Рефераты. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Республике Молдова






Гарантии прав и свобод принято подразделять на экономические, политические и правовые.

·        Основу экономических гарантий составляют экономические отношения, складывающиеся на основе частной и публичной форм собственности. В этих условиях каждый человек обладает индивидуальным или коллективным материальным статусом, который обеспечивает ему свободу действий  в экономической и политической областях.

·        Важнейшими политическими гарантиями являются демократическая организация общественного строя, принадлежность суверенитета народу, направленность политики государства на обеспечение условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устойчивость политических структур, должный уровень политической культуры граждан.

Ст. 1 п. 3 гарантирует правовую государственную защиту основных прав и свобод человека и гражданина. Провозглашается и право каждого



осуществлять самостоятельную защиту всеми законными способами. Все государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать всемерную поддержку в этом и обеспечивать каждому возможность знакомиться с документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Особое правовое значение имеет судебная защита прав и свобод, гарантированная каждому (ст.20). В соответствии с международными обязательствами РМ, человек, исчерпавший все внутренние средства защиты, может обратиться в международные органы. Доступ к правосудию является свободным и ничем не ограниченным. Важными правовыми гарантиями являются презумпция невиновности (ст.21) и необратимость закона (ст.22), обеспечивающие применение мер государственного принуждения в соответствии с законом. Существенна и возможность обжаловать незаконные официальные акты и действия должностных лиц и требовать возмещения причиненного ими ущерба(ст.53). Важным, имеющим значение правовой гарантии является и право на пользование квалифицированной юридической помощью (ст.26). Гарантированность прав и свобод обеспечивается и авторитетом самой Конституции, которая является высшим законом общества и государства. Ст. 24 испанской Конституции гласит: «Равным образом каждый может быть судим только судом, определенным законом, иметь защиту и использование адво­катской помощи, право знать о предъявляемых обвинениях, иметь право на открытое судебное разбирательство, осущест­вляемое в установленные сроки с соблюдением всех гарантий, право пользоваться всеми средствами при своей защите, пра­во свидетельствовать против себя, не признавать себя винов­ным, право на презумпцию невиновности.Закон определяет случаи, когда на основании родства или соблюдения профессиональной тайны дача показаний о дей­ствиях, считающихся преступными, не является обязатель­ной».

Ст.54 предусматривает возможность ограничения прав и свобод, но с существенной оговоркой – такое ограничение допустимо только если это необходимо для защиты национальной безопасности, охраны общественного порядка, общественного здоровья или морали, прав и свобод граждан, для проведения уголовного расследования, для предупреждения последствий


стихийного бедствия или аварии. Оно должно соответствовать вызвавшему его обстоятельству и не затрагивать существенные права и свободы.

  Основные обязанности человека и гражданина содержатся в главе 3 раздела 2 Конституции. Они непосредственно вытекают из гарантированных ему прав. Основными в РМ признаются обязанности уважать законные права и интересы, достоинство других граждан. Особо значима обязанность соблюдать конституцию и предписания иных нормативных актов (ст.15), чем обеспечивается законность и правопорядок в обществе. Защита родины – священное право и обязанность каждого гражданина (ст.57). Преданность стране священна (ст.56). Для обеспечения национальной обороны, охраны границ, поддержания правопорядка осуществляется формирование военного контингента срочной, сверхсрочной и контрактной службы, а так же резервистов. Уголовное законодательство строго карает за измену Родине, дезертирство. Граждане обязаны участвовать в финансовых расходах государства посредством уплаты налогов и сборов в установленном законом порядке (ст.58), что обуславливает оптимальное состояние финансовой и социально-экономической системы страны. Конституция также устанавливает обязанность сохранять природу и окружающую среду (ст.59), рационально относиться к использованию природных ресурсов (ст.126).  Ст. 34 п. 4 устанавливает требование привлечения к ответственности физических и юридических лиц, ответственных за экологическое правонарушение. Далее, ст. 46 формулирует еще одну обязанность – право частной  собственности  обязывает к соблюдению  требований защиты   окружающей  среды  и  обеспечению  добрососедства,  а  также  к соблюдению  других  требований, которые согласно закону  возлагаются  на собственника.  Так же немаловажным является требование сохранения памятников истории и культуры (ст.59).

   Ряд других обязанностей сформулирован в негативной форме в виде конституционно закрепленных запретов определенного поведения. Так, ст. 32 запрещает оспаривание и  опорочивание государства и народа, призывы к агрессивной войне, национальной розни, подстрекательство к   дискриминации,  территориальному  сепаратизму,  общественному  насилию, а  также  другие действия, посягающие на конституционный режим.

5. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Молдова.

