагинзацию осуществялется на добровольных началах в соответсвиями с условиями, записанными в ее уставе. Никто не может быть принужден ко всуплению в какие-либо общественные организации, а так же пребывания в них. Право на общесвенные объединения предоставляет гражданину широкий спектр реализации своих интересов непосредственно или вместе с общественной организацией. Конституция Российской Федерации гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Это означает, что общественные объединения создаются без предварительного зарешения государственных орагнов.

Статья 30 Конституции РФ фиксирует гарантию свободы деятельности общественных объединений.

Право на объединение не является абсолютным правом и может подвергнуться определенным ограничениям. Эти ограниечения устаанавливаются Конституцией Российской Федерацией.

В частности на основании ст. 56 Конституции Российской Федерации отдельные огранчения устанавливается в условиях черевычайного положения.  Согласно ст. 23 Закона РСФСР "О черезвычайном положени", в случае введения черезвычайного положения при попытках насильственного свержения конституционного строя, массовых беспорядках и т.п. может быть приостановлена, после сосотвествующего предупреждения, деятельность политическх партий, общетсвенных организаций  массовых движений, прпятствующих нормализации обстановки.

Статья 23.   В  случае  введения  чрезвычайного  положения  по основаниям,  указанным  в  п."а" статьи  4  настоящего  Закона, дополнительно могут вводиться следующие меры: приостановление,   после  соответствующего  предупреждения, деятельности  политических  партий,  общественных  организаций   и массовых движений, препятствующих нормализации обстановки;


Конституця также устанавливает нормы об условиях образований общественных объединенй и предъявляемых к ним требованям.

В части первой статьи 13 запрещается создание и деятельность объединений, цели и действия которых направленны на насльственное свержение основ конституционного строя, нарушение целостност Российской Федерациии, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формированй, разжигание нацональной и религиозной розни.

Закон устанавливает, чо отказ в регистрации общественного объединения по мотивам нецелесообразности не допускается. Отказ о регистрации дается в письменной форме и может быть обжалоавн в суде и не является препятсвием для повторной сдачи документов, при условии устранения оснований, вызвавших отказ.

Законодательтвом устаналивается также ограничение права на объединение для судей, работников правоохранительных органов и военнослужащих. Согласно Закону РФ от 26 июня 1992г. "О статуче судей в Россйской Федерации", судьи не прнадлежат к политческим партиям и движениям. В Законе "О прокуратуре Российской Федерации" (ст.4), предусматривается, что в органах прокуратуры не допускается созданиеи идеятельность политических партий и организаций. Такая деятельность не допустима и в органах МВД (Закон "О милиции" ст. 20). В соответсвии с Законом Российской Федерации "Об обороне" в вооруженных слах Российской Федеарции не допускается деятельность общественных и иных орагнзаций и объединеий, преследующих политическе цели. Военнослужащие могут состоять в общественных объединениях, которые не преследуют полические цели, имеют право учавствовать в их деятельности не находясь при исполнении обязанностей военной службы. (ст. 9 Закона "О статусе военнослужащих").

В статье 5 Закона "Об общественных объединениях" от 14 апреля 1995г. , принятом Государственной Думой формулируется понятие общественного объединения:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.