Рефераты. Организация судебной власти






Есть и иные претензии к Закону, но они скорее относятся к сфе­рам конституционного и административного права, поэтому оста­вим их за рамками настоящего исследования. Отметим лишь, что еще на стадии подготовки проекта названного Закона неоднократ­но высказывались аналогичные упомянутым и иные замечания и предложения, отвергнутые его разработчиками.

 


Заключение


Многостороннее исследование организации судебной власти в России позволяет сделать вывод, что молодая су­дебная власть, рожденная 12 декабря 1993 г. в результате прове­денного референдума по принятию Конституции Российской Фе­дерации, состоялась как власть и продолжает развиваться.

Принято около 300 законов, регламентирующих деятельность самой судебной власти и позволяющих успешно разрешать воп­росы, входящие в ее компетенцию.

Открытый доступ к статистическим данным о работе органов судебной власти и складывающейся практике применения зако­нов, ежегодно публикуемым в официальных юридических изда­ниях, способствует прозрачности и понятности деятельности су­дов для населения.

Предпринятое исследование позволило дать определение су­дебной власти, выявить ее как функцию государства, реализуе­мую через суды, объединенные в единую судебную систему России. Установлено, что в судах эту функцию осуществляют носи­тели судебной власти - судьи, законная деятельность которых в рамках компетенции гарантируется и обеспечивается конституци­онными принципами.

В курсовом исследовании показано место, соотношение и взаимосвязи судебной власти с двумя другими ветвями власти, роль судебной власти как уравновешивающего начала в отношениях гражданина с государством.

Однако исследовательский потенциал рассматриваемых про­блем далеко не исчерпан. Многие их аспекты актуальны и поныне. Так, еще не нормализовано финансовое и материальное положе­ние мировых судей на закрепленных за ними судебных участках, недостаточна информационно-разъяснительная работа о значении мировых судей в обеспечении оперативности в разрешении дел, социальной стабилизации за счет активного применения процеду­ры примирения к противоборствующим сторонам. Необходимо приложить серьезные усилия к повышению авторитета судебной власти при восприятии ее населением па всех уровнях ее функци­онирования. Предстоит  осмыслить практику контроля по вопросам доступа к правосудию и соблюдению сроков рассмотрения судебных дел при одновременном соблюдении принципов незави­симости судей и невмешательства в их деятельность.


Библиография

Нормативные акты

1.                 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)// Российская газета. 25 декабря. 1993г.

2.                 Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (с изм. и доп. от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г.).

3.                 Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ) от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изменениями от 29 мая, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 30 июня, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 22 апреля, 29 июня, 2, 28 декабря 2004 г.).

4.                 Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изм. и доп. от 8 февраля, 15 декабря 2001 г., 7 июня 2004 г.)

5.                 Федеральный закон от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 4 июля 2003 г., 14 августа 2004 г.). Статья 11. Формирование квалификационных коллегий судей

6.                 Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" (с изм. и доп. от 27 октября 2003 г., 30 ноября 2004 г.)

7.                 Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 14 апреля, 24 декабря 1993 г., 21 июня 1995 г., 17 июля 1999 г., 20 июня 2000 г., 15 декабря 2001 г., 22 августа 2004 г.)

8.                 Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. "О судоустройстве РСФСР" (с изм. и доп. от 29 мая, 3 июля 1992 г., 16 июля 1993 г., 28 ноября 1994 г., 4 января 1999 г., 2 января 2000 г., 25 июля 2002 г., 2 июля 2003 г., 20 августа 2004 г.).


Научная литература

9.                 Власов А. А. Проблемы эффективности и доступности правосудия в России // Государство и право. - 2004. - N 2. - С. 13-20

10.            Гаджиев Г. А. Структура и механизм судебной власти.-М.:Профобразование. 2007

11.            Гусев А. В. Правосудие дешевым не бывает... // Юридический мир. - 2004. - N 6. - С. 4-10

12.            Гуценко К.Ф., М.А. Ковалев.Правоохранительные органы. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов.-М.:Зерцало,2007

13.            Дмитриев Ю., Павловский В. К вопросу об определении понятия «судебная власть»//Право и жизнь. 2003. № 3 (55).

14.            Замятин В. Как сделать суд «скорым» // Российская юстиция. 2002. № 10

15.            Замятин В. Судебная волокита дорого обходится гражданам// Российская юстиция. 2002. №3

16.            Зеленин С. Совершенствовать надо не статус судей, а эффективность правосудия// Российская юстиция. 2002. №1

17.            Изварина А.В. Судебная власть.-Ростов-на-Дону: Из-во СКНЦ ВШ, 2003

18.            Клеандров М.И. Судья — центральное звено судебной системы. -М, 2004

19.            Коммента­рий к законодательству о судебной власти в Российской Федерации.- М., 2007

20.            Кони А.Ф. Избранные произведения.-М.1980

21.            Костров Г. К. Как правосудию стать правосудным? // Журнал российского права. - 2004. - N 10. - С. 3-14

22.            Костров Г. Почему суд не становится третьей властью?// Российская юстиция. 2001. №12