Ст.19 Конституции РМ устанавливает национальный режим для иностранных граждан и лиц без гражданства в РМ. Так, ч. 1 гласит: Иностранные  граждане  и  лица без гражданства имеют те же права и  обязанности,  что  и  граждане  Республики  Молдова,  с  изъятиями,  установленными законом. Аналогичные правовые предписания мы находим в ст. 5 Закона РМ «о правовом положении  иностранных граждан и лиц без гражданства в   Республике Молдова Nr.275-XIII  от  10.11.94(МО №20 от 29.12.1994). Пользование  иностранными гражданами и лицами без гражданства правами и свободами  не  должно  наносить ущерба интересам государства,  правам  и законным интересам граждан Республики Молдова и других лиц. Ст. 31 закона устанавливает возможность применения и иного режима – режима реторсий в отношении граждан тех стран, где устанавливаются ограничения прав и свобод для граждан РМ.

Иностранные  граждане и лица без гражданства равны перед законом и властями независимо от расы, национальности, этнического происхождения языка,    религии,   пола,   взглядов,   политической    принадлежности, имущественного положения или социального происхождения.

Иностранными  гражданами  признаются  лица,  не  являющиеся гражданами   Республики   Молдова   и   имеющие   доказательства   своей принадлежности к гражданству другого государства.

Лица,  не  являющиеся  гражданами Республики Молдова  и  не имеющие   доказательств  своей  принадлежности  к  гражданству   другого государства, признаются лицами без гражданства.

Основные права иностранных граждан и лиц без гражданства:

Иностранные  граждане и лица без гражданства, временно прибывшие в  Республику  Молдова,  вправе  остаться  на  постоянное  жительство  в республике в порядке, установленном действующим законодательством. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие  в Республике Молдова, имеют право на труд и защиту труда  в соответствии с действующим законодательством. Они  имеют право на  отдых и охрану здоровья на общих основаниях с гражданами Республики Молдова. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в  Республике Молдова, имеют право на получение пособий, пенсий и другие  виды социального обеспечения в соответствии с действующим законодательством, на жилище в порядке, установленном для граждан Республики Молдова. Данные лица вправе иметь жилой дом и иное имущество в частной собственности, наследовать или завещать имущество, пользоваться правами автора произведения литературы, искусства и науки, открытия,  изобретения, а также иметь личные неимущественные права. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют равное с гражданами Республики Молдова право на получение образования, на общих основаниях с гражданами Республики Молдова вступать в культурные, научные, спортивные общества,  кооперативные организации, производственные ассоциации, если иное не предусмотрено уставами этих организаций. Иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в Республике Молдова, гарантируется свобода совести,  мнений и выражения в соответствии с действующим законодательством. Данные лица также имеют право заключать и расторгать брак с гражданами Республики Молдова и другими лицами в соответствии с действующим законодательством. Они пользуются правами и несут обязанности в семейных отношениях наравне с гражданами Республики Молдова. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право передвигаться по территории Республики Молдова и выбирать место жительства в порядке, установленном действующим законодательством. Им гарантируется  право  на неприкосновенность  личности  и жилища. Они имеют право  на  эффективное восстановление в правах компетентными судами и иными публичными властями в случае нарушения их прав, свобод и законных интересов, имеют право  обращаться с заявлением к парламентскому адвокату. При  этом они пользуются в суде и других органах теми же процессуальными правами, что и граждане Республики Молдова.  Иностранным гражданам гарантируется право обращения за защитой в дипломатические представительства своих государств.

Основные обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства:

Иностранные   граждане  и  лица  без  гражданства   обязаны соблюдать Конституцию и другие законы Республики Молдова. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право проживать в Республике Молдова по действительным удостоверяющим личность документам. С иностранных  граждан  и  лиц без гражданства  взимаются налоги, пошлины, сборы и другие платежи на общих основаниях с гражданами Республики Молдова, если иное  не  предусмотрено межгосударственными соглашениями, одной из сторон которых является Республика Молдова. Данные лица не  имеют права избирать и быть избранными  в  законодательные, исполнительные  и другие  выборные  органы, а также принимать участие во всенародном голосовании, не могут  быть ленами партий и других общественно-политических организаций, проходить военную службу в Вооруженных силах Республики Молдова. Иностранные  граждане и лица без гражданства, принятые в учебные заведения,  имеют  права и обязанности в соответствии с действующим законодательством   и правилами, установленными данными учебными заведениями. Иностранные  граждане и лица без гражданства обязаны пройти медицинское обследование с целью выявления заражения ВИЧ-инфекцией  или заболевания СПИДом.

Иностранные граждане и лица без гражданства за нарушение действующего  законодательства несут административную и уголовную ответственность, также им может быть сокращен срок пребывания в  Республике. Однако иностранные граждане и лица без  гражданства могут быть выданы другому государству только на основании международного соглашения, на условиях взаимности или по решению судебной инстанции.     Право убежища предоставляется и изымается в соответствии с законом  и с соблюдением международных договоров. Иностранные граждане и лица без гражданства не могут  быть высланы  в страну, в отношении которой имеются доказательства того,  что они  в  ней преследуются по мотивам расовой,  национальной, религиозной принадлежности, по политическим убеждениям   либо  подвергаются бесчеловечному  и унижающему достоинство обращению, пыткам или  смертной казни.

Заключение.

