Рефераты. Основные прав и свободы человека и гражданина







8. Право на благоприятную окружающую среду

Понятие “окружающая среда” охватывает все компоненты природной сферы, потребителем которых является человек (вода, воздух и пр.), а также те, которые оказывают на него воздействие (шумы, вибрация и пр.). Право на благоприятную окружающую среду, т.е. такую, которая не приносит вред человеку, тесно связано с правами человека на жизнь, на охрану здоровья.

Право граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальные возможности проживания в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окру­жающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологических решений, осуществлять контроль за их реализацией, получать надлежащую экологическую ин­формацию, право на возмещение ущерба.

Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, как и методы их определения, утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами РФ, сани­тарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития науки и техники. При нарушении требований к качеству окружающей среды выброс, сброс вредных веществ и иные виды воздействия на среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены по предписанию органов Министерства природных ресурсов РФ, иных специально уполномоченных государст­венных органов.

Единая система внебюджетных государственных экологических фондов объединяет Фе­деральный экологический фонд, республиканские, областные, краевые и местные фонды, кото­рые образуются из средств, поступающих от юридических и физических лиц, включая платежи за выбросы, сбросы, размещение отходов и другие виды загрязнения, штрафы за экологические правонарушения, средства от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства.

Граждане обладают широкими полномочиями для реализации своих экологических прав, предполагающими возможность создавать общественные объединения по охране окружающей среды, вступать в такие объединения и фонды, делать взносы; принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, референдумах по охране окружающей среды; обращаться с пись­мами, петициями, требовать их рассмотрения; требовать в административном и судебном по­рядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, экс­плуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении их деятельности; ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан.

За экологические правонарушения, т.е. за виновные противоправные деяния, должност­ные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации - административную и гражданско-правовую ответственность.

Согласно ст.13 Закона РФ об охране окружающей среды от 19 декабря 1991 г. (с дополнениями и изменениями от 10.07.2001 г.) государ­ственные органы и их должностные лица обязаны оказывать всемерное содействие обществен­ным объединениям и гражданам в реализации их экологических прав и обязанностей, прини­мать меры по выполнению их предложений и требований. Должностные лица и граждане, пре­пятствующие осуществлению экологических прав и обязанностей, привлекаются к ответствен­ности в соответствии с законодательством. В частности, граждане и общественные объедине­ния граждан могут требовать от гидрометеорологических и других соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране.

Должностные лица, граждане, предприятия, учреждения, организации, виновные в не­своевременной или искаженной информации о состоянии среды и радиационной обстановки, подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке (граждане - до десятикрат­ного размера минимальной заработной платы, должностные лица - до двадцатикратного раз­мера минимальной заработной платы).

В полном объеме подлежит возвращению вред, причиненный здоровью или имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного деятель­ностью предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан.

Возмещение вреда здоровью граждан производиться на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного на то органа государственного управления, общественного объединения. Сумма денежных средств взыскивается с того, кто причинил вред, а при невозможности его установления - из средств государственных экологических фондов.

Юридические и физические лица вправе предъявлять исковые требования в суд или ар­битражный суд и о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здо­ровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей среде. Решение суда в этом случае является основанием для прекращения ее финансирования соответствующими банков­скими учреждениями.


9. Право на образование

К числу социально-экономических прав и свобод относится право на образование (ст. 43 Конституции). Каждому гарантируется общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Реализация этого права дает возможность получить общеобразова­тельную и профессиональную подготовку необходимую для осуществ­ления трудовой деятельности, для содержательной духовной жизни.

 В этом заинтересованы не только сам человек,  но и государство, общество в целом в связи с потребностями развивающегося производ­ства и других сфер в специалистах, способных в силу общей разносторонней подготовки овладевать сложными современными профессиями.

 Поэтому Конституция закрепила обязательность основного общего образования. Родители или лица их заменяющие, обязаны обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4 ст. 43).

Учащимся и студентам в соответствующих случаях предоставляются государственные стипендии и различного рода льготы (отсрочка от призыва в армию и др.).

Наряду с государственными, развивается и система частных плат­ных образовательных учреждений различного рода. Они являются дополнением государственной системы и призваны способствовать использованию различных моделей обучения, учету потребностей обучающихся в получении желательного им комплекса знаний.

Важнейший фактор экономического, социального и духовного прогресса общества, необ­ходимая предпосылка развития каждого человека, его культуры и благополучия - образование. Развитое общество не жалеет средств на образование, понимая окупаемость этих затрат в пер­спективе. Однако важно, чтобы сами граждане были заинтересованы в получении образования и имели реальную возможность его получить.

В ч.1 ст.43 признается право каждого человека на образование в соответствии со Всеоб­щей декларацией прав человека (ст.13). Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождаю­щийся констатацией достижения обучающимися определенных государством образовательных уровней. Под получением гражданином образования понимается достижение им определен­ного образовательного уровня, что удостоверяется соответствующим документом.

Граждане России имеют право на получение ос­новного образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в рамках возможно­стей, предоставляемых системой образования в соответствии со ст.6 Закона об образовании.

Общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профес­сионального образования обеспечивается государством путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

Под системой образования понимается совокупность:

·     сети реализующих и образовательных учреждений различных организационно-право­вых форм, типов и видов;

·     системы преемственных образовательных программ и государственных образователь­ных стандартов различного уровня и направленности;

·     системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий.

В соответствии с ч.3 ст.43 Конституции государство гарантирует получение на конкурс­ной основе бесплатного профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях  в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые (ст.5 Закона об образовании).

Затраты на обучение в имеющих государственную аккредитацию негосударственных платных образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего и профессионального образования, возмещаются гражданину государством в размерах, опреде­ляемых государственными нормативами затрат на обучение в соответствующем типе и виде государственного, муниципального образовательного учреждения.

Согласно ч.4 ст.43 основное общее образование и, следовательно, государственная атте­стация по его завершении являются обязательными. Конституционная обязанность по обеспе­чению получения детьми основного общего образования возлагается на родителей или лиц, их заменяющих.

Вместе с тем ст.19 Закона об образовании устанавливает обязательность основного об­щего образования лишь до достижения обучающимся пятнадцатилетнего возраста, если соот­ветствующее образование не было получено им ранее.

Получение основного общего образования в общеобразовательном учреждении с отры­вом от производства ограничивается восемнадцатилетним возрастом обучающегося.

Часть 5 ст.43 предусматривает, что РФ устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Федеральные государственные образовательные стандарты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной на­грузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. При реализации образо­ватель­ных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специ­альные государственные образовательные стандарты.

Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандар­тов определяется Правительством в соответствии со ст.7 Закона об образовании.

Государственные образовательные стандарты являются основой оценки уровня образова­ния и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.