23.            Лазарева В.А. Судебная власть и уголовное судопроизводство. // Государство и право. 2001. № 5. С. 49

24.            Лебедев В. Судебная власть в стране стала реальной.// Российская юстиция. 2001. №1. С.5

25.            Лебедев В.М. Становление и развитие судебной власти в Российской Федерации. — М., 2007

26.            Петров Д. Лидия Вербицкая. Работа на грани возможного // Юридический мир. - 2004. - N 8/9. - С. 13-17

27.            Путин В. Нам необходим такой суд, который уважают и в стране, и за ее пределами// Российская юстиция. 2002. № 6

28.            Путин В.В. Компетенция суда распространяется на все дела государства.// Российская  юстиция. 2001. № 1. С. 3

29.            Путин В.В. Конституционный Суд на деле доказал возможность независимого судопроизводства// Российская юстиция. 2001. №12

30.            Радченко В. – Закон « О судебной системе Российской Федерации»- базовый закон судебной реформы// Российская юстиция. 2002. №8

31.            Реализация полномочий Судебного департамента при Верховном суде РФ в области организационно-правового обеспечения деятельности судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества в 2003 г. // Юридический мир. - 2004. - N 8/9. - С. 22-24; N 10. - С. 21  - С. 4-9;№ 11-С.26-27

32.            Сидоренко Ю. "Хочешь быть независимым - будь им!" // Юридический мир. - 2004. - N 10.

33.            Соломон П. Главный вопрос для российской судебной власти – как добиться доверия общества// Российская юстиция. 2003. № 6-С.5-7

34.            Стецовский Ю.И. Судебная власть. – М:Дело. 1999

35.            Судебная система РФ: цифры и факты за 2003 г.: правительство и судебная реформа // Юридический мир. - 2004. - N 7. - С. 16-17

36.            Ярков В. В. Комментарий к федеральным законам "Об испол­нительном производстве" и "О судебных  приставах". М., 2007


[1] Кони А.Ф. Избранные произведения.-М.1980.-С.62

[2]Петрухин И.Л. Проблемы судебной власти в современной России// Государство и право. 2000. № .7- С. 15; Власов А. А. Проблемы эффективности и доступности правосудия в России // Государство и право. - 2004. - N 2. - С. 13; Костров Г. К. Как правосудию стать правосудным? // Журнал российского права. - 2004. - N 10. - С. 3;  

[3] Фойницкий И Я. Курс уголовного судопроизводства. Т. 1. СПб., 1996.- С. 158.

[4] Дмитриев Ю.А., Черемных Г.Г. Судебная власть в механизме разделения властей и защите прав и свобод че­ловека // Гос. и право. 1997. № 8.-С. 48.

[5] Познышев С.В. Элементарный учебник русского уголов­ного процесса. М., 1913.-С. 87-88.

[6] Общая теория государства и права / Под ред. В.В.Лазарева. М.. 2007.-С. 284.

[7] Правоохранительные органы Российской федерации / Под ред. В.П. Божьева. М., 2007.-С. 33.

[8] Фойницкий И.Я. Указ. соч. Т. 1.-С. 8.

[9] ст. 118 Конституции РФ

[10] См.: Чиркин В.Е. Разделение властей: социальные и юри­дические аспекты // Сов. гос. и право. 1990. № 8.-С. 9.

[11] См.: Шейфер СЛ. Понятие и взаимоотношения судебной, прокурорской и следственной властей // В кн.: Уголовная ответственность: основания и порядок реализации. Сама­ра, 1991.-С. 59.

[12] См.: Кобликов А. Судебная власть и процессуальные га­рантии // Вестник Верховного Суда СССР. 1991. № 8.-С. 26.

[13] Ржевский ВА.. Чепурнова Н.М. Указ. соч.-С. 96.

[14] Скитович В.В. Судебная власть как системное обра­зование // Правоведение. 1997. № 1.-С. 150.

[15] Закон о Судебной системе. Ст.1, ч 1.

[16] Всеобщая Декларация Прав человека Ст. 10.

[17] Закон о Судебной системе ст. 1

[18] Закон о Судебной системе ст. 5  ч. 1 и 2

[19] Конституция РФ ст. 118,

[20] Закон о Судебной системе ст. 5. ч. 1, 2

[21] Закон о Конституционном Суде ст. 106

[22] Лазарева В. А. Судебная защита В уголовном процессе РФ: проблемы теории и практики / Автореф. дис.... докт. юрид. наук. М.. 2000.-С. 16.

[23] Лазарева В. А. Судебная власть и ее реализация в уголовном процессе. Са­мара.2004.-С. 32.

[24] Шейфер С. А., Яблоков В. А. Понятие судебной власти и ее функции //В сб.: Проблемы судебно-правовой реформы в России. История и современность. Сама­ра.2000.-С. 198.

[25] Ржевский В.А., Чепурнова Н.М.  Судебная власть в Российской Федерации. Конституционные основы организации и деятельности.-М.2007.-С. 96-98.