Конституция Республики Молдова является конституцией демократического правового государства. В ней довольно обстоятельно изложены все основные права и свободы человека и гражданина, соответствующие положениям основных международно-правовых документов. Четко построенная система  Конституции позволяет  увидеть, что нормы, содержащие  определения прав и свобод подкрепляются гарантиями их реализации и защиты. В ней заложен огромный потенциал, при реализации которого у нашего государства есть шанс стать правовым и демократическим.

Время, которое мы прожили с Конституцией 1994г., показало, что   многие ее положения  остались декларативными, требующими конкретизации в законодательных актах. Зачастую получается, что реальная жизнь вступает в противоречие с «буквой закона». Именно в таких случаях, когда возникают так называемые пробелы в праве, требуется обращение к положениям Конституции. Много проблем возникает из-за экономических сложностей в стране – ведь там, где есть проблемы с экономикой, страдает и социальная сфера, а значит, нарушаются права человека. Кроме этого, все еще есть потребность в  конкретизации положений о политических правах граждан  - в частности, речь идет о правах на объединение и на свободу мысли и слова. Многопартийная система РМ требует детального решения этих вопросов.

Страна, в которой более семидесяти лет нарушались права и свободы человека, гражданина должна пройти долгий и нелегкий путь к становлению правового демократического государства. Тем не менее, цель работы, доказать, что Республика Молдова движется по верному пути в демократизации прав и свобод человека, была достигнута с помощью сравнительного анализа Основного закона нашей Республики с Конституциями Испании и Болгарии, а также с некоторыми конституционными положениями других стран. Исходя из проведенного сравнения, становится ясно, что наша Республика  смогла перенять принцип преемственности демократических ценностей и идеалов. Остается только надеяться на эффективность их применения на правовом пространстве Молдовы.

Библиография.

1.     Федоров Г.К. «Теория государства и права» Кишинев 1998г.

2.     Дженис М., Кэй  Р.,  Брэдли Э. «Европейское право в области прав человека. Практика и комментарии» - М., «Права человека – Будапешт» COLPI 1997г.

3.     «Конституционное право зарубежных стран. Учебник для ВУЗов» - М., «Норма – ИнфраМ» , 1999г.

4.     Папа Иоанн-Павел II «Права человека//Российский бюллетень по правам человека» № 7 – М., 1995г.

5.      «Конституционное право зарубежных стран. Общая часть». Под ред. Б. А.            Страшуна – М., «Бек» 2000г.

6.     «Теория права и государства. Учебник» под ред. В. В. Лазарева – М., «Право и закон» 2002г.

7.     Иванов В.М. «Конституционное право Республики Молдова» Кишинев 2000г.

8.     Воеводин Л.Д. «Юридический статус в России» М., 1997г.

9.     Эбзеев Б.С. «Конституция. Демократия. Права человека» М., 1992г.

10. «Общая теория прав человека» под. ред. Е. А. Лукашовой М., 1996г.

11.  Коваленко А.И. «Правовое государство. Концепции и реальность» М., 1993г.

12. Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. Конституционное право российской Федерации: Учебник, М.: Юристъ, 1995г. 

13. Витрук Н.В. Правовой статус личности в СССР. М., 1985г.

14. Чиркин В.Е. «Конституционное право зарубежных стран».-М.: Юрист,1997г.


Нормативно-правовые акты:


1.     Всеобщая декларация прав человека 1948г.

2.     Международный пакт о гражданских и политических правах 1966г.

3.     Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966г.

4.     Конституция Республики Молдова от 27. 08. 1994 г.

5.     Уголовный Кодекс РМ от. 18.04.2002, Monitorul oficial №128-129/1012 от 13.09.2002г.

6.     Закон РМ «о правовом положении  иностранных граждан и лиц без гражданства в   Республике Молдова Nr.275-XIII  от  10.11.94 МО N 20 от 29.12.1994г.



[1]  Ч. 3 ст. 1 Конституции Республики Молдова от 27. 08. 1994 г.

[2]  Федоров Г.К. «Теория государства и права» Кишинев 1998г. стр.152

[3] Дженис М., Кэй  Р.,  Брэдли Э. «Европейское право в области прав человека. Практика и комментарии» - М., «Права человека – Будапешт» COLPI 1997 г.

[4] «Конституционное право зарубежных стран. Учебник для ВУЗов» - М., «Норма – ИнфраМ» , 1999 г., стр. 84

[5] Папа Иоанн-Павел II «Права человека//Российский бюллетень по правам человека» № 7 – М., 1995 г., стр. 5

[6] «Конституционное право зарубежных стран. Общая часть». Под ред. Б. А. Страшуна – М., «Бек» 2000г. стр. 121-122

[7] «Теория права и государства. Учебник» под ред. В. В. Лазарева – М., «Право и закон» 2002 г. стр.480-481

[8] Иванов В.М. «Конституционное право Республики Молдова» Кишинев 2000 г. стр. 183

[9] Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. Конституционное право российской Федерации: Учебник, М.: Юристъ, 1995. С.195


[10] Воеводин Л.Д. «Юридический статус в России» М., 1997г. стр. 184

[11] Уголовный Кодекс РМ от. 18.04.2002, Monitorul oficial №128-129/1012 от 13.09.2002


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.