[26] Ржевский В.А., Чепурнова Н.М.  Судебная власть в Российской Федерации. Конституционные основы организации и деятельности.-М.2007.-С. 110

[27] Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996г. №1 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации с изменениями от 15 декабря  2001г.//Российская газета.2001.20 декабря.

[28] Клеандров М.И. Судья — центральное звено судебной системы. -М, 2004.-С. 5—7.

[29] Разумов С.Л. Понятие судебной системы. В кн: Судебная система России. - М., 2000.-С. 119.

[30] Клеандров М.И. Судья — центральное звено судебной системы. -М, 2004.-С. 7-8.

[31] Лебедев В.М. Становление и развитие судебной власти в Российской Федерации. — М., 2007.-С. 234

[32] Гаджиев Г. А. Структура и механизм судебной власти.-М.:Профобразование. 2007.-С.34


[33] СЗ РФ. 1998. №2. Ст. 223. ( в ред. Федеральных законов от 27.102003 № 133-ФЗ, от 30.11.2004 № 143 ФЗ)

[34] СЗ РФ. 1999. №26. Ст. 3170.

[35] СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3590.

[36] СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1455; 1998. № 30. Ст. 3613; 2000. № 10. Ст. 1067; 2001. N4 49. Ст. 4566.

[37] Коммента­рий к законодательству о судебной власти в Российской Федерации.- М., 2004.-С. 273

[38] Несколько дальше авторы указанной работы включают в понятие организационного обеспечения деятельности суда применительно к Конституционному Суду РФ выделенные нами направления деятельности, на­пример мероприятия по обеспечению безопасности судей (с. 274).

[39] Комментарий к Федеральному конституционному закону "О судебной сис­теме Российской Федерации". М., 1998.-С. 147.

[40] С 1972 г. согласно постановлению СМ СССР № 194 от 21 марта 1972 г. "Об утверждении Положении о Министерстве юстиции СССР".

[41] Гаджиев Г. А. Структура и механизм судебной власти.-М.:Профобразование. 2007.-С.19-20

[42] К чему обычно и сводится критика существовавших моделей обеспечения. См. например: Комментарий к Федеральному конституционному закону "О судеб­ной системе Российской Федерации". С. 147-148; Настольная книга судьи. Введе­ние в профессию. М., 2000. С. 36; Судоустройство и правоохранительные органы Российской Федерации. М., 2000. С. 139-140 и др.

[43] Изварина А.В. Судебная власть.-Ростов-на-Дону: Из-во СКНЦ ВШ, 2003.-С.135

[44] Алексеева Л.Б., Андреев В.И. и др. Настольная книга судьи. Введение в профессию.-М.,2000.-С.40

[45] ч. 2 ст. 21 Закона о судебной системе РФ

[46] За исключением уголовных дел о пре­ступлениях, указанных в пункте 3 статьи 30 УПК РФ

[47] Например, ст. 105ч. 2 -убийство с отягчающими об­стоятельствами, ст. 126 ч. 3 - похищение человека, совершенное группой лиц, повлекшее по неосторожности смерть или иные тяж­кие последствия, ст. 304—провокация взятки либо коммерческо­го подкупа  и др.

[48] Ершов В.В. и др. Судебная система. М., 2000.-С. 186, 190.

[49] Гаджиев Г. А. Структура и механизм судебной власти.-М.:Профобразование. 2007.-С.143

[50] Данный орган также обеспечивает деятельность всех органов судейского сообщества России (ч. 1 ст. 1 Закона о Судебном департаменте).

[51] Некоторые сомнения вызывал правовой статус этого органа, но, как спра­ведливо отмечают авторы Комментария к Федеральному конституционному за­кону "О судебной системе Российской Федерации" (М., 1998. С. 149), данный ор­ган, несомненно, является частью судебной системы РФ, хотя и не обладает пол­номочиями по осуществлению правосудия.

[52] СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 223.

[53] Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации. М., 2000.-С. 139. Председатель Совета судей России называет образование этого органа в числе главных задач, стоявших перед Советом судей в 1995-1996 гг. См.: Российские судьи - носители судебной власти // Российская юстиция. 2000. №11. С. 8.

[54] Хотя в конце 2000 г. в среде судей арбитражных судов велось обсуждение вопроса о присоединении к рассматриваемой здесь модели обеспечения судов об­щей юрисдикции.

[55] Аналогичное, но более детальное регулирование содержится в ст. 32 Феде­рального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации".


[56] Изварина А.В. Судебная власть.-Ростов-на-Дону: Из-во СКНЦ ВШ, 2003.-С.149-156

[57] Комплексное толкование норм Закона о Судебном департаменте приводит к выводу, что это федеральный орган государственной власти, а его работники -федеральные государственные служащие и, следовательно, данное правило представляется конституционно уязвимым.


[58] В настоящее время в соответствии с постановлением Совета судей РФ от 2 апреля 1999 г. проводится эксперимент по фактическому введению должно­стей администраторов в пяти субъектах РФ. Отметим, что такой подход к нормам Закона нам представляется весьма странным.

[59] Организационным обеспечением должен заниматься заместитель предсе­дателя суда // Российская юстиция. 2000. № I 1.-С. 50.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.